СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое "Дислалия". Этапы работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для родителей воспитывающих детей  с тяжелым нарушением речи.

Просмотр содержимого документа
«Что такое "Дислалия". Этапы работы.»

ЭТАПЫ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ  ПРИ  ДИСЛАЛИИ Работу выполнила: Шупилова Ольга Васильевна

ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ДИСЛАЛИИ

Работу выполнила:

Шупилова Ольга Васильевна

ДИСЛАЛИЯ -    нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

ДИСЛАЛИЯ - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

Ф.Ф. Рау выделяет 2 этапа О.В. Правдина О.А. Токарева выделяют 3 этапа М. Е. Хватцев выделяет 4 этапа

Ф.Ф. Рау

выделяет 2 этапа

О.В. Правдина

О.А. Токарева

выделяют 3 этапа

М. Е. Хватцев

выделяет 4 этапа

 I. Подготовительный Э Т А П Ы  Р А Б О Т Ы II. Формирование первичных произносительных умений и навыков  III. Формирование коммуникативных умений и навыков

I. Подготовительный

Э

Т

А

П

Ы

Р

А

Б

О

Т

Ы

II. Формирование первичных

произносительных умений и навыков

III. Формирование коммуникативных

умений и навыков

I. Подготовительный - Основная цель — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс..

I. Подготовительный

- Основная цель — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс..

Общепедагогические задачи 1. Ф ормирование установки на занятия 2. Формирования производных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям 3. развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, особенно аналитических операций, операций сравнения и вывода.

Общепедагогические

задачи

1. Ф ормирование установки на занятия

2. Формирования производных форм деятельности

и осознанного отношения к занятиям

3. развитие произвольного внимания, памяти,

мыслительных операций, особенно аналитических

операций, операций сравнения и вывода.

Логопедические задачи Умение опознавать (узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляторных  (речедвигательных) умений и навыков

Логопедические задачи

Умение опознавать (узнавать) и различать

фонемы и формирование артикуляторных

(речедвигательных) умений и навыков

Формы дислалии 1. Артикуляторные (фонематическая и фонетическая) 2. Рецептивные 3. Акустико-фонематическая 4. Правильное произношение звуков 4. Смешанные и комбинированные

Формы дислалии

1. Артикуляторные (фонематическая и фонетическая)

2. Рецептивные

3. Акустико-фонематическая

4. Правильное произношение звуков

4. Смешанные и комбинированные

Формирование восприятия звуков речи Формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля Развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа Формирование слухового контроля как осознанного действия

Формирование восприятия звуков речи

Формирование фонематического восприятия и

на развитие слухового контроля

Развитие фонематического восприятия и

операций звукового анализа

Формирование слухового контроля как осознанного действия

ПРИМЕРЫ  1. Игра “Магазин без продавца” Цель . Закрепить понятие о количестве; развитие навыков звукового анализа - определение последовательности и количества звуков в слове. Оборудование . Игрушки на определенные звуки – разные товары и вещи разной формы, карточки с определенным звуком и формой. Описание игры. В магазине (на столе воспитателя) расположены разные товары, среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Воспитатель дает ребенку карточку - чек на которой написана буква ( А. П. С. У. К. и.т.д.) и фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Ребенок-покупатель выбирает предметы соответствующей формы и на заданный звук. Он получает покупку, если правильно найдет звук в слове и опишет форму товара.

ПРИМЕРЫ

1. Игра “Магазин без продавца”

Цель . Закрепить понятие о количестве; развитие навыков звукового анализа -

определение последовательности и количества звуков в слове.

Оборудование . Игрушки на определенные звуки – разные товары и вещи разной

формы, карточки с определенным звуком и формой.

Описание игры. В магазине (на столе воспитателя) расположены разные товары,

среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Воспитатель дает ребенку

карточку - чек на которой написана буква ( А. П. С. У. К. и.т.д.) и

фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Ребенок-покупатель выбирает предметы соответствующей формы и на заданный

звук. Он получает покупку, если правильно найдет звук в слове и опишет форму товара.

