СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что мы знаем о камнях?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект комплекса занятий с детьми ДОУ  в рамках проекта "Эти удивительные камни"

Просмотр содержимого документа
«Что мы знаем о камнях?»

Беседа «Что мы знаем о камнях»

Отгадайте загадку:

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

В.Мирясова

Давайте о камнях и побеседуем.

Дети садятся за столы. На них подносы (по одному на двоих детей) с камнями, деревянный брусочек, сосуд с водой, салфетки.

Педагог. Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее слушать и представите картинку, которую вам подскажет музыка (Дети слушают). Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы) Давайте еще раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Что вы там видели?

Дети. На берегу моря много камушков, море красивое…

Педагог. Найдите на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Посмотрите на камни и скажите: какие они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края? (Красивые, разного цвета)

Почему они такие? Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими – без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можно сказать про речные камни? Какие они? (Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами).

Так чем же морские камни отличаются от речных? (Ответы) Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый). Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево). А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает – не получается, предлагает двум-трем детям попробовать сделать то же). Давайте я еще раз попробую. Что получится? (Гвоздь гнется, но не вбивается.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? (Ответы) Какой можно сделать вывод?

Дети. Камень тверже дерева.

Педагог. В как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает). Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним? (Камень тонет). Почему? (Он тяжелее воды). А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)

Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (Мокрый). Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее.) Где можно увидеть камни? Верно, в реке, в море, на дороге.



Беседа «Нужен ли камень человеку?»

Как вы думаете, нужен ли камень человеку?

Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы-предположения).

Я хочу познакомить вас с одним интересным камнем. Называется он гранит. Внимательно посмотрите на него (показывает). Возьмите лупы и рассмотрите гранит. Гранит – это горная порода. Если внимательно его рассмотреть, можно увидеть, что камень словно состоит из зерен. Они разные по цвету и разного вида. В состав гранита входят три разных камня (показывает их): сверкающий кварц, темная слюда и цветной полевой шпат. Из гранита строят набережные, изготавливают постаменты для памятников. Но есть гранита и соперник – это мрамор. Мрамор – тоже горная порода (показывает). Найдите у себя мрамор и возьмите в руки. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он? (Гладкий, блестящий, красивый)

Мрамор, как и гранит, неоднороден: он состоит из кальцита, известняка и примесей, которые придают ему разную окраску (показывает состав мрамора). Посмотрите на мрамор через лупу. Что вы видите? (Ответы) Мрамор – главный отделочный материал. Самым ценным является белый мрамор (показывает его). Настоящее царство мрамора можно увидеть в метро.

А сейчас давайте рассмотрим иллюстрации.

1 иллюстрация - памятник А.С.Пушкину. Кому установлен этот памятник? Правильно. А.С.Пушкину. Он находится в центре Москвы. Сделан из бронзы. Посмотрите, какой памятник красивый. А постамент для него выполнен из гранита.

2 иллюстрация – могила Неизвестного солдата в Александровском саду. Кому посвящен этот памятник? Да, солдатам, которые погибли, защищая нашу Родину. И этот памятник украшен мрамором.

3 иллюстрация – Красная площадь. Что вы видите на этой иллюстрации? Правильно, это главная площадь нашей страны. И в ее убранстве тоже использованы камни.

Вот сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро, входов в здания, украшения постаментов памятников. Еще есть драгоценные камни. Издавна из них изготавливали украшения. Давайте посмотрим выставку женских украшений. (Рассматриваем альбом с фотографиями. Что вам понравилось? Какие украшения есть у вас дома? Дома вместе с родителями рассмотрите их и определите камни, из которых они изготовлены.






«Простые и ценные камни в природе»


Цель:Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств. Называть свойства и особенности (крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый и др.) Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами. Морские камни – всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны. Камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений. Дать детям первое представление о поделочных камнях. Расширять словарный запас.

Материалы к занятию:

- набор речных и морских камней

- кусочки мрамора и гранита

- сосуд с водой, лупа, салфетки (на каждого ребёнка)

-иллюстрации: могила неизвестного солдата, станция московского метро, набережная Москвы-реки, Красная площадь

-коллекция различных камней

-аудиозапись «шум волн»


ХОД:

Воспитатель: ребята, сегодня получила посылку, но открыть её сможем только тогда ,когда отгадаем загадку.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять

В пыли на дороге ненужным лежать

Кто поможет предмет по приметам узнать?

Дети: камень

Воспитатель: давайте о камнях и побеседуем

Опыт: (камень, кусочек дерева, молоток, гвоздь, сосуд с водой)

-твёрдость, прочность (пытаемся вбить гвоздь)

-плавучесть (опускаем в сосуд с водой)

ИГРА: «морские камешки»

Звучит «шум волн», дети превращаются в «морские камешки»

Воспитатель: посмотрите на них и расскажите, какие они?

(форма, цвет, какая у них поверхность, какие края: гладкие, овальные, круглые, твёрдые, холодные, красивые, разного цвета)

-Как вы думаете, почему они такие?

Дети: (варианты ответов)

Воспитатель: ребята, предлагаю подняться в горы.

(иллюстрации: горы, скалы, вулкан, вулканическая лава)

В результате остывания и затвердевания вулканической лавы за тысячи лет образуются горные породы (горные камни)

- и сейчас хочу познакомить вас с одним интересным камнем. (дети садятся за столы)

Внимательно посмотрите на него. Это камень- ГРАНИТ.

Дети: рассматривают через лупу, высказываются.

Воспитатель: гранит-это горная порода. Если внимательно посмотреть, то сможем увидеть, что он весь словно состоит из каменных зёрен. Они разные по цвету. В состав гранита вошли три камня (сверкающий кварц, тёмная слюда, цветной полевой шпат)

Как сами горы этот камень очень прочный, долговечный

Воспитатель: (показывает МРАМОР)

У гранита есть давний соперник – это мрамор.

Мрамор - тоже горная порода. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?

Дети: гладкий, блестящий, красивый

Мрамор для строителей - главный отделочный материал. Настоящее царство мрамора мы с вами можем увидеть в метро- им украшены многие станции.

Воспитатель: как вы думаете, нужен ли камень человеку? Где?

(показывает иллюстрации)

Воспитатель: одни камни применяются в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро. Но есть особые камни – поделочные, драгоценные. (Рассматривание коллекции)

-как вы думаете, где их используют?

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

(камень)

Воспитатель: вы можете стать КОЛЛЕКЦИОНЕРАМИ и собрать свою коллекцию камней






«Камни, которые подарило море».


Цель: познакомить детей с камнями, которые подарило море: коралл, жемчуг, известняк. Дать представление о жизни полипов, мидий и о том, как образуются кораллы, жемчуг, известняк. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности. Развивать сенсорные ощущения детей, поддерживать интерес к опытнической работе. Учить детей видеть разнообразие, красоту камней, любоваться ими, рассказать об использовании человеком. Расширять словарный запас.


МАТЕРИАЛЫ:

- Глобус.

- На каждого ребенка: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка.

- Коллекции: кораллов, жемчужин, ракушек, кусочки мела (достаточно для всех детей)

- Аудиозапись «Звуки моря», видеофильм «Духи моря»- отрывок о коралле

- Иллюстрации: коралловые рифы, коралловые рифы с их обитателями, жемчужина в раковине, залежи известняка.

- Выставка украшений из жемчуга и кораллов.


ХОД:

Воспитатель:- Ребята, как называется планета, на которой мы живем? Дети: планета Земля - огромный каменистый шар

- Что такое глобус?

Дети: модель планеты Земля

- Что вы видите на глобусе?

Дети: моря, океаны, горы, леса, города…

- Мы с вами уже путешествовали по нашей планете. На прошлом занятии мы поднимались высоко в горы. Ребята, что мы там нашли?

Дети: камни, вспоминают какие, какими свойствами обладают, для чего они нужны…

- Сегодня я вас приглашаю отправиться к теплым морям и океанам (показ на глобусе: Красное море, Атлантический океан, Тихий…). Показать линию экватора, пояснить, что вдоль нее самые теплые места нашей планеты.

Аудиозапись «Звуки моря»

Воспитатель: Мы отправляемся в морское царство. Вы готовы. Закрывайте глаза и представляйте. Морской царь, что ты нам подаришь?

