Конспект занятия
по патриотическому воспитанию
в группе 3-6 класса
“Что означают наши имена?»
Разработала воспитатель
первой квалификационной категории:
Силаева Елена Сергеевна
2023г
Цель: Познакомить с миром имен, их историей, значением и своеобразием.
Задачи:
1) Познакомить учащихся с историей появления имен на земле, со значением их имен, с ритуалом имя наречения на Руси.
2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность, коммуникативные навыки.
3) Воспитывать интерес к истории своего имени, позитивного отношения к своему имени и имени окружающих.
Форма проведения: занятие.
Подготовительная работа:
Каждый учащийся класса подготовил сообщение о значении и происхождении своего имени, узнал у своих родителей, почему они дали ему именно такое имя.
Содержание
1. Вступительное слово учителя.
Отгадайте загадку.
« И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
1
И у внучки есть,
И у всех есть,
Чтобы его узнать -
Надо вслух назвать» (имя)
Нас не было – оно было
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел
А у каждого оно есть. (имя)
(Если учащиеся не могут отгадать загадку, то учитель задаёт наводящие вопросы:
- Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?
- Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?)
- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем вести разговор?
Ну конечно же это-имя.
- У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён. Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
2.Право на имя.
- Давайте посмотрим , что обозначает слово «имя» в справочнике русского языка С.И. Ожегова (учащийся зачитывает)
- Право каждого человека на имя записано и в законах. (учащийся зачитывает :
Семейный кодекс. Статья 58. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
Конвенция о правах ребёнка. Статья 7. Ребёнок имеет право на имя и национальность.)
3.Показ видеоролика о происхождении имен.
-Давайте, ребята познакомимся с вашими именами.
Игра « Как славно девочек зовут, как славно мальчиков зовут…»
(девочки хором называют имена мальчиков, мальчики хором называют имена девочек)
Учащиеся читают стихи:
Есть у нас Полинка, девочка- картинка
Дружит с танцем, дружит с песней,
Нет девчонки интересней.
Никита- мальчишка серьезный, не гордый,
Кем быть? Это знает давно он и твердо.
Пожарным он станет, когда подрастет,
Девчонку любую из вас он спасет.
Андрей наш любит рисовать,
Взрослым любит помогать,
У него талантов много,
Пусть будет светлая дорога.
Карина учится вязать,
И немного вышивать,
Рукадельница Карина,
Вещи все – как из магазина!
В спортзале Леше равных нет,
Желаем мы ему побед,
Лучше всех считать, писать,
И отлично получать.
Песенку Наташа спела
Очень быстро, очень смело,
Любит Ната выступать,
Песни петь и танцевать.
Наша Вика непоседа,
Скачет во дворе все лето,
Только вот зима приходит
Вика уж на лыжах ходит!.
Руслана в школу провожаем,
И от всей души желаем,
Чтоб уроки отвечал,
Без запинки , без труда,
И учитель даже ахнул
И сказал: «Вот это да»
- Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. Имена давались при крещении по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью.
Человек, получивший имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему. Даже в наши дни многие родители дают имена детям в честь святого- чаще всего того, чья память отмечается в этот день. День памяти святого называли именинами или днём ангела.
Давайте зачитаем в справочнике С.И. Ожегова, что означает слово «именины» (учащийся зачитывает).
Большинство самых обычных наших имён, к которым мы привыкли и считаем своими, русскими, на самом деле являются иностранными. Есть греческие, латинские, еврейские и персидские имена. Имена есть мужские и женские.
Сообщения учащихся по плану:
1. Меня зовут…
2. Моё имя означает…
3. Меня так назвали…
4. Мои именины ...
- Кто из вас изменил своё мнение о своём имени?
Задание. Распределить имена для девочек и мальчиков. Костя, Саша, Валя, Даша, Женя, Сережа, Ирина, Андрей, Лиза.
-Были ли у вас затруднения при выполнении работы?
-Кому вы дали имена Саша, Валя,
Некоторые имена могут носить как девочки, так и мальчики.
4. Наши имена.