 2. Игра “ У кого столько же?”  Цель  Закрепить счет, упражнение в нахождении равенства, формирование фонематического слуха.  Оборудование  Карточки с кружками, карточки с картинками или предметы, игрушки.  Описание игры  Дети (подгруппа детей) сидят за столом. Каждый игрок получает карточку с кружками. Взрослый показывает карточки из второго комплекта (или предмет). Взрослый называет предмет. Дети повторяют слово по слогам и отхлопывают. Ребенок у которого на карточке столько же кружков поднимает карточку.  Например  Слово КОТ — карточка с одним кружком.  Слово МО ЛО КО — карточка с тремя кружками

2. Игра “ У кого столько же?”

Цель Закрепить счет, упражнение в нахождении равенства,

формирование фонематического слуха.

Оборудование Карточки с кружками, карточки с картинками или предметы,

игрушки.

Описание игры Дети (подгруппа детей) сидят за столом. Каждый игрок

получает карточку с кружками. Взрослый показывает карточки из второго

комплекта (или предмет). Взрослый называет предмет. Дети повторяют

слово по слогам и отхлопывают. Ребенок у которого на карточке столько

же кружков поднимает карточку.

Например Слово КОТ — карточка с одним кружком.

Слово МО ЛО КО — карточка с тремя кружками

 3. Игра “ Наседка и цыплята”  Цель  Закрепить понятие о количестве, развитие фонематического слуха и восприятия.  Оборудование  Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят, музыкальный молоточек  Описание игры  Два стола составить вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят. Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу. Цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи – пи- пи)

3. Игра “ Наседка и цыплята”

Цель Закрепить понятие о количестве, развитие фонематического слуха

и восприятия.

Оборудование Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным

количеством нарисованных цыплят, музыкальный молоточек

Описание игры Два стола составить вместе. За стол садится наседка

(ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых

нарисовано разное число цыплят. Каждый ребенок знает, сколько цыплят

на его карточке. Наседка стучит по столу. Цыплята слушают.

Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке

три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи – пи- пи)

Виды дислалии 1. Физиологическая 2. Механическая (органическая) 3. Функциональная 4. Артикуляторно - фонетическая 5. Акустико - фонематическая 1. Артикуляторно - фонематическая

Виды дислалии

1. Физиологическая

2. Механическая (органическая)

3. Функциональная

4. Артикуляторно - фонетическая

5. Акустико - фонематическая

1. Артикуляторно - фонематическая

Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений

Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений

Упражнения для губ  1. Углы рта слегка оттянуты, видны передние зуба, объем движения, как при артикуляции звука ц .  2. Губы нейтральны, как при произнесении а .  3. Губы округлены, как при о , при у .  4. Чередование движений от а к и , от а к у и обратно.  5. Плавный переход от и к а , от а к о , от о к у и обратно. Артикулирование ряда с плавным переходом: и ― а ― о ― у и в обратном порядке.

Упражнения для губ

1. Углы рта слегка оттянуты, видны передние зуба, объем движения, как при артикуляции звука ц .

2. Губы нейтральны, как при произнесении а .

3. Губы округлены, как при о , при у .

4. Чередование движений от а к и , от а к у и обратно.

5. Плавный переход от и к а , от а к о , от о к у и обратно. Артикулирование ряда с плавным переходом:

и а о у и в обратном порядке.

Упражнения для языка   1. Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка языка выгнута в направлении к верхним резцам. Позиция углов рта и челюсти не фиксируется в сознании ребенка как артикуляторная позиция: это положение необходимо лишь для облегчения зрительного контроля. 2. Боковые края языка подняты, образуется круглая щель, необходимая для произнесения свистящих звуков; эта поза называется «язык желобком» или «язык трубочкой». Чтобы облегчить ребенку выполнение упражнения, можно предложить высунуть распластанный язык между зубами, после чего округлить губы и таким образом загнуть боковые края языка. Можно воспользоваться круглым зондом («спицей»), нажать им на основание языка (вдоль средней линии) и попросить ребенка округлить губы. 3. Язык поднят к альвеолам, боковые края прижаты к коренным (верхним) зубам. Язык как бы присасывается к верхней челюсти.

Упражнения для языка

1. Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка языка выгнута в направлении к верхним резцам. Позиция углов рта и челюсти не фиксируется в сознании ребенка как артикуляторная позиция: это положение необходимо лишь для облегчения зрительного контроля.

2. Боковые края языка подняты, образуется круглая щель, необходимая для произнесения свистящих звуков; эта поза называется «язык желобком» или «язык трубочкой». Чтобы облегчить ребенку выполнение упражнения, можно предложить высунуть распластанный язык между зубами, после чего округлить губы и таким образом загнуть боковые края языка. Можно воспользоваться круглым зондом («спицей»), нажать им на основание языка (вдоль средней линии) и попросить ребенка округлить губы.

3. Язык поднят к альвеолам, боковые края прижаты к коренным (верхним) зубам. Язык как бы присасывается к верхней челюсти.

4. Последовательное чередование верхних и нижних положений языка: язык поднимается, плотно прижимается (присасывается) к верхней челюсти, вслед за этим резко отводится в нижнее положение. В момент отрыва языка издается щелкающее звучание, упражнение называется «пощелкивание», «игра в лошадки».

При выполнении упражнения логопед обращает внимание ребенка на опущенную неподвижную нижнюю челюсть.

5. Кончик и передняя часть спинки языка подняты к альвеолам («язык ложечкой», или «чашечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при артикулировании которых средняя часть спинки языка прогибается, а передняя часть и корень языка слегка подняты.

6. Ритмичные движения языком влево-вправо, кончик языка касается верхних альвеол или проходит по границе между верхними резцами и альвеолами.

7. Совместным движения языка и губ: кончик языка упирается в нижние резцы, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой, зубы слегка раздвинуты. Особое внимание обращается на сочетание положения языка с позицией губ для звука и; кончик языка находится в верхнем положении, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой. Обращается внимание на сочетание верхней позиции кончика и передней части спинки языка с позицией губ для лабиализованных гласных (о и у).

СПАСИБО!!!

СПАСИБО!!!

I II . Этап формирования коммуникативных умений и навыков - Основная цель — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.  На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков.

I II . Этап формирования коммуникативных умений и навыков

- Основная цель — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков.

Примеры текстов Рассказы с картинками Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется. Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним. В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях. Затем ребенок сам рассказывает рассказ.

Примеры текстов

Рассказы с картинками

Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется.

Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним.

В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях.

Затем ребенок сам рассказывает рассказ.

Фартук   У мамы на кухне был красивый (фартук) . Марфа попросила, чтобы мама сшила ей тоже (фартук) для работы на кухне. Мама предложила сшить (фартук) вместе. Марфа с мамой сначала сделали выкройку (фартука) . Потом из ярко-желтой ткани выкроили заготовку. Мама на швейной машинке сшила для Марфы (фартук) .

Фартук

У мамы на кухне был красивый (фартук) .

Марфа попросила, чтобы мама сшила ей тоже (фартук) для работы на кухне.

Мама предложила сшить (фартук) вместе.

Марфа с мамой сначала сделали выкройку (фартука) .

Потом из ярко-желтой ткани выкроили заготовку.

Мама на швейной машинке сшила для Марфы (фартук) .

Рассказы с вопросами Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.  Фаина очень хотела научиться фотографировать. Кто?.. Что делать?.. На день рождения мама подарила Фаине фотоаппарат. Кто?.. Кому?.. Что?.. Фаина очень обрадовалась. Кто?.. Она на следующий день пошла в парк фотографировать осенние деревья, белок и птиц. Куда?.. Кого?.. Что?.. Фотографии получились как живые. Что?.. Какие?.. К восьмому марта Фаина сделала фотопортрет своей мамы. Что сделала?.. Чей?..

Рассказы с вопросами

Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.

Фаина очень хотела научиться фотографировать.

Кто?.. Что делать?..

На день рождения мама подарила Фаине фотоаппарат.

Кто?.. Кому?.. Что?..

Фаина очень обрадовалась.

Кто?..

Она на следующий день пошла в парк фотографировать осенние деревья, белок и птиц.

