СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое доброта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Золотое правило нравственности. Если вокруг тебя будут добрые люди, то и настроение будет хорошим.

Просмотр содержимого документа
«Что такое доброта.»

«Что такое доброта?…»



Цель:

Раскрыть понятия «доброта» и «добро».


Задачи:


  • формировать в сознании детей понятие «доброта»;

  • развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;

  • расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;

  • пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;


Оборудование: презентация к часу общения, 3 конверта для команд с пословицами, заготовка солнышка с правилами «доброты», сердца 6 штук,

карточки с положительными и отрицательными качествами человека, рекламный плакат, бутыли с «добрыми крышечками», эмблемы проекта «Добрые крышечки», лепесток от волшебного цветка, по три кружочка каждому участнику мероприятия: красный, жёлтый и зелёный.


Ход  часа общения.



Добрый День, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Ребята! Давайте посмотрим в глаза друг другу и подарим друзьям и гостям свои улыбки (ребята поворачиваются лицом друг к другу и улыбаются). И теперь с хорошим настроением начнём наш час общения.

К нам сегодня залетел лепесток, и , увидев его, я захотела поговорить с вами на очень важную тему. Эту тему подскажет вам песня. Кто знает слова, может подпевать . Это произведение прозвучало неслучайно. Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Мы сегодня будем с вами говорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком - о доброте и добре. И дарить это добро и доброту друг другу, вы готовы? Тогда начнем.

Ученик:

Качество это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Это качество -

Наших сердец ДОБРОТА.

(Слайд 1)



Учитель: Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?

(ответы детей)

Учитель: Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»



Первая группа : Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.

Слайд 2

1.Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям.

2. Доброта – стремление делать добро другим, душевное расположение к людям.

3. Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.

Высказывание.

М. Пришвин писал: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека»

Вторая группа:

Высказывание: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других» ( Л.Н.Толстой)

«Как бы мы не понимали добро, жизнь наша не что иное, как стремление к добру» (Л.Н.Толстой)

«Жизнь, достойная человека, – это жизнь, построенная на добре», - так сказал Максим Горький.

Третья группа:

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра». (Б. Паскаль)

Высказывание: “Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать” (Л.Н. Толстой).

Слайд 3, 4

. Беседа. Учитель:

-Ребята, как думаете вы, что такое доброта?

(ответы детей)

- Доброта - это самое ценное нравственное качество человека

Слайд 5


Добрым быть, совсем не просто!

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Надо только добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей. (Шенцева М.)



Добрым быть совсем не просто!

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети. (_Романов Е.)

Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте вспомним пословицы о доброте. (1 группа, 2 группа. 3 группа) Игра "назови пословицу”.

Слайд 6

Учитель: А есть еще и такие пословицы и поговорки:

         Учись доброму - дурное на ум не пойдет.

        Доброго держись, а худого сторонись

         Тому тяжело - кто не помнит добро.

         На всякие приветы надобно иметь ответы.

         Поклоном поясницы не переломишь.

         Добро творить - себя веселить.

         Доброго человека в красный угол сажают.

Составьте пословицы, соедините левую и правую части

Слайды 7,8

Ребята, в конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их правильно собрать.

Ребята работают в группе: 1 группа:

Кто любит добрые дела,

тому и жизнь мила.

Злой не верит,

что есть добрый.

Без добрых дел

нет доброго имени.



Проверим, что у вас получилось.

Как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго имени»?

2 группа:

Добрые слова-

дороже богатства.

Худо тому,

кто добра не делает никому.

Доброе слово - лечит,

а злое – калечит.

Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое – калечит»?

3 группа:



Жизнь дана

на добрые дела.

На добрый привет

добрый ответ.

Не одежда красит человека,

а его добрые дела.

Как вы понимаете смысл пословицы: «Не одежда красит человека, а добрые дела»?


Учитель: Давайте и мы с вами займёмся интересным делом. « Построим Дом Доброты»

- Это- дом Доброты. Слайд 9


- Чтобы дом был настоящим домом Доброты, каждый кирпичик имеет своё название, попробуем с вами их отгадать. Помогите. ( Полина Мурашова о слове) Вадим Шефнер

Им можно убить, можно спасти, можно полки за собой повести,


Утешить можно им. Помочь

Развеселить. Совет дать снова

Но ты запомни лишь одно –

Всегда должно быть добрым слово.

Слайд 9

- Какие слова могут жить в нашем домике? (добрые)

Спасибо. Извините. Благодарю…

- Первый кирпичик как назовём? (добрые слова)

Слайд 10

Слайд 11

Слайд12

Физминутка.


