Школа хороших манер.
Цель: познакомить с основными правилами хорошего тона при общении, воспитывать навыки культурного поведения, создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.
1.Мотивационный этап.
Я приглашаю вас в школу хороших манер. Где главный этикет.
-Так что ж такое этикет?
2.Актуализация знаний. Постановка проблемы
-Может это сорт конфет?
-Ну а может ваш сосед?
-Это страшный людоед?
-Мамин розовый жилет?
-Так что ж такое этикет
3. Основной этап.
Понятие этикет появилось – в 17 веке при дворе французского короля Людовика XIV. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки - и произошло слово «этикет».В России этикет формировался в XVIII веке на основе национальных обычиев и традиций.
Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.
Как себя в гостях вести?
Как цветы преподнести?
Как подарок подарить?
Как веселым в праздник быть?
Как накрыть красивый стол?
Что есть вилкой и ножом?
Ложку как в руке держать?
Что салфеткой накрывать?
Как родных благодарить?
Как игрушку попросить?
Другу что сказать в ответ?
Знает это этикет.
Он - порядок поведения,
Он подскажет без затей,
Как с хорошим настроением
Быть приятным для людей.
- О чем будем говорить на нашем занятии?
( о правилах поведения, о вежливости, об этикете, о хороших манерах)
-А как вы думаете, для чего нужно соблюдать эти правила? (для того, чтобы людям было приятно с тобой общаться, )
В основе хороших манер лежит забота, забота о том чтобы человек не мешал человеку ,чтобы все вместе чувствовали себя хорошо, надо уметь не мешать друг другу).
-Человека, который соблюдает все правила этикета называют культурным, вежливым. Для того , чтобы воспитывать таких людей, нужна специальная школа- школа этикета. Давайте совершим небольшую экскурсию по школе этикета, и узнаем, что же в ней изучают.
-Этикет-Речевой этикет, этикет школьника, этикет в гостях и дома, этикет гостеприимства, этикет внешнего вида, этикет на улице, этикет за столом, этикет в общественных местах.
-И в гостях, и дома, и при общении с друзьями нужно соблюдать правила этикета. Одно из главных правил этикета-использовать вежливые слова.
-А знаете ли вы когда и какие слова нужно говорить, чтобы вас посчитали вежливыми?
-Молодцы! Много слов назвали. Но мало просто знать вежливые слова, нужно уметь их употреблять в различных ситуациях.
Работа с картинками.
А какие из слов: пожалуйста, извините, здравствуйте, спасибо, - подходят к ситуациям на картинках? Какое слово подходит к первой картинке? Почему так решили?
Главный показатель культуры человека, интеллигентности – это умение общаться, правильно вести разговор, соблюдать правила поведения и речевой этикет. Манера речи зависит от пола, возраста и социального статуса собеседника.
Основные нормы речи в России:
Вести разговор спокойным голосом в любых ситуациях. К сожалению, современные телевизионные ток-шоу показывают примеры скандального поведения, где свою позицию участники отстаивают криком.
Ненормативная лексика недопустима в официальных ситуациях. При неформальном общении, в бытовых ситуациях часто применяется русский мат для выражения эмоций.
В общении проявлять открытость и сочувствие. Вежливость сохранения сотрудничества, у европейцев – вежливость сохранения дистанции.
Искренность. В русском этикете нет понятия улыбки по надобности. Ценится искренняя улыбка. Смех не приветствуется, поэтому иностранцы русских считают угрюмыми людьми.
Обращение к незнакомцам на «Вы». Также надо обращаться к старшим по статусу и возрасту. К родителям в русских семьях обращаются на «Ты».
Не принято громко спрашивать о туалете, рассказывать о проблемах пищеварения за столом.
Норма приветствия по этикету в России подразумевает зрительный контакт с собеседником. В азиатских странах такой контакт исключается.
-Существует множество пословиц и поговорок о вежливости.
- Пословицы рассыпались. Помогите их собрать. Работайте в парах, не забывайте о правилах сотрудничества. Когда сумеете прочитать пословицу, подумайте, что она обозначает.
4.Игра
Игра «Пожалуйста»
Руки к верху поднимаем, пожалуйста,
А потом их опускаем, пожалуйста,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем, пожалуйста.
На носочки поднялись,
Ручки опустили, пожалуйста,
А теперь присели, пожалуйста,
Коленки обхватили.
Снова встали – ноги вместе, пожалуйста.
И уже сидим на месте, пожалуйста..
Дети должны повторять за ведущим движения, если в команде или в просьбе звучит слово «Пожалуйста!».
Вы знаете так много вежливых слов! Но в этикете важно не только уметь говорить правильные слова, но и правильно себя вести в разных ситуациях.
(Просмотр отрывка из мультфильма «Винни-Пух в гостях у кролика»)
-Как вы думаете, какие правила этикета нарушил Винни-Пух?
(не помыл лапы, ел лапами, испачкался, съел все, что было у Кролика, слишком долго был в гостях, пришел без приглашения, было ли Кролику интересно общаться с гостями?)
-Был ли вежлив Кролик с гостями? Какие вежливые слова он употреблял?
Ситуации
1) - Здорово, Викча!
- Здорово, Лерча!
- Как дела?
- Да так, дела стремные.
- Где тусуешься?
- На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?
- А меня как-то не колышет.
- Ну все, я сваливаю, а то меня предки ждут.
- Везуха тебе, а мне еще мозги парить.
2) - Здравствуй, Лена!
- Здравствуй, Инна!
- Как твои дела?
- Спасибо, отлично. А твои?
- Тоже неплохо.
- Как поживают твои родители?
- У них все хорошо.
- До свидания, Лена!
- До свидания, Инна!
- Ребята, скажите, чем отличаются эти ситуации? Кого из детей вам было приятнее слушать? Почему?
Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных, не слишком умных. С ними не очень-то приятно общаться.
3)Короткий видеоролик о правилах поведения за едой (https://vse-kursy.com/read/548-uroki-etiketa-dlya-detei.html)
4) На день рождения к Нехочухе пришли друзья.
-Нехочуха, Почему ты играешь один? Давай играть вместе.
-Еще чего! Эти игрушки мне подарили!
-Как вы считаете, весело ли ребятам в гостях у Нехочухи? А почему?
-Захотят ли они в следующий раз идти в гости к Нехочухе?
-Посоветуйте, что нужно сделать Нехочухе, чтобы гости не скучали?
5)К Нехочухе на день рождения пришла Наташа.
-Поздравлю тебя с днем рождения! Желаю тебе огромного счастья! Этот подарок тебе.
- Фу, альбом! А я хотел вертолет!
-Как вы считаете, вежливо ли поступил Нехочуха по отношению к девочке?
-Подумайте, почему так говорят: «Дорог не подарок, дорого внимание»?
-Что бы вы посоветовали Нехочухе?
6. Рефлексия.
- Ребята, а как одним словом назвать правила поведения, которые Нехочуха нарушал?
-Для чего нужно соблюдать этикет? (Чтобы людям было комфортно)
Правила этикета существуют для того, чтобы люди своими поступками не мешали и не вредили друг другу, не обижали и не оскорбляли друг друга. И этому тоже надо учиться.
Кто лучше знает правила вежливости?
(Зачитываются вопросы, дети отвечают. )
1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)
2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)
3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)
4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)
5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.)
Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку.