Просмотр содержимого документа
«Что может стать причиной проблем в поведении ребёнка?»
лентяй
двоечник
грубиян
хулиган
неудачник
безответственный
«ТРУДНЫЙ» РЕБЕНОК?
Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?
Кризисы взросления младшего школьника
Проблемы
1.Трудности при взаимодействии с учителями.
2.Тревожность при ответах у доски.
3.Страх перед контрольными работами.
4.Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.
5.Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.
Признаки периода взросления
- усталый внешний вид школьника;
- нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
- стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;
- нежелание выполнять домашние задания;
- негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;
- жалобы на события, связанные со школой;
- беспокойный сон;
- трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
«Лучше один раз зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту»
Ф.Абрамов
Причины подросткового кризиса
«В подростковом возрасте
Многие человеческие достоинства
Проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».
И. В. Гете
Четвероклассник подходит к периоду кризиса в его развитии. Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности.
- Более значимой становится оценка сверстников;
- Ведущей деятельностью стала не учеба, а общение со сверстниками;
- Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости;
- Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить;
- У подростков оформляются взгляды на смысл жизни, на отношения между людьми;
- Нарастанию тревожности ребенка способствуют, кроме того, физиологические изменения в его организме, изменение потребностей: социальных, материальных, духовных .
Особенности подросткового возраста
- Особенность этого возраста заключается в том, что, когда начинаются бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Этот процесс не может быть пущен на самотек, требует вдумчивого участия.
- Какие проблемы при этом возникают? Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием в детском саду, школе, подчас растут в неполных семьях, где отсутствуют отцы. Женщин большинство в среде тех, кто их лечит, учит, воспитывает. Поэтому особенно важна роль отца, а если его нет или, к сожалению, он не очень-то достоин подражания, пусть в жизни мальчика принимает больше участия какой-то другой мужчина - дедушка, дядя, старший брат, тренер спортивной секции.
Особенности подросткового возраста
- Дети становятся очень чувствительными к внешним формам обращения к себе как к большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Подростки овладевают в общении со взрослыми многими полезными навыками и умениями.
Особенности подросткового возраста
- Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения становится поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеалом отношений сверстников в этом возрасте является девиз - «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. В общении дети начинают учитывать требования сверстников, ориентироваться на них. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в познании мира человеческих отношений.
Особенности подросткового возраста
- Одна из самых главных, основополагающих потребностей раннего подросткового возраста - потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей..
ПРИЧИНА ПЕРВАЯ
БОРЬБА ЗА ВНИМАНИЕ.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.
ПРИЧИНА ВТОРАЯ
БОРЬБА ЗА САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
Ребенок объявляет войну бесконечным
указаниям, замечаниям и опасениям
взрослых. Возможность иметь свое
мнение, принимать собственное решение
– это возможность приобретать свой
опыт, пусть даже ошибочный.
ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ
ЖЕЛАНИЕ МЩЕНИЯ
Ребенок может мстить за:
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями или сестрами;
- унижение друг друга членами семьи;
- разводы и появление в доме нового члена семьи.
ПРИЧИНА ЧЕТВЕРТАЯ
НЕВЕРИЕ В СОБСТВЕННЫЙ УСПЕХ
Неверие, вызываемое учебными
неуспехами, взаимоотношениями в
классе с одноклассниками, учителем,
низкая самооценка.
- ЭТО ПРОЦЕСС:
- В ХОДЕ КОТОРОГО РОДИТЕЛЬ СОСРЕДОТОЧИВАЕТСЯ НА ДОСТОИНСТВАХ РЕБЕНКА С ЦЕЛЬЮ УКРЕПЛЕНИЯ ЕГО САМООЦЕНКИ;
- КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ РЕБЕНКУ ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ И СВОИ СПОСОБНОСТИ;
- КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ РЕБЕНКУ ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК;
- КОТОРЫЙ ПОДДЕРЖИВАЕТ РЕБЕНКА ПРИ НЕУДАЧАХ .
ПОДДЕРЖИВАТЬ РЕБЕНКА
– ЗНАЧИТ ВЕРИТЬ В НЕГО
- к каждому нужен свой подход;
- любить и уважать детей, какими бы они ни были;
- побольше общаться с ребёнком;
- принуждение и наказание;
- посещение школьных мероприятий;
- не оставлять с проблемами наедине;
- контроль, загруженность домашними делами, требовательность;
- обратиться к психологу, ремень;
- с детства объяснять ему, что хорошо, а что плохо;
- не оставлять воспитание на более позднее время;
- не унижайте и не оскорбляйте ребенка;
- избегайте постоянных одергиваний и неоправданных запретов;
- отделяйте поступок ребенка от его личности: “Я люблю тебя, но то, как ты
поступил, не одобряю”;
- объясните, как можно сгладить последствия плохого поступка;
- спокойно выслушивать;
- разговаривать, опираясь на доверительные отношения;
- найти контакт;
- заинтересовать его;
- уделять больше внимания, любви
Как вести себя с трудным ребёнком?
- привести примеры из жизни; (зачем нужно учиться)
- возможно лишить в качестве наказания любимых занятий (игр, телевизора, компьютера и т.д.);
- обратиться к специалистам;
- читать специальную литературу
« Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем».
Желаем вам успехов в воспитании ваших детей!