- Вместе с добрыми словами у нас должны быть и добрые мысли.

- Какой следующий кирпичик Дома Доброты? ( добрые мысли. )


Слайд13

Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться


- А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться? (В добрые дела)

Игра «Стоп – красный свет»
Вы знаете, что когда горит красный свет светофора идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать эпизоды, как только вы заметите плохой поступок - Поднимите красный кружок, добрый поступок – зелёный кружок.


• Брать без спросу чужие вещи.
• Заботиться зимой о птицах.
• После игры убирать в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши.
• Не помогать взрослым.
• Дёргать за хвост собак или кошек, бросать камни в птиц.
• Обижать тех, кто младше и слабее.
• Не уступить место в автобусе.
• Ломать ветки деревьев и кустов.
• Помогать там, где нужна моя помощь;
• Заботиться о близких;
• Выручать друзей в беде;
• Улыбаться тем, с кем общаешься;
Слайд 14,15

- Следующий кирпичик Дома Доброты добрые поступки.


Ребята, а вы когда -нибудь совершали добрые поступки? 
Подумайте, и скажите, пожалуйста, какие добрые дела вы делали в классе?
Дома? на улице? в транспорте? на природе? .

Добрые поступки – это лекарство, спасение от всего дурного. Чем больше мы будем делать добра, тем больше его будет в нас оставаться.

Учитель:  Давайте подумаем, а что бы мы могли доброе сделать? (Помочь бабушке перейти дорогу, соседке поднести сумку, придержать дверь в подъезде, помочь малышу на детской площадке сесть на качели, уступить место в транспорте, помочь молодой маме вынести коляску, накормить кошку или собаку косточкой из супа, птиц в парке, сделать кормушку, помочь дома маме, папе, бабушке, дедушке).


-  Каждый из нас способен сделать мир добрее, если все мы будем стремиться совершать добрые поступки и не допускать даже мысли - о злых. Качество, про которое мы с вами говорили, не врожденное, его можно и нужно воспитывать. Послушайте и посмотрите сказку:

" Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное , прилетела из далекой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок раньше никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и пока она отдыхала, цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и поэтому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.

Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал подругу. Но однажды , когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать.

Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:

- Бабочка лети скорее ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе кое-что сказать. Бабочка радостно подлетела к Цветку с новостями и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у нее ничего не получалось. Она била крыльями, искала щелку, но все было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: "О, я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек".

Учитель: Скажите, ребята, какими были Бабочка, Цветок, мальчик?

(-Бабочка была очень доброй.)

 - Зато очень нехорошим оказался Цветок. Он обманщик, злой и корыстный.

 - А мальчик тоже не добрый. ( Он не думал ни о природе, ни о Бабочке.) 

Ведущий:

 Ребята, вот вы сказали, что Бабочка очень добрая.

 Создание проблемной ситуации 

Задание с демонстрационным материалом.

 Ведущий: Ребята, мы с вами уже говорили, что доброту в человеке можно воспитывать, давайте же попытаемся с помощью следующего задания полечить сердца Мальчика и Цветка.

 -У Вас на столах лежат два сердца.

- Поднимите доброе сердце, на ваш взгляд!

- Почему вы так думаете?

- Что случилось с другим сердцем? Какое оно?

- Как мы можем помочь?

  Работа в группах над выполнением задания

Выбери из предложенных качеств те, с помощью которых можно помочь сердцу и наклейте эти качества вместо колючек.

Слайд 16

Дети выбирают те качества, с помощью которых можно полечить сердце.

Любовь, дружба, доверие, симпатия, радость, внимание, уверенность, защищенность, забота, доброта, чуткость, товарищество, надежность, искренность, терпеливость, доброжелательность, благодарность, тактичность. Безразличие, непонимание, тревожность, недоверие, ненависть, злоба, трусость, хвастливость, лживость, жестокость, скупость, безделье.

 Учитель: Посмотрите какое удивительное доброе сердце получилось. Оно наполнено добрыми качествами. Теперь, когда сердце мальчика стало добрым, бабочка всегда просыпается в хорошем настроении.

Физминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три- нагнулась и присела,

На четыре – улетела.


Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.

Слайд 17


#Добрые_крышечки - это эколого-благотворительный проект по сбору пластиковых крышек на помощь детям с ограниченными возможностями из приёмных семей
Мы предлагаем вам собирать использованные пластиковые крышечки, чтобы потом отправить их на переработку. Все вырученные средства будут направлены на покупку инвалидных кресел/колясок для нуждающихся детей. 
Присоединиться к проекту очень просто! Принять участие может любой человек, который хочет помочь детям и сделать чище нашу планету, и ребёнок, и взрослый


Один человек, если постарается, может много собрать крышечек. А всем классом можно больше крышечек собрать. А как быстро ещё больше крышечек собрать? У вас есть идеи? Проблема. ( А у нас в школе много классов?)