Показ коллекции кораллов. Раздать каждому ребенку. Ребята, кто знает, что это такое?

- Что вы о нем можете сказать? (цвет, форма, твердость, поверхность, на что похож…)

- Они очень разнообразные. Все это – разные виды кораллов, их насчитывается на земле около шести тысяч.

- Какие бы слова вы могли сказать своему кораллу?

Дети: Великолепный, прекрасный, сказочный, резной, белоснежный, узорчатый, причудливый, граненый, игольчатый, сверкающий).

Воспитатель:- Ребята, пойдемте в нашу «лабораторию», садитесь на свои места и еще раз с помощью лупы рассмотрите этот удивительный камень, а я расскажу вам, как рождаются кораллы.

- Если приглядеться к кораллу, то можно заметить, что он весь состоит из множества мелких ячеек. Вы нашли их? Кораллы создают живые, маленькие, морские животные – полипы, которые сидят в этих ячейках. Вместе они подстерегают добычу, вместе ее поедают, вместе отдыхают. Все кораллы - прожорливые ночные хищники. У полипов мягкое тело, поэтому они делают вокруг себя прочный скелет-домик. Когда полипы умирают, эти домики остаются и на них надстраиваются следующие домики. Так образуются коралловые рифы. Показ иллюстраций. Это место жизни множества морских обитателей. Они там прячутся, живут, питаются.

Некоторые морские существа едят кораллы - это морской еж, морская звезда (показ ).

Причудлив и красив собой подводный камень, не земной.

Неторопливо он растет, с годами рифы создает.

Он без садовника возник природы сказочный цветник.

Подводный мир он украшает, но кораблям ходить мешает.

Обычно корабли любые обходят цветники такие.

Ребята, у вас на столах стакан с водой – маленькое море, опустите туда свой коралл. Что произошло?

Дети: утонул, потому, что это камень.

Рассмотреть и повесить на выставку украшения из кораллов.

Физкультурная минутка: Танцуют под мелодию моря.

- Ребятки одевайте маски, ныряйте поглубже, поищите еще что - нибудь.

Находят большую раковину, слушают шум моря в ней.

Воспитатель: Посмотрите, какая у меня коллекция ракушек, какие они красивые и разнообразные. Ракушки есть очень крупные, а есть малюсенькие. Как вы думаете, что такое раковины, откуда они берутся? (обсуждение, рассказ).

- Ребята выберете себе одну раковину и проходите на свои места. Я вам расскажу про еще один удивительный камень, который нам тоже дарят мидии. Жемчуг- камень удивительной красоты находят в раковинах.(демонстрация, пополнение выставки украшений)

- Откуда берется в раковине жемчужина?

Давайте повнимательнее рассмотрим нашу ракушку, можно и через лупу. Потрогайте ее внутри, что вы можете сказать?

Дети: гладкая, скользкая, перламутровая.

- Как вы думаете для чего мидии нужен такой гладкий слой внутри? (обсуждение - чтобы быстро прятаться, для чего?)

- Что происходит, когда попадает в раковину песчинка? (обсуждение, рассказ, раздать жемчужины).

- Ребята бросьте в свое маленькое море жемчужину, что наблюдаете?

Воспитатель:С каким третьим камнем я вас сегодня познакомлю, вы сейчас отгадаете сами. Подойдите ко мне и внимательно послушайте загадку.

Белый маленький комочек. Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,

Белят потолки и печки. Растворяется легко:

Опусти комочек в речку – утечет как молоко.

-Молодцы правильно догадались это мел. Возьмите по кусочку, рассмотрите, потрогайте, можно порисовать на доске. Что можете сказать про него?

Дети: белый, матовый, твердый, но помягче, чем другие камни, мажется, крошится, значит хрупкий.

Воспитатель: возвращаемся в «лабораторию»

- Давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде?

Опустите его в свое маленькое море. (утонул- камень, пузырьки- пористый, есть воздух, который вытесняется водой и поднимается на поверхность, если потереть – распадается на крупинки вода мутнеет).

- Мел - это очищенный камень известняк (демонстрация). Известняк – это то, что отложилось на морском дне. Давайте вспомним, что мы нашли на морском дне? (ракушки, кораллы, водоросли, морской ил, скелеты морских обитателей). Все это спрессовалось, отвердело под слоем песка. Море отступило и в этих местах нашли залежи известняка. Мы можем точно сказать, что там, где залежи известняка, там когда то было море. Если вы после занятия внимательно рассмотрите известняк, то сможете увидеть много удивительного.

-Мел, ребята, нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве для известкования почв. В промышленности: для производства цемента, извести, добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, стекла. Очищенный мел используют при производстве лекарств, зубной пасты.

-Сегодня мы узнали много интересного об удивительных камнях, которые нам подарило море, морские обитатели.

На этой неделе мы будим изучать наши коллекции. Я покажу вам очень интересный фильм про жизнь на коралловых рифах. Мы с вами их нарисуем ( выдувая воздух из трубочек на краску). Мы порисуем также мелками и оформим выставку наших работ.












Опыты


Опыт с камнями

Психолог: Давайте посмотрим на камни которые у нас есть….. Давайте их разложим по размеру, т.к. камни неправильной формы то сортировать их по размеру оказалось не так просто, верно?

Мы сейчас с вами попробуем это сделать с помощью сортера (сортер- полоска плотного картона с тремя отверстиями разного размера). Давайте посмотрим что получилось? Камни которые проходят с самое маленькое отверстие мы кладем в одну кучку, камни побольше , которые проходят во второе отверстие мы кладем во вторую кучку, камни, которые проходят в третье отверстие мы кладем в третью кучку, а остальные складываем в четвертую кучку. Так у нас получилось четыре кучки камней. Давайте их рассмотрим. В нашей коллекции есть камни которые проходят боком в отверстие, а плашмя нет. Это из-за того, что камни имеют неправильную форму, и не всегда можно на глаз определить какой из камней больше, объемнее. В таком случае нам сейчас на помощь придет ВОДА.

Возьмем две одинаковые банки с водой, и возьмем два камня близких по размеру, такие, где будет трудно определить какой из камней больше. В наших банках налито воды одинаковое количество и маркером отмечен уровень воды. Опустим в первую банку камень, вода в банке поднялась и мы отметим на сколько изменился уровень воды в банке. Теперь давайте опустим второй камень во вторую банку и понаблюдаем за водой, на сколько поднялась? Больше или меньше чем в первой банке? Если сравнить уровень воды в первой и второй банке мы можем заметить что уровень в первой банке меньше чем во второй. Чем же это можно объяснить? А тем, что чем больше камень тем больше воды он вытесняет.

И мы с вами видим таким образом что вроде два одинаковых камня на первый взгляд оказались разными по размеру.


Может ли камень издавать звуки?

Цель: формировать представления о свойствах камней.

Материалы: разнообразные камни.

Ход опыта.

Спроситьудетей,может ли камень издавать звуки? Как нам это проверить? Постучите разными камнями друг о друга. Похожи звуки, которые при этом получаются?

Вывод: камни издают звуки.

Разные камни издают звуки, непохожие друг на друга.


Меняют ли камни цвет?

Цель: формировать представления о свойствах камней.

Материалы: пустые емкости; лейки с водой; камни, салфетка.

Ход опыта.

Дети,как вы думаете, камни могут изменить цвет? Положите в емкость камни и полейте их водой. Затем потрогайте камни, вытащите ихиз воды, положите на салфетку. Что изменилось? Сравните камни по цвету: мокрые и сухие. Какие из них красивее–мокрые или сухие?

Вывод: мокрые камни меняют цвет


Рисующие камни

Цель: формировать представления о свойствах камней.

Материалы: небольшой лист фанеры; мел; уголь.

Ход опыта:

Вспомнить с детьми, чем можно рисовать, например на асфальте.

Каким камнем лучше всего рисовать на листе фанеры: мелом или углем? (Дети рисуют)Чем рисовать лучше? Почему? Мелом рисовать лучше, потому, что он мягкий, а уголек твердый он царапает.


Пластилин – камень.

А теперь возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином.  (Пластилин помялся, а камень остался такой же). Почему?
Вывод: (Камень твердый, а пластилин мягкий. Из пластилина мы можем слепить что захотим, а из камня нет, он твердый).


Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. (Дети рассматривают все свои камни.) Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). Молодцы, очень внимательные дети.