- Считается, что имя определяет характер и судьбу человека. Но каждый человек сам определяет своё будущее. Надо стремиться к тому, чтобы ваше имя люди сопоставляли с чем-то хорошим, добрым, светлым.
Ваши родные любят вас и часто называют ласковыми именами. Скажите, как?
Имена «растут» вместе с человеком. Пока человек маленький, его зовут Коленькой, в школе Коля, в институте – Николай, а после института – Николай Иванович.
- Имена могут иметь сокращённую или полную форму.
Задание. Когда дети маленькие их часто называют сокращенными именами, а вырастают – полными. Давайте поиграем с мячом: я вам говорю полное имя, а вы сокращенное и наоборот:
Василий, Митя, Николай, Оля, Петя, Зина, Виктор, Вова, Татьяна, Лена, Ирина, Ваня, Андрей, Евгений.
Давайте проверим у кого из вас могут быть полные имена, а у кого сокращённые.(Полные- Кристина, Диана; Сокращённые Дарья-Даша, Полина- Поля, Мария- Маша, Екатерина- Катя).
Физкультминутка:
Дети ходят по кругу, по сигналу педагога выстраиваются по имени в алфавитном порядке.
- А что означают наши фамилии,
Просмотр ролика об образовании фамилий.
- Как вы думаете, почему ваша фамилия так звучит ( дети рассуждают о происхождении своей фамилии.
5. Составление рассказа «Как я берегу свое светлое имя смолоду»
Звучит аудиозапись песни "Позови меня тихо по имени".
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.
Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.
6.. Рефлексия.
- Понравилось ли сегодняшнее занятие?
- Что нового вы узнали?
- Что больше всего запомнилось?
В конце занятия дети пишут имена добрые и ласковые на воздушных шарах и дарят их друг другу.
Литература
1. Никонов В. А. Ищем имя. – М.: Сов. Россия, 1988. – 128 с.
2. Хигир Б. Ю. Энциклопедия имен. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 528 с.
Приложение 1
1. Меня зовут…Алексей
2. Моё имя означает…Защитник ( из древнегреческого)
3. Меня так назвали…Маме нравится это имя
4. Мои именины ...Светой преподобный Алексей, 30 марта
1. Меня зовут… Андрей
2. Моё имя означает…Мужественный, смелый
3. Меня так назвали…
4. Мои именины ...Андрей Первозванный,17 февраля
1. Меня зовут…Никита
2. Моё имя означает…Победитель (из древнегреч.)
3. Меня так назвали Папа так решил…
4. Мои именины ...Никита Бессогон, 15, 28 сентября
1. Меня зовут…Никита
2. Моё имя означает…Победитель (из девнегреч)
3. Меня так назвали…Решение двоих родителей
4. Мои именины ..Никита Печерский,31 января.
1. Меня зовут…Никита
2. Моё имя означает…Победитель (из древнегреч.)
3. Меня так назвали…Так захотела бабушка
4. Мои именины ...Никита Готовский !5 -28 сентября
1. Меня зовут…Руслан (из татарского)
2. Моё имя означает…Лев
3. Меня так назвали…Папа
4. Мои именины ...великомученик Рустик,12 февраля
1. Меня зовут Наталия
2. Моё имя означает…Родная (из латинского)
3. Меня так назвали… Так назвала крестная
4. Мои именины, Святая Наталия, 31 марта...
1. Меня зовут…Карина
2. Моё имя означает… Любимая, милая ( из латинского)
3. Меня так назвали…маме нравится имя
4. Мои именины ... Светлая Касиния, 7 ноября
1. Меня зовут…Полина
2. Моё имя означает…Солнечная ( русское имя француского происхождения)
3. Меня так назвали…папа
4. Мои именины .Пелагея, 14 мая..
-
1. Меня зовут…Вика
2. Моё имя означает…Победа ( из латинского)
3. Меня так назвали…имя бабушки
4. Мои именины ...святая Виктория, 12 марта
-
1. Меня зовут… Стефания
2. Моё имя означает…Корона
3. Меня так назвали по имени святой Стефании Домасской
4. Мои именины .. .24 ноября