-Давайте вовлечём учащихся всей школы?! Что для этого надо сделать?

Эмблема на банке, плакат.

- Посмотрите на наш дом Доброты, все ли кирпичики названы? (нет) .

- Тогда давайте продолжим их называть.

- У слова «Доброта» есть много родственных слов.

- Я буду читать описание качеств человека, а вы должны догадаться, какое название имеет следующий кирпичик дома Доброты:

Слайд 18-22


-Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, приличный, порядочный называют…. ( добропорядочным)

- Человека, у которого доброе сердце, называют… (добросердечным)

-Человека с доброй душой , называют… ( добродушным)

Человек, который желает другим только добра, называют….. (доброжелательным)

-Человека, обладающего добрым, хорошим нравом и хорошим поведением, называют…. (добронравным)

- Вот мы и назвали кирпичики нашего Дома доброты.

- А вы хотите жить в таком доме? (дети отвечают) . И я Сегодня мы с вами все вместе смогли построить Дом доброты. Перенесите его мысленно в своё сердце.

Солнце светит. И у нас в классном уголке светит солнце. А на лучики его мы с вами прикрепили правила доброты. Давайте их вспомним.

Слайд 23 Учитель берёт в руки лепесток.

Звучит песня «Что такое доброта» в исполнении группы «Барбарики»)

Слайд 24, 25, 26

Учитель: Вы помните сказку, в которой был волшебный цветок, исполняющий все желания? Кто её автор? А какое из исполненных желаний несло добро?  (На что она потратила последний лепесток?) (Чтобы мальчик Витя был здоров)

Учитель: Почему последний лепесток вернулся обратно к бабушке? (Потому что Женя потратила его не зря - сделала доброе дело)

Слайд 27

Какая из половиц подходит к этой сказке?

• Спеши делать добро.

• Добрые дела красят человека.

• Доброе дело добром вернётся

А ведь все лепестки могли нести добро. Представьте такой цветок.

Слайд 28

Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”.
(Включить красивую, приятную мелодию.)
Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. 
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Слайд 29

Пословица: «Доброе дело добром вернётся».

Все хором говорят заклинание и желают всем счастья, здоровья, мира и добра.

Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта- важное и нужное человеческое качество.)

Доброта – она от века

Украшенье человека.

Слайд 30

Еще в старой Азбуке буквы назывались словами:

Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро,

Живете, Земля, Люди, Мыслите, Покой

Азбука как бы говорила: «Люди Земли, живите, мыслите, думайте и творите добро»

Пусть эти слова станут вашим девизом на всю жизнь.

Слайд 31

Золотое правило нравственности.

Если вокруг нас будут добрые люди, то и настроение всегда будет хорошим.


Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта- важное и нужное человеческое качество.)

Доброта – она от века

Украшенье человека

Рефлексия:

А сегодня мы посадим дерево Доброго настроения.

Те дети, кто получил удовольствие от общения. У кого хорошее настроение, повесят на дерево розовые яблоки.

Те, кто не полностью согласен с нашими выводами , повесят жёлтые яблоки. Кто чем-то расстроен, повесят зелёные яблоки.


Звучит песня «Что такое доброта» в исполнении группы «Барбарики») или «Песенка Леопольда»


Список литературы.

1. Зуев. В.А. Основы нравственного воспитания. Екатеринбург. 2007.

2. Основы светской этики. Учебное пособие. Просвещение. 2010.

3. Янушкявичюс Р. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников М., 2001.

4. Нравственность. Здоровье. Семья. Екатеринбург., 2007.

5. Основы светской этики. Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. М., 2010.


















- Каждая группа получает задание.

1 группа:

В центре ладони напишите свое имя, а на пальчиках –добрые слова. Из ладошек составим дерево добрых слов.

2 группа:

В центре ладони напишите свое имя, а на пальчиках – положительные качества. Из ладошек составим дерево Доброты.

3 группа:

В центре ладони напишите свое имя, а на пальчиках –добрые дела. Из ладошек составим дерево добрых дел.

Эти деревья мы посадим в следующий раз.

Спасибо за работу













Если вокруг нас будут добрые люди, то и настроение всегда будет хорошим.

ПРИТЧА,

Однажды Добро пришло ко Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положила соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: ...

- Что могло сказать Добро? (выслушиваются предположения детей)

- А сейчас послушайте, как заканчивается притча.

«Что - то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.