Тема итогового проекта:
«Что такое деньги, откуда они берутся
и зачем они нужны».
Министерство образования и науки Курской области
Областное государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Курский институт развития образования»
ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТ
Методическая разработка занятия по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Разработчики: слушатели ДПП ПК
« Содержание и особенности реализации парциальных образовательных программ по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Сахарова В.Ю, воспитатель, МБДОУ «ЦРР-детский сад «Марьино»
Кудрявцева Л.А, воспитатель, МБДОУ «ЦРР-детский сад «Марьино»
Курск,2023
Актуальность.
Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств для существования семьи, и в то же время видят на прилавках магазинов изобилие недоступных им товаров? Начинать знакомить детей с экономикой надо уже в детском саду. Дети старшего возраста достаточно четко представляют границы финансовых возможностей своей семьи, хорошо ориентируются в денежных знаках. Необходимо заложить у детей дошкольного возраста основы экономического образа мышления, осознание того, каков «я» в мире экономических ценностей и как вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях…
Проблема.
На таком понятии, как «деньги», пересекаются три важнейшие проблемы воспитания – нравственное, трудовое и экономическое. Таким образом, очень необходима работа воспитателей в ДОУ, родителей в семье по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом. Задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста.
Цель: способность финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного
возраста, формированию здорового отношения к деньгам как вознаграждение за
проделанную работу и в то же время как средству, облегчающему обмен
продуктами труда (товарами и услугами).
Задачи:
- Сформировать у детей понятие денег как выработанное в процессе исторического
- развития цивилизации удобное для торговли товарами и услугами средство обмена.
- Способствовать пониманию взаимосвязи между деньгами и трудом (трудолюбием).
- Объяснить, как через труд деньги попадают в семью.
- Стимулировать познавательный интерес к видам денег и их производству.
- Познакомить возможными бытовыми способами хранения денег в специальные
- финансовые учреждения (банки).
- Воспитывать уважительное отношение к трудовым деньгам.
Планируемые результаты:
В результате изучения темы у дошкольников формируется первичное понимание финансово – экономических терминов: деньги как мера оценки труда, деньги как инструмент купли-продажи, трудовое вознаграждение, доходы, пенсия, банки, монета, купюра, кошелёк, копилка, сейф, банк, банковская карта.
- у воспитанников формируется понимание необходимости внимательного и аккуратного отношения к деньгам;
- начинают оценивать деньги не как «волшебные картинки» для исполнения желаний, а как результат труда и сугубо практического средства, изобретенного людьми для облегчения обмена продуктами труда.
Формы и методы проведения по данной теме:
Папка – передвижка «Мы идем в банк»
Интерактивный мини – спектакль «Зайкина находка»
Беседа «Где хранятся деньги», чтение сказок «Где живут денежки?», «Трудовые деньги»;
Игры «Нарисуем деньги для нашей группы», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Денежкин домик»
Ситуационные задачи «Как деньги попадают к нам в дом»
Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали ( эволюция денег)»
Взаимодействие с семьей
беседы «Нужно ли баловать ребенка», «Для чего ребенку карманные деньги», «Деньги и труд»
папки-передвижки «Город Финансов», «Как не вырастить жадину?»
Консультации: «Зачем нужны деньги?», «Как научить ребенка трудиться»
памятки «Куда тратятся деньги», «Покупай правильно»,
Список литературы:
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.
Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет.
Серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
Спасибо за внимание!