СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое имя прилагательное.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль имён прилагательных в речи. Что обозначает, на какие вопросы отвечает.

Просмотр содержимого документа
«Что такое имя прилагательное.»

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме

«Что такое имя прилагательное?»

Цель:  что такое имя прилагательное, что обозначает и на какие вопросы отвечает, какую роль играет в речи.
Задачи:
Учить распознавать в речи имена прилагательные;
Формировать навыки грамотного письма;
Развивать самоконтроль, мышление, речь
Учить работать совместно, в группах;
Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: 
- распознавать и осознанно употреблять в речи слова, обозначающие признаки предметов;
- характеризовать предметы с разных сторон;
- сопоставлять и сравнивать термины по одному из признаков (составлять пары имени прилагательного с противоположными значениями);
- различать слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? и слов, отвечающих на вопросы какие? (правильно ставить вопросы к имени прилагательному в единственном и множественном числе).
Метапредметные:
- определять цель выполнения заданий на уроке;
- определять план выполнения заданий на уроке;
- участвовать в диалоге на уроке;
- понимать и соблюдать правила работы в группе;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобще-ния, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к из-вестным понятиям;
Личностные: 
- осознавать роль языка и речи в жизни человека;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, аудиозапись, толковый словарь русского языка (3-4 штуки), учебник у каждого, магниты, карточки с вопросами, карточки с названием свойств предметов, карточки с текстами стихотворений С.А. Есенина, карточки с планом ответа, карточки с соединениями букв, карточка с волнистой линией. 