Прочный камешек

Цель: формировать представления о свойствах

камней.

Материалы: камешки разной плотности; молоток.

Ход опыта:

Попробуйте разбить камешки молотком. Какой камень легче разбить? Как вы думаете, почему? Как называется самый крепкий камень?

Как называется самый хрупкий камень?

Гранит самый прочный камень. Он прочнее мела. Какие из камней, которые мы рассматривали ранее, прочные, а какие менее прочные?

О каком свойстве камня мы сегодня узнали?


Почему камни бывают разноцветными

Материал: несколько цветных кусочков пластилина.

Предложить детям скатать каждый кусочек пластилина в шарик и поставить их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. При этом педагог говорит: «Проходило время… миллионы лет… каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один…» С помощью стека дети разрезают пластилин и рассматривают полосатые срезы.




Игры и физминутки


«Гора и камешки».

Дети – камешки стоят все, вместе тесно прижавшись, друг к другу. (Звучит музыка).

«Жилы – была большая, гора. Гора считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. (Звучит музыка дождя и ветра). Вода проливалась на гору дождями и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот покатился один камешек (ребенок отходит от остальных), потом другой, третий (дети отходят). Начала гора уменьшаться, в конце концов, стала совсем не заметной (все дети расходятся). Так ветер и вода победили большую гору».




«Камень, ножницы, бумага»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции, мышление, умение доказывать свою правоту, соблюдать правила игры.

Ход игры: Эту игру можно использовать в качестве разминки. Дети делятся на две группы по два- три человека и договариваются, какими движениями они будут обозначать эти предметы. Например,открытые ладони – бумага, сжатые кулачки – камень, два выпрямленных пальца (остальные сжаты в кулак) – ножницы. Взрослый говорит: «Камень, ножницы, бумага!», услышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов. Затем каждый доказывает, что его «предмет» победил. Так, ножницы режут бумагу, значит, они «сильнее». Но зато камень может затупить ножницы и т. п. Выигрывает тот, чей предмет может «победить» все остальные.






«Что исчезло?»

Цель: развивать память, наблюдательность.

Материал: камни разных цветов и размеров.

Ход игры: Воспитатель выкладывает несколько отличающихся друг от друга камней и предлагает их заполнить. Затем выбирается ребенок считалкой, и воспитатель предлагает ему отвернуться в это время убирается один из камешек. Задача ребенка – определить, какой убран камень. Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время экскурсий, прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых кладется один камешек.


«Найди свой камешек»

Цель: развивать тактильные ощущения, внимание, память.

Материал: коллекция камней.

Ход игры: Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.


«Что для чего»

Цель: продолжать детей знакомить с искусственными и природными камнями и изделиями из них; развивать мышление, память; закрепить умение работать парами, договариваться объяснять свой выбор.

Материал: карточки с изображением различных изделий из камня (памятники, дома, украшения и т. п.), различные камни (кирпич, гранит, каменный уголь и др.), горные породы и минералы и изделия из них: кристаллы кварца и кварцевые часы, графит и карандаши, медная руда и медная проволока, сера и спички и т. п. Воспитатель предлагает подобрать к каждому камню картинки с изображением сделанных из него предметов (одному камню может соответствовать одна или несколько картинок).


«Ящик ощущений»

Цель: развивать тактильную память, внимание.

Материал: ящик ощущений, разные камни.

Ход игры:

1-й вариант. Положите в ящик несколько предметов, в том числе один - два камня. Предложите ребенку определить, что находится внутри, и выбрать камни. Спросить у ребенка, по каким признакам определил, что это камень? Пусть скажет, что он чувствует, - какой предмет на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т.д.).

2-й вариант. В ящике ощущений лежат только камни (их количество равно количеству детей). Каждый ребенок вытаскивает один образец, предварительно рассказав о его характеристиках, которые он определил на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, сравните их.

3- й вариант. Педагог описывает камень, а ребенок на ощупь находит его среди других образцов, например: «Выбери, круглый, гладкий, маленький камешек». В этом случае камни в ящике ощущений должны хорошо отличаться друг от друга.


Дидактическая игра

«Про что я говорю» (с мячом)

Воспитатель называет свойство предмета, а ребенок называет предмет.

