СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что побуждает учителя к самообразованию?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Без самообразования, самосовершенствования трудно добиться хороших результатов.

Поэтому важным критерием успешности  работы учителя становится его самообразование.

Просмотр содержимого документа
«Что побуждает учителя к самообразованию?»

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь …»

Общество предъявляет к учителю самые высокие требования . Главная цель любого учителя заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, поэтому учитель на протяжении своей педагогической деятельности постоянно учит чему-то новому, при этом сам должен учиться.

И без самообразования, самосовершенствования трудно добиться хороших результатов.

Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование.

Что побуждает учителя к самообразованию?



Желание творчества.

Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Ежедневная работа с информацией.

Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общему мероприятию, олимпиаде и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Готовя материал к уроку по теме «Кем были наши предки» мне и ребятам пришлось разобраться в вопросе: «Что же нам известно о традициях и быте восточных славян?». Как окунуться в те давние времена? Конечно, через сказку.

Начнем с известной каждому народной сказки «колобок». Шар или блин в традиционной культуре – символ солнца. Масленичные блины символизируют солнце, т.к. масленица вобрала в себя языческий праздник весеннего равноденствия.
Колобок – символ солнца.
Понять смысл движения колобка и съедания его лисой мы сможем, обратившись к ведическому представлению о солнечном затмении. Что же символизируют встречаемые звери? Разные звери символизировали различные созвездия. Таким образом, на уровне астрономическом сказка колобок – это изложение мифа о солнечном затмении, о движении солнца по небу. На уровне же нравственном сказка повествует о пагубности тщеславия.

Откуда пошло выражение: « Что на роду написано, того не миновать?»

(Род – бог- творец. По древнеславянским представлениям, при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло

выражение «Что на роду написано».)



Откуда пошли выражения: « Чур, меня!», «Чур, мое!», « Чур, тебе на язык!»?

(Чур - божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: « Чур, побереги меня!», то есть «Чур, меня!» Чур имел власть над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого славянского бога и зачураться, сказав: «Чур меня!» И даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет что- то неприятное, стоит зачурать его: «Чур тебе на язык!» - и злое пожелание не сбудется. Ну а если вы найдете что-то ценное, и вам не захочется ни с кем делиться, нужно сказать: «Чур мое!» - и добрый древний божок побережет находку только для вас.)

Стремительный рост современной науки.







Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой)

В последнее время начинает набирать популярность новая методика развития интеллекта - ментальная арифметика. Она представляет собой японскую методику развития интеллектуальных способностей ребенка с помощью вычислений на специальных счетах «соробан», которые иногда называют «абакус».

Производя действия с числами в уме, дети представляют себе эти счеты и за доли секунды ментально складывают, вычитают, умножают и делят любые числа - хоть трехзначные, хоть шестизначные.

Ментальная арифметика хорошо развивает воображение, творческую жилку ребенка, его мышление, память, мелкую моторику, внимательность, усидчивость. Занятия ею направлены на то, чтобы у ребенка одновременно развивались оба полушария, что очень важно, ведь традиционная подготовка ребенка к школе развивает только правое полушарие мозга.

Пример. Умножение многозначных чисел по японской или китайской методике.

Изменения, происходящие в жизни общества.

Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»



Конкуренция.

Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в образовательное учреждение, просятся к конкретному педагогу.

Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

Материальное стимулирование.

Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес.

Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков педагог не может эффективно учить и воспитывать.





Форм активизации учительского творчества сейчас достаточно.

Частично учитель свободен в выборе технологий, учебных пособий, у него есть широкие возможности заниматься проектной, исследовательской, инновационной деятельностью. Но все формы доступны только тем, кто способен к нескончаемому самообразованию. Восточная мудрость гласит: посмотреть внутрь себя и увидеть там секрет. Секрет успеха учителя – готовность к ревизии своего опыта.

В литературе появились совсем недавно разработанные уровни профессионального роста учителя (И. Щербо), уровни его саморазвития:

Нулевой уровень – слабая методическая подготовка

1-й уровень - стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников

2-й уровень – применение новых технологий обучения.

3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий

4-й уровень – разработка новых методик при частичном изменении содержания

5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета

6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части

7-й уровень – создание авторского курса не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением.

Как не задуматься о необходимости своего профессионального роста?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!