Что такое деньги и откуда они взялись
Учитель фин.грамотности: Антипов Данил Андреевич
Человек не рождается грамотным. Для того, чтобы научиться читать и писать, нужно узнать буквы, приноровиться складывать их в слоги и слова, исписать много строчек в прописях палочками и крючками.
Так и с деньгами или финансами: каждый видел деньги, держал их в руках, тратил, но далеко не все умеют правильно управлять своими финансами, грамотно составлять бюджет, заставлять деньги расти и приносить доход.
Для этого нужно изучить финансовую «грамоту», разобраться, что такое доходы и расходы, бюджет, вклад, кредит, банк. Надеюсь, наши уроки помогут вам сделать первый шаг к финансовой грамотности и покажут, как интересен мир экономики.
Трудно представить, но когда-то денег не было. «Вот здорово! - подумаете вы. - Бери, что хочешь, бесплатно!». Ничего подобного! Денег в старину не было, но уже тогда люди различали, что «моё», а что – «чужое», какие вещи – твоя собственность, а какие принадлежат другим.
Заглянем в далёкое прошлое, в гости к рыбаку, у которого прохудилась лодка, понадобилось её на новую поменять. Рыбак пошёл к плотнику, который делал лодки, чтобы обменять рыбу на новую лодку. Но плотнику не нужна рыба. Ему нужны башмаки для сына или новое платье для дочки, или мука, чтобы испечь пирожки. Приходилось рыбаку идти к сапожнику, или к портному, или к мельнику, чтобы обменять рыбу на то, что нужно плотнику.
А вдруг и им рыба не нужна? А рыба, пока рыбак обменами занимался, и испортиться могла. Предположим, рыба не успела испортиться, а портной согласился поменять рыбу на платье для дочки рыбака. Но вот вопрос: сколько рыбин нужно отдать за платье? Помните, как в мультфильме измеряли удава «в мартышках» и «в попугаях»? Как «измерить» стоимость платья в рыбинах? Рыбак, наверное, спросил у портного, за какое время он сшил платье. Портной ответил: «За три дня». А рыбак за три дня пятнадцать рыб поймал. Справедливо было бы за одно платье пятнадцать рыбин отдать. Но зачем портному столько рыбы? В нашем примере рыбак рыбу только на лодку пытался обменять. Но ведь ему нужно и многое другое: одежда, хлеб, обувь. Сколько же времени и сил надо потратить, чтобы всё это выменять? Получается, заниматься натуральным обменом (менять одну вещь на другую) и жить без денег очень неудобно.
Обмен своими товарами называется бартер - дело сложное, долгое, а иногда даже невозможное.
Разгадайте ребус
И люди решили, что бартер пойдет быстрее, если выбрать одну вещь, один товар, который можно будет отдавать взамен любого другого. Такой товар станет нужен всем для обмена, именно им будут «измерять», оценивать цену всех остальных вещей. Так появились деньги.
Деньги – это всеобщее платежное средство, с помощью которого совершаются различные сделки, это мера стоимости товара или услуги.
Давайте посмотрим, что было в качестве первых денег?
Посмотрите на эти странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане. Как вы думаете, что это такое? Колечки для ожерелья великанши?
Нет! Колёса от первобытного танка. Тоже нет! А может, это компакт-диски древних инопланетян? И опять мимо! Ни за что не догадаетесь! Это... деньги.
Да, да, деньги бывают и такими огромными – скорее, это уже деньжищи!
А ещё деньгами бывают перья и гвозди, а ещё... Стоп! Не будем торопиться. Давайте обо всём по порядку.
В качестве денег использовали разные товары - шкурки ценных зверей.
Соль была платежным средством во времена Римской империи.
На островах Санта-Крус деньгами служили длинные красные перья.
Где-то в качестве денег использовали железные гвозди.
В Индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки.
Крупный рогатый скот был одной из самых ранних форм денег. Люди, которые имели много коров, считались очень богатыми
Зерно и соль стали общей формой денег. У них было преимущество, потому что их можно было взвесить. Так можно было наглядно определить, кто богаче.
Индейцы-ацтеки использовали какао-бобы в качестве денег.
Они были очень ценными и их легко было носить с собой.
Самое большое распространение в южных странах в качестве денег получили раковины каури.
В них нередко просверливали отверстия, и ракушки нанизывали на шнур для удобства переноски – так получались ожерелья-кошельки.
На Руси и в Европе очень ценились «мягкие деньги» - пушнина. Даже налоги в княжескую казну платили по «три белки с дыма», то есть по три беличьих шкурки с каждой избы.
Ну а про каменные деньги с острова Яп мы уже говорили. Забирать эти огромные каменные круги с собой было невозможно, поэтому при покупке товара на них просто писали имя нового владельца.
Но во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что эти товары обладают высокой ликвидностью.
Ликвидность товара – это когда товар может быть
продан в короткие сроки.
Чем нужнее всем товар, тем выше его ликвидность.
Значит, деньги – товар с самой высокой ликвидностью.
Если мы отдаём свой товар за деньги,
мы продаём его.
А если, наоборот, отдаём деньги,
а взамен получаем нужный нам товар,
то мы покупаем его.
Практические задания:
1. Вопросы.
1. Почему люди обмениваются?
2. Если дети обмениваются
игрушками, например фигурками
из наборов «Лего», какая игрушка
становится самой ценной?
3. Какими свойствами должен
обладать товар, чтобы его было
удобно использовать в качестве денег?
2. Задачи.
- Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?
- Двух щенков на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?
3. Разгадайте ребус.
4. Рефлексия.
- Что нового вы узнали о деньгах?
- Для чего они нужны?
- С какими новыми понятиями познакомились?
Домашнее задание: Запомнить определеня про деньги!!!, и нарисовать деньги разных стран