Что такое экология?
Цель: расширять знания, учащихся об экологическом состоянии природы.
Задачи:
-расширять представление детей об экологии, о ее роли в жизни человека;
-формировать основы экологической грамотности, чувство ответственности и любви к природе;
-формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
-продолжить обучение работе в сотрудничестве.
План занятия:
Организационный момент.
Загадки.
Проблемная ситуация.
Физминутка.
Беседа о вреде наносимой природе.
Итог занятия
Использованная литература
Ход урока:
Организационный момент.
Экология— это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях над организменных системах, о структуре и функционировании этих систем.
Экология как наука сформировалась лишь в середине прошлого столетия после того, как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле, об особенностях их образа жизни. Возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые заслуживают специального и тщательного изучения.
Психологический настрой
Здравствуйте, дети!
Урок наш начнем
Он о природе – природа наш дом.
На уроке будь смекалист
Будь внимателен вдвойне
Нам сегодня предстоит
Много новых тайн открыть
Быстро думать, отвечать
Нашу память развивать
Любознательными стать
На пятерки отвечать.
2 Загадки.
-Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!
(вода)
-Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд.
(ракета)
-Дышит, растёт, а ходить не может
(растение)
-Через нос проходит в грудь -
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же -
Без него мы жить не можем.
(воздух)
-Как назвать одним словом: млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, птицы? (животные)
- Что заметили?
-Я заметил, что здесь лишнее слово - ракета, потому что это не природа, а всё остальное-природа.
-Я хочу дополнить, что ракета сделана руками человека.
- А я могу оставшиеся слова разделить на две группы: живая и неживая природа. А всё вместе — это окружающий нас мир.
-Что ещё относится к природе? (солнце, камни, небо…)
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Птицы, звери и леса,
Человек и время года,
Это всё вокруг…(природа)
- Всё в природе взаимосвязано. Есть одна наука, которая неразрывно связана с изучением жизни природы. Как она называется? (экология)
- Что такое экология? (наука о защите природы)
-Чем она занимается? (изучением природы).
- Вы правы, экология – наука о природном доме, о взаимоотношениях живой и неживой природы.
- Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом.
-У нас над головой общая крыша - голубое небо.
- У нас под ногами общий пол – земная поверхность.
- У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко.
- У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи.
Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что мы должны знать и беречь дом, в котором мы живем.
-Ребята, как вы думаете, о чём будем говорить? (о природе, об экологии)
-Верно, тема сегодняшнего урока «Что такое экология» и мы будем учиться любить и беречь дом, в котором мы живем.
3. Проблемная ситуация. Работа в группах. (Послушайте рассказ)
«Воскресенье в лесу».
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. Мы запаслись продуктами, водой и отправились на природу.
Веселой музыкой оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто их вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые пакеты. Костёр тушить не стали - сам потухнет.
В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Там был птенчик. Один из нас взял его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы вернулись домой. Весело прошел день.
-Что будет с природой, если все будут поступать, так как поступили ребята? (Ответы детей).
-В группах обсудить ошибки, которые сделали дети. (Затем группы по - очереди рассказывают об ошибках, показывают знак и рассказывают)
- Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.
- В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.
- Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.
- Для костра собирается сушняк, а не ломать ветки.
- Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу. Надо забрать домой и выбросить в мусорный бак.
- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.
- Брать птиц не следует – в неволе они погибнут.
- Луговые и лесные цветы брать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна.
-А что ещё заметили? (нет знака - не разбрасывать мусор и громкая музыка )
-Что надо сделать, чтобы окружающая среда не страдала?
IY. Физ.минутка
Раз- согнуться, разогнуться,
Два- нагнуться, подтянуться, три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На 4- руки шире,
5,6 –тихо сесть.
7,8- лень отбросим.
5. Беседа о больших ранах природы
Люди наносят малые и большие раны! Если так будет продолжаться, природа может погибнуть, и тогда больше не будет жизни на Земле!
-Давайте разбираться, что же на самом деле происходит с природой, о каких больших ранах говориться?
Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Источники загрязнения - промышленные предприятия, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора
воздух - выхлопные трубы машин, заводы и фабрики выпускают газы, вредные вещества, химикаты;
вода - сточные воды, нефть;
леса- вырубка, пожары; животные – браконьеры)
Конечно, главное для общества – не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. И для этого много делается. Но полностью решить эту задачу пока не удается.
— Вот если каждый из нас будет соблюдать все правила поведения в природе, то не будет малых ран у неё. Малые раны - это наши с вами действия. Чем же вы, дети, можете помочь природе?
Сообщения детей
Если посадить деревце, полить его водой, поухаживать за ним, то через год оно превратится в огромное дерево, которое будет служить для нас воздухом, тенью или просто украшением города.
Люди должны беречь природу, чтобы взамен получать природные богатства: фрукты, овощи, цветы и деревья.
Мы, дети, можем в холодные, зимние дни кормить птиц, бездомных животных. И тогда с гордостью можно сказать – мы помогаем природе выжить
Обращение к детям
-А, чтобы наш мир стал добрее, все мы должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе,
Мы к ней относиться добрей.
6. Итог.
Список используемой литературы:
Золотухина О.А. Экологическая деятельность младших школьников: воспитательный и развивающий потенциал курса «Окружающий мир» для учащихся начальной школы; проектная деятельность младших школьников / О.А. Золотухина // Народное образование. – 2012. - №1. – С. 220 – 223.
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 2001. – 128 с.
Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. – М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. – 170 с.
http://festival.1september.ru