II.Проверка домашнего задания. | Проверить и закрепить знания учащихся | П: работа на карточках Н: презентация С: беседа | - Что вы изучали на прошлом уроке? - Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. - Проверим ваши знания с помощью карточек. -Вам нужно прочитать ответ и написать правильное слово. Группа живущих вместе близких родственников – это …(семья) Эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, - это … (герб) Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета – это … (флаг) Население государства, страны - … (народ) - Проверим выполнение задания. - Сверим ответы со слайдом. - Просигнализируйте те, у кого ни одной ошибки. - Просигнализируйте те, у кого 1-2 ошибки. - Тем, у кого есть ошибки, дома нужно будет повторить прошлую тему! Фронтальный опрос - Дайте характеристику места, которое занимает человек в мире. (каждый человек является членом своей семьи, принадлежит определенному народу, является гражданином какого – либо государства) - Назовите, что есть у каждого государства? | Выполняют задания на листочке. Ответы детей. -Герб, флаг, гимн. | Ф, И | Карточки с заданиями Презентация Слайд №1 | Контроль со стороны учителя, самоконтроль. | П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание К: умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность при работе с учебником |
III.Подведение к теме. | Подведение учащихся к теме урока. | С: беседа П: работа с учебником | - Сегодня мы будем с вами изучать новую тему. - Название этой темы вы узнаете, послушав стихотворение: Берегите Землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики… Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите! - Почему необходимо беречь землю? - Откройте учебник на странице 28 и прочитайте тему нашего урока. - Прочитайте учебные задачи урока. | Слушают стихотворение. Ответы детей. - «Что такое экология?». | Ф | Презентация Слайд №2 | Контроль со стороны учителя. Самоконтроль. | Р: формирование способности к своей деятельности; П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
IV.Изучение нового материала. | Сформировать понятие об экологии, окружающей среде, об экологических связях. | С: беседа С: рассказ Н: показ слайдов С: беседа П: разбор ситуации Н: показ иллюстраций С: беседа П: заполнение схемы Н: показ слайда С: беседа | - Как вы понимаете слово «экология»? - Кто уже знаком с этим словом? - Заглянем в этимологический словарь, чтобы объяснить значение слова «экология». - Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. - Что получилось? - О каком же доме идет речь? - Как называется дом, в котором мы живем все вместе? - Правильно, речь идет о нашей планете Земля, о законах, по которым мы должны жить в нашем огромном общем доме. - Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо получать тепло и свет, дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие. - Посмотрите на слайд, объясним данные природные связи. - Ребята, обратите внимание на стрелочки, как вы думаете, что они обозначают? Первая группа - это связь между живой природой и неживой природой. Солнце дарит тепло и свет растениям. Растения отмирают и удобряют почву. Вторая группа - это связь между растениями и животными. Растения дают животным пищу, животные поедают листья, плоды, семена. Животные переносят семена и помогают расселяться растениям на новых территориях. Третья группа - это связи между человеком и природой. Человек получает от природы еду, питьё, воздух, и поэтому живёт. - В наше время это равновесие очень трудно сохранить. - Как вы думаете, почему? - Что может привести к разрушению этого равновесия? - Сделаем вывод: Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред. - Предлагаю проверить правильность этого вывода на следующем примере. - В одном хозяйстве почему-то плохо стали доиться коровы: мало молока они стали давать. Да и молоко так себе, почти без сливок. - Как вы думаете, почему? - Что нужно корове, чтобы она давала много жирного молока? - Клевером в этом хозяйстве засеяли огромное поле, почему же он не уродился? - Почему исчезли шмели? - Какие связи в природе были нарушены? - Выслушав все сказанное, попробуем заполнить схему, изображающую данные связи. - Делимся на группы по 5 человек, и в группах обсуждаем и заполняем схему. - Расскажите правила работы в группах. - Проверим. - Какие меры можно предпринять для устранения данной ситуации? - Надо звать на помощь кошек или сов. Они переловят мышей. Шмели в своих гнездах выведут потомство: будет кому опылять клевер. Опылится клевер – появятся его семена. На следующий год клевер уродится – его накосят и накормят им коров. И будет у людей вдоволь вкусного, жирного молока. - Какие связи вы установили? | Ответы детей. - Наука о доме. - Наша Земля. - Земля. Слушают учителя. Ответы учащихся. - Взаимную связь. Ответы учащихся. - Нужна люцерна или клевер. - Клевер нужно опылять, для этого необходимы пчёлы и шмели. - Шмели селятся в подземных норах, их разоряют мыши. - Связь между растениями и животными. Составляют схему. Рассказывают правила работы в группах. - Завести в хозяйстве котов, сов, применить яды. - Связь между растениями и животными, связь животных друг с другом. | Ф, Г | Презентация Картинки с животными Схемы Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 | Контроль со стороны учителя. Самоконтроль. | П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме К: умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность при работе с учебником Р: повысить познавательный интерес к предмету |
V.Закрепление изученного. | Закрепление изученного материала. | С: беседа Н: показ видеоролика П: работа с учебником С: беседа П: выполнение заданий в ТПО | Видеоролик - Посмотрим небольшой видеоролик. - Смотрим его внимательно, после него я буду задавать вопросы! - Что такое экология? - Из каких двух греческих слов состоит слово «экология»? Работа в учебнике - А теперь прочитаем материал учебника на с. 28. - Что такое окружающая среда? - Что такое экологические связи? - Что такое экология? - Почему для человека очень важно стать хотя бы немного экологом? - Откройте тетради на печатной основе. Работа в ТПО - На странице 10 находим задание номер 1. - Что нам нужно сделать? - Выполняем. - Проверяем выполнение. - Находим на этой странице задание номер 2. - Что нам нужно сделать? - Выполняем. - Проверяем выполнение. | Смотрят видеоролик. - Наука, изучающая все связи в окружающей среде. - «Экос» и «логос». - Все, что нас окружает. - Взаимоотношение различных организмов. - Наука о доме. Ответы детей. - Дописать определения. Окружающая среда – это всё, что окружает живое существо, и с чем оно связано. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой. - Подчеркнуть нужные слова. Солнце, воздух, почва, клест, белка, лесная мышь. | Ф, И | Работа с ТПО Презентация Слайд №6 | Контроль со стороны учителя. | К: умение слушать и вступать в диалог Р: повысить познавательный интерес к предмету |