Куда?.. Кого?.. Что?..

Фотографии получились как живые.

Что?.. Какие?..

К восьмому марта Фаина сделала фотопортрет своей мамы.

Что сделала?.. Чей?..

Фламинго  Фламинго – это птица с длинными тонкими ногами, длинной шеей, большим телом и маленькой головкой с огромным изогнутым клювом. Фламинго бывают белого и розового цвета. Фламинго живут большими стаями. В Африке на озере Накуру живет одна стая фламинго, в которой насчитывается около двух миллионов птиц. Но семьи фламинго образуют на всю жизнь. Несмотря на свою величину, фламинго питаются мелкими рачками озер и лагун, бродя по колено в «бульоне». Фламинго отжимают языком воду из клюва, отфильтровывая крошечные организмы, которыми они питаются. Фламинго, как и большинство птиц, недостаточно хорошо видят ночью, чтобы летать. Поэтому ночью фламинго спят. А спят фламинго, стоя на одной ноге и спрятав голову между крыльями. Но и во время сна фламинго не теряют бдительность, держа один глаз открытым. Но, даже заметив опасность, фламинго лишь в самое последнее мгновение с большой неохотой вытаскивают вторую ногу и улетают прочь.

Фламинго

Фламинго – это птица с длинными тонкими ногами, длинной шеей, большим телом и маленькой головкой с огромным изогнутым клювом. Фламинго бывают белого и розового цвета. Фламинго живут большими стаями. В Африке на озере Накуру живет одна стая фламинго, в которой насчитывается около двух миллионов птиц. Но семьи фламинго образуют на всю жизнь.

Несмотря на свою величину, фламинго питаются мелкими рачками озер и лагун, бродя по колено в «бульоне». Фламинго отжимают языком воду из клюва, отфильтровывая крошечные организмы, которыми они питаются.

Фламинго, как и большинство птиц, недостаточно хорошо видят ночью, чтобы летать. Поэтому ночью фламинго спят. А спят фламинго, стоя на одной ноге и спрятав голову между крыльями. Но и во время сна фламинго не теряют бдительность, держа один глаз открытым. Но, даже заметив опасность, фламинго лишь в самое последнее мгновение с большой неохотой вытаскивают вторую ногу и улетают прочь.

Составление рассказа по теме  Таня и Галя соревновались, кто больше слов придумает с буквой Ф .  Таня придумывала мебель, а Галя – посуду и столовые приборы и принадлежности.  Помоги девочкам. Может быть, тебе пригодятся такие слова: буфет, салфетки, салфетница, фарфор, фаянс, софа, шкаф, пуфик, сейф, флакон, фляжка…

Составление рассказа по теме

Таня и Галя соревновались, кто больше слов придумает с буквой Ф .

Таня придумывала мебель, а Галя – посуду и столовые приборы и принадлежности.

Помоги девочкам. Может быть, тебе пригодятся такие слова: буфет, салфетки, салфетница, фарфор, фаянс, софа, шкаф, пуфик, сейф, флакон, фляжка…

 Наиболее типичные возрастные несовершенства звукопроизношения: Согласные звуки произносятся смягченно:

Наиболее типичные возрастные несовершенства звукопроизношения:

Согласные звуки произносятся смягченно: "л я мпа" вместо "лампа", "ми сь ка" вместо "мишка", "з ю бы" вместо "зубы";

Шипящие фонемы заменятся свистящими: "ло сь ка" вместо "ложка", " ся пка" вместо "шапка", " сё тка" вместо "щётка";

Совсем не произносят звук "р" или заменяют его звуками "л, ль, в, й": " л ыба" вместо "рыба", " лё за" вместо "роза", "ка в ман" вместо "карман", " й ак" вместо "рак";

Звук "л" чаще всего отсутствует ( ампа , вместо лампа), смягчается или заменяется на "й": " люк " вместо "лук", " йампа " вместо "лампа";

Звуки "к,г,х" или отсутствуют или заменяются на «т» и «д» «п»: " д уси" вместо "гуси", " тос ка" вместо "кошка", " тлеб, плеб » вместо "хлеб".