Его добывают глубоко в земле, в шахте (уголь).

Он очень крепкий, с гладкими краями, тонет в воде (морской камень).

Его применяют для изготовления зубной пасты (мел).

Без этого минерала, любая пища будет невкусной (каменная соль).

Его края неровные, сам он шероховатый, найти его можно на берегу реки (речной камень).

Им можно писать на асфальте, на школьной доске (мел).

Он белый (мел).

Он черный (уголь).

Его используют для строительства дорог (камень).

Он хорошее топливо (уголь).

Матовый и пачкает руки (мел).

Ей встречают дорогих гостей (солью).

Его основу составляют останки погибших растений (уголь).

Состоит из микроорганизмов и водорослей (мел).


Физминутка

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли — белых камешков нашли,

С собой все их принесли.

Физминутка

(иллюстрирует процесс разрушения горы)

Стоит гора-Старушка –

До небес макушка.

Ее ветер обдувает,

Ее дождик поливает.

Стоит гора страдает.

И камешки теряет

И каждый день,

И каждую ночь

Катятся, катятся

Камешки прочь

Дети поднимают руки вверх, тянутся на цыпочках, обмахиваются кистями рук, встряхивают кистями рук. Прикладывают ладошки к щекам и качают головой.

Педагог касается нескольких человек, которые должны изобразить камешки при чтении следующих строк. Дети-камешки рассыпаются – разбегаются в стороны любым способом: кувыркаются или катятся «бревнышком»

Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны. Укатившиеся «камешки» продолжают чтение текста и движения с остальными, но уже на новом месте. В заключение участники игры говорят хором:

Раскатились камешки,

И с той самой поры

Ничего не осталось

От нашей горы!

Двумя руками показывают на опустевшее место.




Мини-викторина « Что мы узнали о камнях»


Первое каменное жилище человека (Пещера)

Как называлось время, когда люди жили в пещерах? (Каменный век)

Как называют округлые камни, обточенные водой? (Галька)

Как называют небольшие камни с острыми краями? (Щебень)

Как еще называют самые-самые мелкие камешки? (Песок)

Зачем животные глотают камни? Например, птицы (камни, перетирая пищу в желудке, помогают пищеварению) или крокодилы (благодаря камням, животные могут глубже нырять и удерживать равновесие в воде).

Кто ищет и изучает залежи камней в природе? (Геолог)




Рекомендация для родителей

«Расскажите детям о полезных ископаемых»

Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. И это тоже интересная и важная тема для обсуждения с малышом. Почему природные богатства называют "полезными ископаемыми"? Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.


Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так, непохожие друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад.

Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь

Полезные ископаемые делятся на 3 группы:


горючие (нефть, газ, уголь);

рудные (из них получают металлы);

строительные (песок, камень, они применяются в строительстве).

Большое скопление полезных ископаемых в земле называют месторождением.


Задания:

Готовя вместе с крохой ужин, расскажите ему о природном газе. А ведь на кухне есть и еще одно ценное "ископаемое" — соль. Керамическую посуду делают из глины, стекло — из песка. Все это полезные ископаемые.

Сидя у костра в лесу, вспомните о каменном угле, путешествуя в автомобиле — о нефти. Прогулки по городу познакомят кроху с горными породами, такими, как мрамор и гранит. Их повсеместно используют в строительстве. Занимаясь вместе с крохой творчеством, расскажите, что земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это горная порода мел. Получилась она из раковинок и частей крошечных растений и животных, которые жили много-много лет назад. А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.

Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называются драгоценными. Это алмазы, рубины, изумруды и др.

Попробуйте с малышом создать собственную коллекцию полезных ископаемых. Скорее всего, драгоценных камней вам разыскать не удастся, но вот обычные соль, уголь, песок, мел, графит и т.п. по праву займут в ней достойное место.

Покажите ребенку картинки или предметы. Малыш должен догадаться, какое полезное ископаемое использовали для изготовления данного предмета. Например,

Фотопленка – каменный уголь;

Конфета, сыр – нефть;

Краски, пластилин – глина;

Лампочки, стекло – песок;

Ложка, самолет – железная руда.




Детские стихи про камни.

А. Монт

Я по бережку морскому

похожу, похожу.

