3 – 4 года | У ребенка растет активный и пассивный словарь. К 3,5 годам в его словаре более 1000 слов. Ребенок говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их | — Ребенок говорит короткими фразами из нескольких слов; — может строить слова в неправильном порядке («Я хочу нет»), ошибаться в согласовании («Один колесо», «У меня много подругов») | Ребенок смягченно произносит согласные, недостаточно четко — свистящие и шипящие звуки, пропускает звуки «л» и «р», может пропускать, заменять другие звуки |
4 – 5 лет | К 4 годам активный словарь ребенка: 1900—2000 слов. В речи уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков | Фразы усложняются. Речь становится связной и последовательной | — Ребенок перестает произносить согласные смягченно, заменять свистящие и шипящие звуками «т» и «д» и путать их; — может недостаточно четко произносить шипящие, не уметь произносить звуки «л» и «р» |
5 – 6 лет | К 5 годам активный словарь: 2500–3000 слов. В нем появляются обобщающие слова. Ребенок не пропускает и не переставляет слоги и звуки за исключением трудных малознакомых слов («экскаватор») | — Увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений; — ребенок использует во фразах все основные части речи | — Ребенок способен замечать особенности произношения других детей и недостатки в своей речи; — могут быть отдельные недостатки произношения: ребенок не всегда четко произносит шипящие, заменяет «р» на «л» или «й», «л» на «л’» |
6 – 7 лет | Активный словарь: 3000–3500 слов, пассивный — шире. Ребенок может употреблять слова неточно | Ребенок усваивает, по каким закономерностям слова соединяются в предложения, но может ошибаться в падежах («У меня нет перчатков») | Ребенок к 6 годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно произносит их |