Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы и динамические, направленные на правильное выполнение движений.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика?
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.
В последнее время практически у всех детей-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Таким образом, работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика для профессионалов
Основной целью артикуляционной гимнастики является подготовка речевого аппарата, в частности органов артикуляции, к работе. В эту подготовку входит выработка точных, хорошо координированных движений органов артикуляции, достаточной силы и диапазона движений, соответствующего состояния мышечного тонуса при выполнении движений.
В случаях излишней скованности и напряжения в органах артикуляционного аппарата следует выработать навыки расслабления; при излишней вялости, слабости артикуляционных мышц – активизировать деятельность артикуляционной моторики.
Перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется проводить самомассаж – «один из древнейших приемов снятия мышечных зажимов, усталости», который «способствует восстановлению здоровья, улучшению обмена веществ, кровообращения», а также активизации работы артикуляционной моторики, нормализации мышечного тонуса. Массаж мышц может быть гигиеническим – поглаживающие движения руки и вибрационным – легкое постукивание пальцами.
Упражнения самомассажа, действующие на органы артикуляции.
Массаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхней губы к ушам.
Массаж верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к углам рта.
Массаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка.
Массаж слизистой оболочки полости рта и десен. Губы сомкнуты. Кончиком языка, энергично нажимая на десны, облизывать справа налево и слева направо верхнюю и нижнюю десны с наружной стороны.
Массаж твердого неба. Губы полуоткрыты. Кончиком языка энергично провести по твердому небу от передних верхних зубов по направлению к глотке и обратно.
Массаж шеи. Поглаживать переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая при начале массажирования подбородок.
Винтообразные движения кончиками пальцев вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.
Длительно произносить звук М, направляя звучание «в маску» - в позицию ротового резонатора, поколачивая кончиками пальцев по губам.
Длительно произносить на выдохе звук В, одновременно постукивая кончиками пальцев по губам.
Дифференцированная артикуляционная гимнастика
После упражнения самомассажа переходят к дифференцированной артикуляционной гимнастике. Выполнять ее нужно сидя перед зеркалом. При этом надо следить за осанкой (держать спину прямо), а также за тем, чтобы плечи были расслаблены и чтобы не возникало напряжение в каких-либо мышцах тела.
Каждое упражнение выполняется сначала в медленном, а затем в умеренном темпе. Соблюдение ритма движений упорядочивает выполнение и увеличивает точность переключения от одного движения к другому, поэтому упражнения желательно делать под счет логопеда.
Тренировка подвижности нижней челюсти
И. п. – голова прямо, губы и зубы спокойно сомкнуты . На счет «один» опустить нижнюю челюсть/ открыть рот/ на расстояние ширины двух пальцев. Язык свободно лежит на дне полости рта, его кончик – у нижних зубов. Губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Голову не наклонять. На счет «два» – зафиксировать положение рта. На счет «три» – закрыть рот.
И. п. – голова прямо, рот слегка приоткрыт. На счет «один» - челюсть двигается вправо; на счет «два» – возвращается в и .п., на счет «три» - влево, на счет «четыре» - в и. п.
И. п. – см. упр. 2. На счет «один» - выдвинуть челюсть вперед; на счет «два» вернуть в и. п.; на счет «три» - оттянуть сколько возможно назад; на счет «четыре» - вернуть в и. п.
И. п. – см. упр. 2. На четыре счета – медленные круговые движения нижней челюстью (влево, вниз, вправо, вверх) сначала в левую , затем в правую стороны. Следить за тем, чтобы не возникало содружественных круговых движений головой.
И. п. – см. упр. 1. Имитация жевания. Следить за активным сокращением мышц щек, губ, языка.
Тренировка подвижности мышц губ
И.п. – губы и зубы спокойно сомкнуты. На счет «один» - вытянуть губы вперед «трубочкой»; на счет «два» - растянуть губы в стороны «в улыбку», не обнажая зубов.
И. п. – зубы спокойно сомкнуты; губы вытянуты вперед «трубочкой». На счет «один» - вытянутые губы отвести вправо; на счет «два» - вернуться в и.п.; на счет «три» - отвести вытянутые губы влево; на счет «четыре» - вернуться в и.п.
И.п. – см. упр. 2. Стараясь не разжимать губ и не изменять их формы «трубочкой», делать круговые движения (влево, вниз, вправо, вверх) сначала в левую, а затем в правую стороны.
