СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое Экология

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

-расширять знания, учащихся об экологическом состоянии природы

-расширять представление детей об экологии, о ее роли в жизни человека;

-формировать основы экологической грамотности, чувство ответственности и любви к природе;

-формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;

 

Просмотр содержимого документа
«Что такое Экология»

Что такое экология?

Цель: расширять знания, учащихся об экологическом состоянии природы.

Задачи:

-расширять представление детей об экологии, о ее роли в жизни человека;

-формировать основы экологической грамотности, чувство ответственности и любви к природе;

-формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;

-продолжить обучение работе в сотрудничестве.

План занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Загадки.

  3. Проблемная ситуация.

  4. Физминутка.

  5. Беседа о вреде наносимой природе.

  6. Итог занятия

  7. Использованная литература


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Экология— это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях над организменных системах, о структуре и функционировании этих систем.

Экология как наука сформировалась лишь в середине прошлого столетия после того, как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле, об особенностях их образа жизни. Возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые заслуживают специального и тщательного изучения.



Психологический настрой

Здравствуйте, дети!

Урок наш начнем

Он о природе – природа наш дом.

На уроке будь смекалист

Будь внимателен вдвойне

Нам сегодня предстоит

Много новых тайн открыть

Быстро думать, отвечать

Нашу память развивать

Любознательными стать

На пятерки отвечать.


2 Загадки.


-Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!

(вода)

-Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд.

(ракета)

-Дышит, растёт, а ходить не может

(растение)

-Через нос проходит в грудь -
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же -
Без него мы жить не можем.

(воздух)

-Как назвать одним словом: млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, птицы? (животные)


- Что заметили?

-Я заметил, что здесь лишнее слово - ракета, потому что это не природа, а всё остальное-природа.

-Я хочу дополнить, что ракета сделана руками человека.

- А я могу оставшиеся слова разделить на две группы: живая и неживая природа. А всё вместе — это окружающий нас мир.

-Что ещё относится к природе? (солнце, камни, небо…)

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса,

Человек и время года,
Это всё вокруг…(природа)


- Всё в природе взаимосвязано. Есть одна наука, которая неразрывно связана с изучением жизни природы. Как она называется? (экология)


- Что такое экология? (наука о защите природы)

-Чем она занимается? (изучением природы).

- Вы правы, экология – наука о природном доме, о взаимоотношениях живой и неживой природы.


- Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом.

-У нас над головой общая крыша - голубое небо.

- У нас под ногами общий пол – земная поверхность.

- У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко.

- У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи.


Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что мы должны знать и беречь дом, в котором мы живем.


-Ребята, как вы думаете, о чём будем говорить? (о природе, об экологии)

-Верно, тема сегодняшнего урока «Что такое экология» и мы будем учиться любить и беречь дом, в котором мы живем.


3. Проблемная ситуация. Работа в группах. (Послушайте рассказ)


«Воскресенье в лесу».

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. Мы запаслись продуктами, водой и отправились на природу.

Веселой музыкой оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто их вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые пакеты. Костёр тушить не стали - сам потухнет.

В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Там был птенчик. Один из нас взял его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы вернулись домой. Весело прошел день.


-Что будет с природой, если все будут поступать, так как поступили ребята? (Ответы детей).


-В группах обсудить ошибки, которые сделали дети. (Затем группы по - очереди рассказывают об ошибках, показывают знак и рассказывают)


- Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.


- В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.

- Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.

- Для костра собирается сушняк, а не ломать ветки.

- Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу. Надо забрать домой и выбросить в мусорный бак.

- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.

- Брать птиц не следует – в неволе они погибнут.

- Луговые и лесные цветы брать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна.


-А что ещё заметили? (нет знака - не разбрасывать мусор и громкая музыка )

-Что надо сделать, чтобы окружающая среда не страдала?


IY. Физ.минутка

Раз- согнуться, разогнуться,

Два- нагнуться, подтянуться, три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На 4- руки шире,

5,6 –тихо сесть.

7,8- лень отбросим.




5. Беседа о больших ранах природы


Люди наносят малые и большие раны! Если так будет продолжаться, природа может погибнуть, и тогда больше не будет жизни на Земле!


-Давайте разбираться, что же на самом деле происходит с природой, о каких больших ранах говориться?


Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Источники загрязнения - промышленные предприятия, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора

  • воздух - выхлопные трубы машин, заводы и фабрики выпускают газы, вредные вещества, химикаты;

  • вода - сточные воды, нефть;

  • леса- вырубка, пожары; животные – браконьеры)

Конечно, главное для общества – не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. И для этого много делается. Но полностью решить эту задачу пока не удается.


— Вот если каждый из нас будет соблюдать все правила поведения в природе, то не будет малых ран у неё. Малые раны - это наши с вами действия. Чем же вы, дети, можете помочь природе?


Сообщения детей

  • Если посадить деревце, полить его водой, поухаживать за ним, то через год оно превратится в огромное дерево, которое будет служить для нас воздухом, тенью или просто украшением города.

  • Люди должны беречь природу, чтобы взамен получать природные богатства: фрукты, овощи, цветы и деревья.

  • Мы, дети, можем в холодные, зимние дни кормить птиц, бездомных животных. И тогда с гордостью можно сказать – мы помогаем природе выжить


Обращение к детям

-А, чтобы наш мир стал добрее, все мы должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе,
Мы к ней относиться добрей.

6. Итог.



  1. Список используемой литературы:



  1. Золотухина О.А. Экологическая деятельность младших школьников: воспитательный и развивающий потенциал курса «Окружающий мир» для учащихся начальной школы; проектная деятельность младших школьников / О.А. Золотухина // Народное образование. – 2012. - №1. – С. 220 – 223.

  2. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 2001. – 128 с.

  3. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.

  4. Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. – М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. – 170 с.

  5. http://festival.1september.ru