СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что связано с эпохой серебряного века.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена для преподавателей СПО

Просмотр содержимого документа
«Что связано с эпохой серебряного века.»

Что связано с эпохой серебряного века

Главными отличительными особенностями XX столетия российской истории являются его насыщенность и стремительность. Пожалуй, ни в один период своего развития Россия не претерпевала такого множества событий, изменений и преобразований. Две мировые войны, одна гражданская, три революции!.. Глобальные потрясения сменялись великими победами! XX век запомнился множеством катастроф, человеческих страданий и, вместе с тем, народным ликованием, апофеозом силы народного духа и единства.

В этот период происходят радикальные изменения практически во всех сферах жизни страны. Это касается экономики, политики, науки, культуры, искусства.

В центре любых преобразований и модернизаций всегда оказывается человек. Именно он, со своей ценностной системой, моральными ориентирами и нравственными империалами является одновременно и вершителем новых этапов и масштабных потрясений жизни общества, и их заложником. Кому-то удавалось идти в ногу с новым временем и подпевать ему в такт. Судьбы других рушились в одночасье, мучаясь и терзаясь из-за своей якобы ненужности и неприспособленности. О судьбе одного из таких людей – поэте Валериане Валериановиче Бородаевском – пойдет речь в данной статье.

Имя В.В. Бородаевского связывают с эпохой Серебряного века в России. В свое время о нем лестно отзывался Вяч. Иванов, отметив, что «нельзя не расслышать в стихах Бородаевского «собственный», т.е. единственно данному поэту свойственный, собственно ему присущий тон» [1, с.63]. А Николай Степанович Гумилев писал, что рифмы Бородаевского «то нежны и прозрачны, как далекое эхо, то звонки и уверенны, как сталкивающиеся серебряные щиты» [2, с. 295]. Бородаевский был лично знаком с А. Ахматовой, А. Белым, А. Блоком. Его близким другом являлся Вяч. Иванов. А в «Антологии» 1911 года стихи его находим между двух корифеев литературы Серебряного века А. Белого и А Блока. Несомненно, Валериан Бородаевский в свое время был известной личностью в литературных кругах!

Родился будущий поэт 12 (24) декабря 1874 года в с. Кшень Тимского уезда Курской губернии в семье помещика. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду, ведущему свое начало «от сотника Осипа (Иосифа) Ивановича Бородаевского (нач. XYIII в.) и записанный в первую часть родословной книги Харьковской губернии, упоминающегося в документах 1767 года» [3, с. 6]. Отец поэта – Валериан Осипович – был хорошо образован, много читал, прекрасно играл на скрипке. Помимо Валериана, у Бородаевских было ещё четверо сыновей, трое из которых избрали себе военную стезю.

Валериан Валерианович получил техническое образование. Он окончил Курское реальное училище, в здании которого по улице Серафима Саровского ныне располагается один из корпусов Курского электромеханического техникума. Затем поступил в Горный институт в Петербурге, учебу в котором завершил в 1900 году. С этого времени начинается отсчет службы Бородаевского по Горному ведомству. Он работает инженером в управлении Рутченковского, Екатеринославского горнопромышленного общества, после переезжает в Самару и продолжает службу там в качестве финансового инспектора.

29 апреля 1905 года Бородаевский венчается с Маргаритой Андреевной Князевой, ставшей ему до конца жизни не только женой, но и верной подругой, опорой в трудные минуты жизни, поэтической музой. Ей Бородаевский посвятил много прекрасных строк:

Жена моя, сестра и мать моя родная,

Все три в одном лице… Сказать тебе иль нет?

Я полюбил тебя, в ночи моей блуждая,

Твоя любовь несла мне просиявший свет [2, с. 257].