И.п. – см. упр. 1. На счет «один» опустить нижнюю губу, обнажить нижние зубы; на счет «два» - вернуть губу в и.п.
И.п. – см. упр. 1. На счет «один» - поднять верхнюю губу, обнажить верхние зубы; на счет «два» - возвратить губу в и.п.
И.п. – см. упр. 1. На счет «один» одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз; на счет «два» - вернуться в и.п.
И.п. – губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть слегка опущена. Под сильной струей выдыхаемого воздуха губы размыкаются и рот широко раскрывается.
Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее; затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.
Тренировка подвижности мышц языка
И.п. – рот открыт, язык спокойно лежит на дне ротовой полости, его кончик у нижних передних резцов. На счет «один» - поднять кончик языка к верхним передним зубам; на счет «два» - опустить в и.п.; на счет «три» - кончик языка к альвеолам; на счет «четыре» вернуть в и.п.; на счет «пять» - кончик языка за альвеолами; на счет «шесть» - в и.п.
И.п. – то же. На счет «один» - упереть кончик языка в левую щеку; на счет «два» - вернуть в и.п.; на счет «три» - упереть кончик языка в правую щеку; на счет «четыре» - вернуть в и.п.
И.п. – то же. На счет «один» - высунуть язык изо рта, придав ему острую форму – «жалом»; на счет «два» - вернуться в и.п.
И.п. – то же. На счет «один» - высунуть изо рта распластанный, широкий язык «лопаточкой»; на счет «два» - вернуться в и.п.
И.п. – то же. Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали. При включении голоса получается звук, подобный детскому поддразниванию.
И. п. – то же. На счет «один» - высунуть язык изо рта, свернуть его «трубочкой»; на счет «два» - вернуться в и.п.
И.п. – то же. Круговыми движениями кончика языка облизывать верхнюю и нижнюю губу сначала в левую, а затем в правую сторону.
И.п. – то же. Пощелкать («поцокать») язычком. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Тренировка подвижности мягкого неба
Положить язык плоско, так чтобы при открытом рте была видна задняя стенка глотки. Сделать глубокий вдох через рот, при этом небная занавеска поднимается вверх.
Губы сомкнуты, язык лежит плоско, его кончик – у нижних передних зубов. Не разжимая губ и производя дыхание через нос, опустить нижнюю челюсть до возможно более глубокого положения при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц небной занавески и корня языка. На некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение.
Кроме того, для развития подвижности небной занавески можно использовать такие упражнения, как покашливание, имитация зевоты, глотания и др.
Массаж мышц лица для активизации движений лицевой мускулатуры
Массаж лба – поглаживать кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам.
Массаж верхней части лица – кончиками пальцев обеих рук поглаживать лицо от спинки носа к ушам.
Медленно поглаживать ладонями от околоушной области лица к подбородку и обратно.
Поглаживать кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимися движениями от середины лба и снова к середине.)
Повторить все перечисленные упражнения, но уже не поглаживающими движениями, а постукивая кончиками пальцев.
Развитие мимики
Нахмурить брови. Расслабить мышцы.
Поднять брови вверх. Расслабить мышцы.
Наморщить лоб. Расслабить мышцы лба.
Спокойно закрыть глаза.
Плотно закрыть глаза. Открыть их.
Прищурить глаза. Вернуться в и. п.
Закрыть левый глаз. Закрыть правый глаз. На счет три –вернуться в и. п.
Одновременно оскалить зубы и поднять брови вверх. Вернуться в и. п.
Одновременно оскалить зубы и наморщить лоб. Вернуться в и. п.
Развитие мимической моторики, проводимое параллельно с развитием артикуляционной моторики, содействует совершенствованию мелодико – интонационной стороны речи и дает возможность успешнее вести работу по выработке навыков выразительной речи.
Работа над дикцией включает совершенствование дыхания, голоса и артикуляции, а также координацию во взаимодействии этих трех систем, обеспечивающих речь.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома.
Язык является главной мышцей органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас.
Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.
Закрепление любого навыка требует систематического повторения, поэтому желательно проводить артикуляционную гимнастику систематически, раза два в день (утром и вечером); это возможно при включении ее в домашние задания. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и является показателем к временному прекращению данного упражнения.
Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить их до 10—20 повторений, а при условии коротких перерывов и еще увеличивать их число. Предлагаем вам несколько несложных упражнений из артикуляционной гимнастики расположенных в таблице для удобства использования. Надеемся, что предложенные упражнения помогут Вам и вашему любимому ребенку провести время дома с пользой!