СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что нужно знать на 16 задание ОГЭ по географии "Выявление эмпирических зависимостей"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что нужно знать на 16 задание ОГЭ по географии "Выявление эмпирических зависимостей"»

Задание 16

Выявление эмпирических зависимостей   

Подробно рассмотрим таблицу. Из первого столбца узнаем, о каких населенных пунктах (пунктах наблюдения) идет речь.

С помощью второго столбца, в котором представлены географические координаты, можем определить расположение городов в направлении с севера на юг с помощью значений широты: самый северный пункт: Сортавала – 610с.ш., далее на юг - Вологда, затем Балахна и Уфа.

С помощью значения долготы можем определить расположение городов в направлении с запада на восток: Сортавала - Вологда - Балахна - Уфа.

Третий столбец содержит информацию о высоте каждого из пунктов над уровнем моря. Выше всех над уровнем моря расположен Волгоград, далее Уфа-Балахна-Сортавала.

Мы можем определить, в каком городе теплее всего в июле, а в каком холоднее всего в январе.

Мы также можем определить количество атмосферных осадков и установить зависимость между долготой пункта и количеством осадков.

Именно зависимости между данными нам предстоит определить в задании 28

       Анализ вариантов ответов задания 28:

    Вариант 1 ошибочен: расположение пунктов в направлении СЗ - ЮВ показывают координаты. Получаем последовательность: Сортавала - Вологда - Балахна - Уфа. Этой последовательности соответствует четвертый столбик, в котором указано количество осадков: 570-568-542-569.

    Вариант 2 для определения истинности требует вычислений амплитуды (разницы) температур. Последовательность пунктов та же: СЗ-ЮВ, т.е. Сортавала - Вологда - Балахна - Уфа. Амплитуда распределяется для каждого из городов, соответственно, так: 26,2 - 28,9 - 30,6 - 34,5. Ответ верен. Вычисления выполнять необязательно - можно прикинуть ответ, исходя из значений температур июля и января.

    Вариант 3 ошибочен, т.к. в самом северном пункте температура января выше, чем в южном.

   Вариант 4 ошибочен: в таблице нельзя проследить данную закономерность.


Выполните самостоятельно задания.

Задание №1


Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 7 января 2011 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.


Выберите один из 4 вариантов ответа:


1)


Маша: "Температура воздуха понижается с увеличением высоты местности."


2)


Даша: "Температура воздуха повышается при движении с запада на восток."


3)


Гриша: "Зимой продолжительность дня увеличивается при движении с востока на запад."


4)


Пётр: "Зимой продолжительность дня уменьшается при движении с юга на север."



Задание №2


Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?


Выберите один из 4 вариантов ответа:


1)


Саша: Чем дальше на юго-восток, тем меньше годовая амплитуда температур.


2)


Сергей: Чем выше расположен пункт, тем чаще в нем выпадают атмосферные осадки.


3)


Иван: Чем ближе к Атлантике, тем теплее в июле.


4)


Петр: Чем дальше на северо-запад, тем теплее в январе.


Задание №3


Школьники при подготовке реферата по географии Китая нашли в Интернете данные о средних температурах воздуха в июле и январе и другие климатические показатели, полученные на метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Метеостанции расположены на одной широте. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице

Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?


Выберите один из 4 вариантов ответа:


1)


Даниил: "Чем ближе к Тихому океану расположен пункт, тем июль там более тёплый".


2)


Анастасия: "Среднегодовое количество атмосферных осадков увеличивается с уменьшением абсолютной высоты пункта".


3)


Сергей: "Чем западнее расположен пункт, тем январь там более холодный".


4)


Вера: "В июле количество атмосферных осадков увеличивается при движении с запада на восток".


Задание №4


Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 5 февраля 2013 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?


Выберите один из 4 вариантов ответа:


1)


Света: "При движении с юга на север увеличивается продолжительность дня."


2)


Маша: "Температура воздуха понижается при движении с запада на восток."


3)


Наташа: "При движении с востока на запад уменьшается высота Солнца над горизонтом."


4)


Пётр: "При движении с севера на юг увеличивается высота Солнца над горизонтом."





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!