СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое этикет?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать учителям начальных классов на классных часах в 1-4 классах.Знакомство с правилами этикета.

Просмотр содержимого документа
«Что такое этикет?»

Школа хороших манер.

Цель: познакомить с основными правилами хорошего тона при общении, воспитывать навыки культурного поведения, создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.

1.Мотивационный этап.

Я приглашаю вас в школу хороших манер. Где главный этикет.

-Так что ж такое этикет?

2.Актуализация знаний. Постановка проблемы

-Может это сорт конфет?

-Ну а может ваш сосед?

-Это страшный людоед?

-Мамин розовый жилет?

-Так что ж такое этикет

3. Основной этап.

Понятие этикет появилось – в 17 веке при дворе французского короля Людовика XIV. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки - и произошло слово «этикет».В России этикет формировался в XVIII веке на основе национальных обычиев и традиций.

Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.

Как себя в гостях вести?

Как цветы преподнести?

Как подарок подарить?

Как веселым в праздник быть?

Как накрыть красивый стол?

Что есть вилкой и ножом?

Ложку как в руке держать?

Что салфеткой накрывать?

Как родных благодарить?

Как игрушку попросить?

Другу что сказать в ответ?

Знает это этикет.

Он - порядок поведения,

Он подскажет без затей,

Как с хорошим настроением

Быть приятным для людей.

- О чем будем говорить на нашем занятии?

( о правилах поведения, о вежливости, об этикете, о хороших манерах)

-А как вы думаете, для чего нужно соблюдать эти правила? (для того, чтобы людям было приятно с тобой общаться, )

В основе хороших манер лежит забота, забота о том чтобы человек не мешал человеку ,чтобы все вместе чувствовали себя хорошо, надо уметь не мешать друг другу).

-Человека, который соблюдает все правила этикета называют культурным, вежливым. Для того , чтобы воспитывать таких людей, нужна специальная школа- школа этикета. Давайте совершим небольшую экскурсию по школе этикета, и узнаем, что же в ней изучают.

-Этикет-Речевой этикет, этикет школьника, этикет в гостях и дома, этикет гостеприимства, этикет внешнего вида, этикет на улице, этикет за столом, этикет в общественных местах.

-И в гостях, и дома, и при общении с друзьями нужно соблюдать правила этикета. Одно из главных правил этикета-использовать вежливые слова.

-А знаете ли вы когда и какие слова нужно говорить, чтобы вас посчитали вежливыми?

-Молодцы! Много слов назвали. Но мало просто знать вежливые слова, нужно уметь их употреблять в различных ситуациях.

Работа с картинками.

А какие из слов: пожалуйста, извините, здравствуйте, спасибо, - подходят к ситуациям на картинках? Какое слово подходит к первой картинке? Почему так решили?

Главный показатель культуры человека, интеллигентности – это умение общаться, правильно вести разговор, соблюдать правила поведения и речевой этикет. Манера речи зависит от пола, возраста и социального статуса собеседника.

Основные нормы речи в России:

  • Вести разговор спокойным голосом в любых ситуациях. К сожалению, современные телевизионные ток-шоу показывают примеры скандального поведения, где свою позицию участники отстаивают криком.

  • Ненормативная лексика недопустима в официальных ситуациях. При неформальном общении, в бытовых ситуациях часто применяется русский мат для выражения эмоций.

  • В общении проявлять открытость и сочувствие. Вежливость сохранения сотрудничества, у европейцев – вежливость сохранения дистанции.

  • Искренность. В русском этикете нет понятия улыбки по надобности. Ценится искренняя улыбка. Смех не приветствуется, поэтому иностранцы русских считают угрюмыми людьми.

  • Обращение к незнакомцам на «Вы». Также надо обращаться к старшим по статусу и возрасту. К родителям в русских семьях обращаются на «Ты».

  • Не принято громко спрашивать о туалете, рассказывать о проблемах пищеварения за столом.

  • Норма приветствия по этикету в России подразумевает зрительный контакт с собеседником. В азиатских странах такой контакт исключается.


-Существует множество пословиц и поговорок о вежливости.

- Пословицы рассыпались. Помогите их собрать. Работайте в парах, не забывайте о правилах сотрудничества. Когда сумеете прочитать пословицу, подумайте, что она обозначает.


4.Игра
Игра «Пожалуйста»

Руки к верху поднимаем, пожалуйста,

А потом их опускаем, пожалуйста,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем, пожалуйста.

На носочки поднялись,

Ручки опустили, пожалуйста,

А теперь присели, пожалуйста,

Коленки обхватили.

Снова встали – ноги вместе, пожалуйста.

И уже сидим на месте, пожалуйста..

Дети должны повторять за ведущим движения, если в команде или в просьбе звучит слово «Пожалуйста!».

Вы знаете так много вежливых слов! Но в этикете важно не только уметь говорить правильные слова, но и правильно себя вести в разных ситуациях.

(Просмотр отрывка из мультфильма «Винни-Пух в гостях у кролика»)

-Как вы думаете, какие правила этикета нарушил Винни-Пух?

(не помыл лапы, ел лапами, испачкался, съел все, что было у Кролика, слишком долго был в гостях, пришел без приглашения, было ли Кролику интересно общаться с гостями?)

-Был ли вежлив Кролик с гостями? Какие вежливые слова он употреблял?

Ситуации

1) - Здорово, Викча!

- Здорово, Лерча!

- Как дела?

- Да так, дела стремные.

- Где тусуешься?

- На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?

- А меня как-то не колышет.

- Ну все, я сваливаю, а то меня предки ждут.

- Везуха тебе, а мне еще мозги парить.

2) - Здравствуй, Лена!

- Здравствуй, Инна!

- Как твои дела?

- Спасибо, отлично. А твои?

- Тоже неплохо.

- Как поживают твои родители?

- У них все хорошо.

- До свидания, Лена!

- До свидания, Инна!

- Ребята, скажите, чем отличаются эти ситуации? Кого из детей вам было приятнее слушать? Почему?

Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных, не слишком умных. С ними не очень-то приятно общаться.

3)Короткий видеоролик о правилах поведения за едой (https://vse-kursy.com/read/548-uroki-etiketa-dlya-detei.html)

4) На день рождения к Нехочухе пришли друзья.

-Нехочуха, Почему ты играешь один? Давай играть вместе.

-Еще чего! Эти игрушки мне подарили!

-Как вы считаете, весело ли ребятам в гостях у Нехочухи? А почему?

-Захотят ли они в следующий раз идти в гости к Нехочухе?

-Посоветуйте, что нужно сделать Нехочухе, чтобы гости не скучали?

5)К Нехочухе на день рождения пришла Наташа.

-Поздравлю тебя с днем рождения! Желаю тебе огромного счастья! Этот подарок тебе.

- Фу, альбом! А я хотел вертолет!

-Как вы считаете, вежливо ли поступил Нехочуха по отношению к девочке?

-Подумайте, почему так говорят: «Дорог не подарок, дорого внимание»?

-Что бы вы посоветовали Нехочухе?

6. Рефлексия.

- Ребята, а как одним словом назвать правила поведения, которые Нехочуха нарушал?

-Для чего нужно соблюдать этикет? (Чтобы людям было комфортно)

Правила этикета существуют для того, чтобы люди своими поступками не мешали и не вредили друг другу, не обижали и не оскорбляли друг друга. И этому тоже надо учиться.

Кто лучше знает правила вежливости?

(Зачитываются вопросы, дети отвечают. )

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)

5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.)

Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!