Надо полагать, что Валериан Валерианович рано начал испытывать тягу к поэзии. В 1908 году он решает уволиться со службы и заняться литературной деятельностью. В 1909 году выходят два сборника его стихотворений «Страстные свечи: Стансы» (СПб.: типолитография «Печатное искусство», 1909) и «Стихотворения: Элегии, оды, идиллии» (СПб.: Оры, 1909). Семья будущего поэта переезжает в Петропавловку, а в 1912 году - на место жительства в Кшень. М.А. Бородаевская (жена поэта) вспоминает: «12-й год прошел незаметно. Мы перебрались на житьё во Кшень…Было решено провести дома Рождество, а потом ехать с детьми и няней в Италию. Сперва мы заехали в Киев, где жила двоюродная сестра мужа…Затем выехали в Венецию» [2, с. 287].

В Италии Бородаевский всерьез увлекся философскими идеями немецкого философа Штайнера. Вместе с антропософской общиной следовал за ним по разным европейским городам, где Штайнер читал лекционные курсы.

В апреле 1914 года выходит в свет новая книга стихов В.В. Бородаевского «Уединенный дол» (М.: Мусагет). Книга включает 98 стихотворений. В целом дореволюционный период в творчестве поэта характеризуется наибольшей плодотворностью: уже изданы 3 книги стихов, Бородаевский печатается в журналах Аполлон», «Вестник Европы», «Современник», «Русская мысль», в альманахе «На рассвете», в Антологии «Мусагета» [3, с. 35]. Не правда ли, весьма уверенное и прочное утверждение среди представителей Серебряного века?!

Но вскоре жизнь поэта Бородаевского повернула совсем в другое русло. Приближался 1917 год.

Жена поэта М.А. Князева вспоминала: «В Петербурге я была несколько дней в 16 году, в те дни, когда был убит Гр. Распутин. Вернувшись, мы провели последнее Рождество с елками у нас и у соседей, еще не предчувствуя конца этой жизни» [2, с. 291]. Действительно, «эта жизнь», сладостная, утонченная, с дворянскими поместьями, с прогулками вдоль пруда в тени парковых деревьев, завершилась. На смену ей пришла новая, неизведанная, требующая признания новых идеалов, новых устремлений!

Февральскую революцию 1917 года В.В. Бородаевский принял восторженно. Он полон надежд о новой жизни, жизни другой, полной радости и свободы. Событиям этого периода он посвящает восторженные стихи «Песнь народу русскому»:

Красную пасху встречаем.

Пасху пресветлую ждем.

Розой штыки украшаем,

Песню мирскую поем!

Красная пасха для поэта - символ новой жизни, в которой «рухнули ржавые звенья» вековой цепи, сковывающей свободу всего народа.

С Богом, широкой дорогой

Шествуй спокойно вперед,

Русский народ [2, с. 136]!

Стихи полны оптимизма и твердой веры в справедливое будущее («шествуй спокойно»). Но самого Бородаевского ждали только печаль, разочарование и духовный кризис.

Валериан Валерианович начинает работу в Курском земстве. В это трудное время он хочет быть полезным для своей родины. В начале 1917 года Бородаевский – земский гласный от Тимского уезда, немного позже – губернский земский комиссар. С энтузиазмом выполняет он свои обязанности. Но очень скоро политический заряд его деятельности потухает. Бородаевский не видит практических результатов своего труда.

Вскоре последовала Октябрьская революция. Поэт со своей семьей переезжает в Кшень. Внук Бородаевского Андрей Дмитриевич пишет об этом периоде в жизни своего деда: «Еще в начале 1918-го пришли в имение мужики и сказали: «Барин! Нам, говорят, пора тебя громить. Бери подводы, сколько нужно, и уезжай с Богом!» [2, с. 305]. Затем были трудные испытания: мытарства с работой, трагическая смерть сына Павлика, месяцы в тюрьме за петицию в защиту приходского священника. Бородаевский, обладая дипломом горного инженера, не может найти себе работу и, как следствие, не в состоянии содержать семью. Он полон отчаяния. Его стихи этого периода полны горечи разочарования и пессимизма:

Плугом я оторван от земли родимой,

Я подхвачен ветром и несусь по полю –

Чрез овраг, дорогу, пашню – мимо – мимо,

С ветром разделяю новую мне долю.

