Что такое ФГОС ДО и для чего он нужен?
Ф
ГОС дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155. Стандарт устанавливает обязательные требования к дошкольному образованию и отвечает на три основных вопроса:
каких результатов должны достигать дети к моменту выпуска из дошкольного учреждения;
какой должна быть образовательная программа для дошкольников, соотношение между обязательной и вариативной частью;
какие условия необходимо создать в ДОО, чтобы малыши успешно осваивали программу.
ФГОС ставит цели:
повысить социальный статус дошкольного образования;
дать всем детям равные условия для полноценного развития и получения образования;
гарантировать на уровне государства качество дошкольного образования;
обеспечить единство образовательного пространства России.
Какова роль педагога в реализации ФГОС и где получить нужные знания?
Воспитатель играет ключевую роль в реализации ФГОС в ДОО. Поэтому предъявляются строгие требования, касающиеся профессионально значимых личностных качеств воспитателя.
Воспитатель должен обладать такими качествами:
любовь к детям и умение найти подход к каждому;
позитивность и жизнерадостность;
коммуникабельность и организованность;
грамотная речь, высокий уровень культуры.
И если качества личности воспитателя почти не поддаются коррекции, то необходимые знания по реализации ФГОС в дошкольных учреждениях вы можете получить на курсах профессиональной переподготовки в АНО «НИИДПО»:
Обязанности воспитателя по ФГОС
Во ФГОС ничего не сказано ни о положительных качествах воспитателя, ни об его обязанностях как таковых, но они прямо вытекают из основных положений стандарта. Чтобы выполнить его требования, воспитатель обязан:
о
беспечивать для детей безопасную среду и контролировать их здоровье;
формировать предметно-развивающую среду для различных видов деятельности ребенка, включая игру, учебу и творчество;
проводить различные виды занятий: развивающие, спортивные, творческие;
поддерживать в группе благоприятную атмосферу и учить детей бесконфликтному общению;
развивать познавательную активность детей, поддерживать инициативу, стремление к самореализации, формировать положительное отношение к труду и здоровому образу жизни;
создавать условия для социализации и развития индивидуальности ребенка;
помогать семье в воспитании детей.
Чем ФГОС полезен воспитателю?
В работе воспитатель детского сада должен всегда опираться на основные положения ФГОС. Так, стандарт помогает воспитателю составить образовательную программу. В ч. II четко прописано, из каких частей должна состоять программа и что должна включать каждая из них. ФГОС указывает, чему должны научиться дети разного возраста и какие формы обучения следует использовать.
Например, в возрасте от 1 года до 3 лет преобладает предметная деятельность, эксперименты с материалами, овладение навыками самообслуживания, знакомство со сказками, стихами, музыкой. Ведущую роль в этом возрасте играет общение со взрослыми.
Дети от 3 до 8 лет осваивают сюжетно-ролевую игру, конструирование, взаимодействие со сверстниками, изобразительную и музыкальную деятельность.
П
рограмма должна учитывать пять образовательных областей и обеспечивать физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.
ФГОС дает воспитателю целевые ориентиры по обучению и развитию детей. Эти ориентиры нужны не для оценки ребенка, а для разработки программы, для коррекции индивидуальной и групповой работы с детьми.
Стандарт рисует примерный портрет выпускника ДОО. Это любознательный, инициативный ребенок, активно взаимодействующий с детьми и взрослыми. Он проявляет волевые усилия и умеет как подчиняться правилам, так и принимать собственные решения. Дошкольник освоил базовые знания о себе и мире, разнообразные формы игры. У него развито воображение и способность к творчеству, мелкая и крупная моторика. Ребенок готов к дальнейшей учебной деятельности в начальной школе. Таким образом, ФГОС обеспечивает преемственность образования между детским садом и школой.
ФГОС указывает, какие методы и инструменты воспитатель должен применять в своей работе, как создавать предметно-развивающую среду, насыщенную игровыми материалами, спортивным и оздоровительным инвентарем. Эта среда должна быть безопасной и доступной (в том числе для детей с ОВЗ).