Я на камешки морские

погляжу, погляжу.

Погляжу, возьму с собой,

С моря синего — домой.

Белых камешков, штук пять,

Буду во дворе играть:

— Белый камень у меня, у меня

Говорите на меня, на меня!

Разноцветных? Тех побольше,

Лишь бы ярким был их цвет,

Для аквариумных рыбок —

С моря радужный привет!

Со сквозной дырою камень?

Этот ценный, просто клад.

Все исполнит, что желаешь,

Он волшебный, говорят!

Я по бережку хожу,

я на камешки гляжу —

Сколько радостных секретов

в камешках я нахожу!


А. Орлова

Камушек.

Посмотри, какой малыш –

Круглый гладенький голыш!

На щеках румянец,

На макушке глянец,

Подпоясан пояском,

На меня глядит глазком!

Ну а море, чуть дыша,

Нежно гладит малыша.


И. Шандра

По камням наискосок

Ловко прыгал ручеёк.

Ну а камни удивлялись:

Как он прыгает без ног?


В. Кулаев

У прибоя возле скал

Вовка камешки искал.

Каждый камешек хорош:

Вот на солнышко похож,

Этот с синей полосой,

Тот вот с красной полосой,

Вот на рыбку, на кота!

Лучший выбрать – маета!

Мама смотрит – Вовки нет!

На песочке только след:

Вовка с сумкою идёт,

Снова камешки несет!

Но куда всё это нам?

Их ведь много по углам!

Камни в город мы везём,

Саквояж несём вдвоём!


Е. Шендрик

Я этот камешек нашел на берегу,

Его вчера мне подарило море.

Теперь его для папы берегу, -

На нем слова, рисунки и узоры.

Из далека сюда он прилетел,

Осколок неба, космоса посланник.

Он мне ладонь, как солнца луч согрел, -

Чудесный камешек, межзвездный добрый странник.


С. Островский

Всё хохочет ручеёк

И не нахохочется.

Он по камушкам течёт,

А камушки щекочутся!














Сказка

Медведь – камень.

японская сказка.


Жил когда-то в маленькой горной деревушке старик-дровосек. Родных у него не было, вот и жил он вдвоем со своей собакой. Вместе они в горы ходили хворост собирать, вместе потом его в город на продажу отвозили. Продадут — купят риса, тем и жили. Вот как- то раз поутру отправился дровосек в лес. Идет, по сторонам глядит, птичек слушает, а собака впереди бежит, хвостиком виляет. Вдруг видит старик: остановилась собака, уши подняла, а потом стремглав в заросли бросилась. — Эй, эй, подожди! Куда ты? — закричал дровосек. И за собакой в глубь леса побежал. Глядь: лежит у старого дерева медведь, стонет жалобно, а двинуться не может. Подошел старик ближе -, а медведь-то раненный: торчит из лапы острая стрела. — Вот бедняжка! — воскликнул старик. — Надо бы тебе помочь. Вынул он стрелу из медвежьей лапы, а кровь-то как хлынет. Подбежала тут собака и давай рану зализывать. Сорвал дровосек полынь, к ране приложил — полегчало медведю. — Ну вот и славно, — сказал старик. — Теперь ты, медведь, лежи тихонько и не двигайся, скоро боль твоя пройдет. На следующий день снова пришел дровосек со своей собакой медведя проведать. Стали они за ним ухаживать да подкармливать. Совсем скоро поправился медведь и стал старику во всем помогать. Погрузит, бывало, дровосек хворост на повозку, медведь ее по тропинке везет, а собака сзади толкает. Так они до города и шли. А в городе только, и разговоров, что о медведе, который повозку с хворостом привозит. Как увидят люди, что старик с горы спускается, мигом на улицу высыпают, товар у него купить спешат. Хорошо зажил старик со своими зверями. Вместе работают, вместе вечера коротают. Так несколько лет и прошло. А тут новая беда. Совсем стар старик стал, хвори его разные одолели. Случалось, что не было у него сил утром в горы идти. Решили соседи позвать лекаря из города, да поздно — помер дровосек. Стали люди думать, что теперь со стариковыми зверями делать. Многие их приютить хотели. Да только собака с медведем по-своему решили. Забрались они на вершину холма, сели у могилы дровосека и завыли. Как ни старались их в деревню забрать, ничего не получалось. Стали тогда им пищу на холм носить, а они и есть-то ничего не едят. Много прошло времени. Сдохла старикова собака. Остался медведь один-одинешенек. Но вот как-то раз пришли люди к могиле дровосека, смотрят — нет медведя. Стали его искать — найти не могут. Вдруг видят — лежит у самой дороги, что по холму вьется, большой камень, ну, точь-в-точь — медведь. Сказывают, что стал тот медведь-камень деревню охранять да крестьянам помогать. Бывало, везут они товар в город на продажу, а путь-то нелегкий — попробуй повозку на холм втащить, обязательно к медведю-камню подойдут, поклонятся. — Здравствуй, господин медведь, — скажут. — Как нынче твое здоровье? Загудит камень, будто с людьми здоровается. — Помоги нам, — попросят крестьяне. — Подними повозку на холм по крутой дорожке, очень тебя просим. Качнется камень вправо, качнется влево, глядь — повозка в гору сама поехала. Поблагодарят крестьяне медведя-камень, поклонятся ему низко и дальше пойдут. Говорят, камень тот по сей день на дороге лежит и в деревню ту только добрых людей пускает.