(Перекати-поле) [2, с. 234].


Над равниной плакала кручина;

Растекалась кручина ручейками,

Ручейки по речкам собирались –

Уходили речки к синю-морю.

(Кручина) [2, с. 231].

В 1920 году Бородаевский вступает в Курский Союз поэтов, который в этот период начинает свою работу. Там он преподает основы стиховедческого мастерства, общается с молодыми курскими поэтами. Это в какой-то степени оживляет Валериана Валериановича и отвлекает от жизненных неурядиц.

В начале 1923 года семью Бородаевских постигло страшное горе – умер их младший сын Леонид. Поэт очень тяжело переживал эту личную трагедию. Нервы его расшатывались, все больше проявлялась болезнь психического характера.

Перемены, которые с таким восторгом воспевал Бородаевский в «Песне народу русскому» принесли изменения и в его укладе жизни: поэт был лишен работы, имущество его было полностью конфисковано советской властью, жить Валериан Валерианович был вынужден на съемной квартире, стихи его не печатались, хотя он не переставал их писать.

Умер Валериан Валерианович Бородаевский 16 мая 1923 года. Могила его находится в Курске на Никитском кладбище.

Так, В.В. Бородаевский – один из достойнейших представителей плеяды поэтов Серебряного века, снискавший себе лестные отзывы таких корифеев художественного слова, как Вяч. Иванов и Н.Гумилев, всем сердцем желавший служить новой эпохе и увидевшей в ней возможность творческой свободы, был жестоко наказан этой эпохой. Его стихи на долгое время были преданы забвению. Наверное, прав был Вяч. Иванов, отмечая «несовременность» поэзии Бородаевского, которую и признавал важнейшим признаком самобытности курского поэта. Несовременность… А может быть, несвоевременность! Хочется вспомнить Марину Цветаеву:

Моим стиха, как драгоценным винам,

Настанет свой черед [4, с. 17]

Черед В.В. Бородаевского настал! И мы с наслаждением читаем его стихи – глубокие, пронзительные и светлые. Через столетие поэтическое наследие мастера художественного слова ждет нашего признания.



Ссылки на источники:

  1. Михайлова И.П., Семёнова Л.А. В мире поэзии В.В. Бородаевского: анализ поэтического текста методом концептной карты: учебно-методическое пособие для учителей-словесников, учащихся школ, студентов колледжей, вузов. – 1-е изд. – Курск: ЮМЭКС, 2013. – 88 с.

  2. Бородаевский В.В. «Посох в цвету». Собрание стихотворений. Сост.: Бугров Ю.А., Бородаевский А.Д., Михайлова И.П., Резвый В.А. Послесловие Глуховой Е.В. – М.: Водолей, 2011.

  3. Бугров Ю.А. К уединенному долу. Жизнь и творчество поэта Валериана Бородаевского. – Курск, 2006.

  4. Цветаева М. Душа и имя: [стихотворения] / Марина Цветаева. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора; М.: ИД Комсомольская правда, 2012. – 240 с.

  5. Михайлова И.П. Религиозно-философские искания поэта В.В. Бородаевского // Курский край. Науч. -ист. Журнал: № 5 (120) / Курское обл. науч. краевед. общество. –Курск, 2009.

  6. Михайлова И.П. «Я землю под ногой жалею и милую» (о творчестве поэта В. Бородаевского) // Курский край. Науч. -ист. Журнал: № 17 - 18 (92 - 93) / Курское обл. науч. краевед. общество. –Курск, 2006.

  7. Чучерова И. Оставил голос поколения // Курская правда, 29 ноября, 2007.