Что отличает современный урок от традиционного? Одной из целей современной образовательной концепции является развитие личности, способной к самообразованию. Данная цель характерна и для урока. Для начала давайте рассмотрим, чем отличается урок от такой формы организации учебного процесса как лекция. Основная задача лекции заключается в изложении материала. Одним из результатов урока является усвоение учащимися определенной учебной информации. Лекция проходит в форме монолога, урок, построенный в соответствии с федеральным государственным стандартом, - это урок-диалог.
Традиционный урок в отличие от современного, для которого характерен сценарный план урока, имеет жесткую структуру. Распределение времени на уроке также различно: на традиционном уроке основная часть времени отводится на объяснение и закрепление материала, на современном – самостоятельной деятельности учащихся. Задания традиционного урока носят репродуктивный характер, задания современного урока направлены на поиск и обработку информации учащимися, создание схем и моделей, обобщение, исследование и др. Кроме того, современный урок строится не только с учетом предметных результатов, но и метапредметных, а также личностных.
Содержание современного урока часто выходит за рамки учебного предмета. На современном уроке появляется такое понятие как рефлексия. Рефлексия – это самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности2. На традиционном уроке учитель лишь выясняет у учеников, что они запомнили.
Также важным отличием является подход к домашнему заданию: для традиционного урока характерно, как правило, одно задание для всех учеников, на современном уроке ученикам дается выбор, т.е. учитываются индивидуальные особенности. Мы перечислили только некоторые отличия современного урока от традиционного, но в общем виде можно сказать, что требования к организации урока значительно выросли.
Кроме того, можно отметить типичные недостатки оценивания деятельности учащихся на уроке при традиционном подходе. Во-первых, ориентация на оценку результата, а не на процесс его достижения. Процесс имеет важное значение: при оценке процесса можно проанализировать самостоятельную деятельность учащихся, их активность и другие показатели, играющие немаловажную роль в процессе обучения. То есть проведение оценки по принципу «правильно – неправильно». Во-вторых, ориентация на ЕГЭ и ГИА уже начинается в начальной школе. Здесь все достаточно очевидно, уроки не должны быть посвящены только лишь решению тестовых заданий. Из данного пункта логично вытекает третий недостаток: оценивание только предметных результатов (без оценки метапредметных и личностных).
Проектирование современного урока.
С чего начинается урок? Урок начинается с проектирования. Главным субъектом урока являются учащиеся. Цель проектирования – спланировать содержание урока, определить цели, задачи, формы организации учебно-образовательного процесса, а также содержание педагогического взаимодействия.
При планировании целей урока рекомендуется исходить из основных требований к результатам освоения основной образовательной программы, а также производить учет планируемых результатов. Любой урок (современный или традиционный) строится в соответствии с определенной структурой. В общем виде в структуре урока можно выделить три компонента, которые представлены на Рисунке 1.
Содержание учебного процесса на уроке зависит от типа урока и методов. Далее давайте рассмотрим типы современных уроков в зависимости от цели:
1. Уроки изучения нового материала.
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.
3. Уроки обобщения и систематизации изученного материала.
4. Уроки контроля и оценки знаний, умений и навыков.
5. Комбинированные уроки.
На уроке должны быть не только четко определены цели учителя и учащихся, но и представленные цели должны быть согласованы между собой и с содержанием урока. Решение поставленных задач также должно быть согласовано с целями и направлено на их достижение. Цели должны быть конкретными, понятными и достижимыми. Современный урок отличается вариативностью приемов сообщения цели. Например, сообщение цели в виде проблемного задания, постановка целей через показ конечных результатов урока, «ассоциативный ряд» и др.
Первый этап современного урока характеризуется активным целеполаганием учащихся, учащимся должна быть понятна практическая значимость изучаемого материала, что повышает мотивацию к изучению. Стоит отметить, что добиться эффективности на данном этапе возможно при систематической организации целеполагания на уроке.
Далее давайте обратим внимание на структурные элементы любого урока. В педагогической практике, как правило, выделяют следующие элементы:
• Организационный момент (направлен на подготовку учащихся к работе на уроке);
• Проверка выполнения домашнего задания (здесь следует проверять не только объем и правильность выполнения заданий, но и уровень осознанности);
• Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний;
• Усвоение новых знаний и способов действий;
• Проверка понимания учащимися нового материала;
• Закрепление нового материала (важно, чтобы учащиеся умели воспроизводить основные идеи нового материала);
• Контроль, самопроверка, рефлексия;
• Поведение итогов урока;
• Информирование о домашнем задании, рекомендации по его выполнению.
Перечисленные структурные элементы являются примерными и могут быть изменены учителем в зависимости от цели урока, выбранных форм и методов. Традиционно выделяю три формы организации деятельности на уроке: фронтальная форма, групповая (в т.ч. парная) и индивидуальная. Методов гораздо больше, как правило, выделяют три группы методов: методы организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а также методы контроля и самоконтроля.
Важным является использование таких средств и методов, которые направлены на включение каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность. Мы уже упоминали о понятии «рефлексия». На уроке, построенном в соответствии с ФГОС, педагог обучает учащихся осуществлять рефлексивные действия, необходимые для формирования умения понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности, корректировать процесс своего обучения, формулировать получаемые результаты. Для данного этапа урока эффективными являются рефлексивные вопросы, построенные по принципу незаконченного предложения. Можно отметить, что рефлексия может быть применена не только в конце урока, но и в начале.
При проектировании урока нельзя забывать о принципе здоровье-сбережения. Помещение и оборудование должны соответствовать требованиям СанПин, должен быть соблюден воздушно-тепловой режим и др. Подробный перечень требований представлен в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"". Кроме того, важным является включение в урок физкультминуток и гимнастики для глаз с целью профилактики переутомления и нарушения осанки.