Медитативная сказка «О КАМНЕ»

Солнце начинало свой восход, его лучики пробуждали в лесу каждый листочек, каждую травинку, каждый цветок, каждый камушек. Все просыпалось, все что росло и жило в этом волшебном лесу.

Наш Камень, о котором я хочу рассказать, лежал на самой вершине горы, которая окружала чудесное Зеленое Озеро. Много Камней находилось в этой горе, все они дружно жили, рассказывали друг другу сказки и удивительные истории. Все Камни дружили друг с другом. Бывало, когда налетал сильный , холодный Ветер они прижимались друг к другу и легко и спокойно переносили его «злой» характер. Наш Камень лежал на самой вершине горы, он был одинок. Солнце его каждый день палило своими лучами, и от этого вид его был тусклый, неприглядный и шершавый. Камень очень мечтал оказаться на берегу Зеленого Озера. Название Озера было дано не случайно, вода в этом озере была настолько чиста и обладала волшебной силой. На самом дне озера росла зеленая трава, цвели цветы, С верху Камень видел все что было и происходило в этом Зеленом Озере, какие плавали рыбки, какие цвели цветы…… Иногда к ним прилетала Тучка и наполняла Озеро живительными капельками дождя. Всю эту красоту видел Камень с высоты.

Однажды утром Камень заметил рядом с собой маленький , хрупкий зеленый Росток дерева. Семя этого Ростка дерева принес Озорник Ветер, и видимо нечаянно обронил, а Туча что прилетала после Ветра и поливала своими волшебными каплями наполнила Росток дерева живительной силой. Шло время, дни сменяли ночи, месяц месяцами , Камень с радостью помогал Ростку дерева становиться все сильнее, больше и красивее. Очень часто приходила на Зеленое Озеро Радуга, она делилась своими красками с Ростком дерева. Росток дерева рос-рос и выросло шикарное, красивое, ветвистое дерево с могучими ветвями и ярко зеленой кроной листвы. Крона этого дерева служила защитой нашему Камню, от «проказника холодного» Ветра, от палящих лучей солнца, от злого дождя……Дерево выросло и стало защитой Камню, стало принимать от Дерева любовь, заботу и внимание….

Наш Камень очень изменился , от его тусклого и неприглядного вида не осталось и следа. Теперь Камень стал ярким, гладкими очень красивым и у него появился добрый, заботливый друг.

Вот такая удивительная история произошла в волшебном лесу с Камнем……







Автор сказки

педагог-психолог

Архипова А.П.

Арт-терапевтическое занятие.


Использование авторской сказки было написано и рассказано педагогом- психологом с целью проведения арт-терапевтического занятия составления «Мандалы Камня».

Всем известно, что Мандалу можно сделать из чего угодно. В данном случае дети выкладывали Мандалу из камней. Процесс составления «Мандалы Камня» можно просмотреть в презентации слайд № 7,8 . Этот увлекательный процесс выкладывания принес много положительных эмоций и творческих идей детям.