Ход урока


1. Орг.момент 
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет ра-дость общения каждому из нас.
– Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы все были внимательными, активными, аккуратными, трудолюбивыми, любознательными, самостоятельными. Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы? А что мы будем исследовать, узнаете чуть позже.
2. Актуализация знаний.
Настрой уч-ся.
- Послушайте стихотворение великого русского поэта Сергея Есенина. Слайд: на экран проецируется портрет С.А. Есенина. (Звучит аудиозапись стихотворения «Черёмуха» С. Есенина.)
- Правда, красивое стихотворение?
- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
Зрительно-слуховой диктант с предварительным объяснением.
- Две строки из этого стихотворения я записала на доске. Прочитаем.
На доске: 
А зелень золотистая
На солнышке горит.
- Понятен ли смысл слов?
- Что автор говорит о зелени? Какая она? Почему так?
- Слово «горит» в каком значении употреблено? Подберём синоним. (….)
- Какие орфограммы встретились? (Правописание безударных гласных, мягкий знак-показатель мягкости согласных.)
- Выйти к доске, выделить орфограмму. Объяснить. (Назвать имя ученика.)
- Итак, провели орфографическую работу. Ваша задача записать эти строки под диктовку без ошибок. Прежде чем начать, обратите внимание на соединения, которые здесь встретятся: ол, ая. (На доске записаны эти соединения.)
- Посмотрите ещё раз, как записываются стихи: столбиком, каждая строчка начинается с новой строки, с большой буквы. (Закрыть строки стихотворения.)
- Выделите орфограммы. Проверьте. (Открыть текст.)
- Молодцы. Подведение итогов.
- Рассмотрим, какие части речи автор использовал?
- Найдите грамматическую основу. Объяснить, чем выражены главные члены. (Образец: В этом предложении говорится о зелени, что? Зелень – это подлежащее, подчеркнем одной чертой, выражено именем существительным, что говорится о зелени? горит, это сказуемое, подчеркнём двумя чертами, выражено глаголом. Зелень горит- это главные члены предложения.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Назовите второстепенные члены предложения. Какое из них выражено хорошо знакомой частью речи? (Солнышке, что? солнышко, это существительное)
- Назовите другой второстепенный член предложения. 
- Кто может определить какая это часть речи, кто догадался? (Ребята могут сказать, что это имя прилагательное, потому что с такой частью речи встречались уже ранее на уроках в 1 классе.)
- Итак, кто-то предполагает, что это имя прилагательное.
4. Проект выхода из затруднительной ситуации.
1. Проблема
- Перед нами возникла проблема: большинство из нас не до конца осознают, какая это часть речи. 
- Вспомните, что нужно знать, для определения части речи? Какие основные моменты в их формулировках можно выделить? (На какие вопросы отвечает, что обозначает, почему так называется.) 
- Итак, конкретизируем задачи сегодняшнего урока.
2. Целеполагание.
Слайд: на экран проецируется следующая запись:
Часть речи.
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Почему так называется? 
Какую роль играет в речи?
3. Гипотеза.
- Ответив на эти вопросы, мы сможем узнать, какой же частью речи является слово «золотистая».
- Что будет являться помощником в нашей поисковой работе? Посмотрите на свои парты. Что наш помощник на каждом уроке? (Учебник, словарь.)
5. Реализация построенного проекта
1. Работа в группах по 4 человека
- Я выдам карточки с напечатанными строками стихотворения. В них выделены жирным шрифтом слова, с которыми вам придется поработать. 
- Что будем делать? (Ставить вопрос к слову, наблюдать, что слово обозначает.) 
- Что сделать, если выделенное слово вам не понятно? (Обращаться к толковому словарю.)
Поработаем в группах по 4-5 человек. После обсуждения один представитель от группы защищает принятое группой решение. Помните, что при работе в группе:
Слайд на экран проецируются следующие рекомендации для учеников:
Разрешается :
Помогать, уважать,
дружить, выручать,
быть приветливым и улыбаться. 
Запрещается:
Бездельничать и мешать товарищам,
говорить обидные слова.
- Рассмотрите строки. Всё ли понятно? Значение слов отмеченных звездочкой посмотреть в словаре. Позже дать толкование (прочитать).
С.А.Есенин - «Черемуха»
Карточка 1.
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Карточка 2.
Кругом роса медвяная*
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная*
Сияет в серебре.
Карточка 3.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей. 
Карточка 4.
Черёмуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Карточка 5.
Есенин С.А. – «Нивы сжаты, рощи голы»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
2. Защита ответа
План ответа:
1. Поставить вопрос.
2. От какой части речи задавали вопрос.
3. Что обозначает выделенное слово.
По мере выступления ребят к магнитной доске прикрепляются с одной стороны (слева) карточки-слова какой? какая? какое? какие?
С другой стороны доски (справа) форма, цвет, вкус, запах, размер.
От каждой группы один ученик устно отвечает. Ещё одного можно вызвать к доске, чтобы помог мне выбрать вопрос.
3. Обобщение: 
- Мы с вами записали на доске: какой, какая, какое, какие. Что это? (Вопросы.)
- С помощью формы, вкуса, запаха и т.д. мы характеризуем предмет, называем его свойства, т.е. … (Признаки предметов.)
- От какого слова ставим вопрос? (От имён существительных.)
- Да, слова, о которых мы сегодня ведём речь, всегда связаны с именем существительным. Они как бы «прилагаются» к существительному. Наверное, большинство из вас уже догадались, о какой части речи идёт разговор. (Прилагательное.)
- А сейчас послушайте весёлое стихотворение Елены Мельниковой и закончите его. 
В чём предметов-то секрет? 
На вопросы дай ответ: 
Он какой? Она какая? 
Сильный, добрая, родная. 
А оно? Оно смешное, 
Тёплое и озорное. 
Эти признаки важны, 
Речь обогатить должны. 
Сильно любознательное 
Имя … (прилагательное)
- Молодцы!
- Да, имя прилагательное.
4. Формулировка правила, вывода.
- Пробуем сформулировать правило об имени прилагательном. Я начинаю, а вы помогаете. Имя прилагательное – это …., которая … и обозначает…
- Прочитаем правило в учебнике, что же такое имя прилагательное. Мы с вами правильно сформулировали?
- Какие вы молодцы!
- Добавлю, что имена прилагательные мы будем подчёркивать (вывешивается карточка с начерченной волнистой линией) или обозначать над словом кратко. 
- Давайте вернёмся к нашим вопросам на слайде. На какие из них мы уже ответили. Отметим их.
Слайд (на экран проецируется следующая запись, отмечаем вопросы, на которые мы нашли ответы)
Часть речи.
Что обозначает? 
На какие вопросы отвечает? 
Почему так называется? 
Какую роль играет в речи?
- Итак, с помощью нашего исследования мы смогли получить ответы на указанные вопросы.
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа.
1.Умение находить имена прилагательные.
- Прочитаем. Все ли слова понятны? (Косматые)
- Кто знает? Проверим себя по словарю. (Заранее положить закладку.)
- Кому не понятно задание? Что нужно сделать?
- Выполните письменное задание. 
- Как будете подчёркивать имена прилагательные? 
- Проверка: от каждой группы один представитель.
- Назовите слова с проверяемыми безударными гласными. 
- Поднимите руку у кого не так. (Рекомендации: быть внимательнее.)
- Читаем устное задание. Что такое синоним? Как понять «согласуйте»? С какой частью речи связано прилагательное? (Поставить вопрос от имени существительного.) 
- Представитель от группы выступает. Итог.
- Молодцы. Работали дружно.
2.Упражнение 148 (устно). Частичное выполнение задания. 
- Мы сразу смогли догадаться, о каком предмете идёт речь? С помощью каких слов мы смогли узнать предмет? (С помощью имён прилагательных.)
- Почему? (Имена прилагательные обозначают признак предмета, а описать – значит назвать признаки.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Придумывание загадки
- А сейчас давайте поиграем. Нужно описать предмет, который вам предложен, не называя его. (Заяц, кресло, свёкла, щавель). 4 ученика выходят к доске по очереди. У каждого своя картинка. Ученик описывает предмет, используя как можно больше подходящих имён прилагательных. Класс угадывает название предмета. После называния предмета открывается слайд с его изображением и признаками. 
Слайды
На экран по очереди проецируются изображения зайца, кресла, свёклы и щавеля, их названия и ряд признаков.
Заяц (какой?) пушистый, серый или белый, трусливый, робкий, маленький, быстрый, косой.
Свёкла (какая?) красная, сладкая, полезная, сочная, кормовая, столовая, круглая.
Кресло (какое?) мягкое, удобное, комфортное, детское, светлое, большое, чистое.
Щавель (какой?) кислый, полезный, лекарственный, нежный, молодой, вкусный, зелёный.
- Легко ли вам было угадывать? Почему да. (Имена прилагательные позво-ляют описывать предмет с разных сторон: внешние признаки, цвет, форма, размер, вкус).
- Сформулируйте роль имён прилагательных в речи? (Помогают описывать предметы.)
- Вернёмся к стихотворению С. Есенина «Черёмуха» Как вы думаете, почему автор смог передать весеннее настроение?
- Зачем же тогда ещё нужны имена прилагательные? (Они делают нашу речь выразительной, то есть это эмоциональная речь, которая поддерживает внимание и интерес, чувства, воображение слушателей.)
- Обратим внимание на последний вопрос из наших задач. Как вы думаете, ответили мы на него? (Да.)
Слайд: на экран проецируется слайд с задачами урока
Часть речи.
Что обозначает? 
На какие вопросы отвечает? 
Почему так называется? 
Какую роль играет в речи?
- Отметим галочкой.
8. Рефлексия. Подведение итогов.
- Дома отгадаете загадку в упражнении 150 и выполните предложенные задания. 
- Давайте оценим наш сегодняшний урок, используя имена прилагательные!
- Какая у нас сегодня была работа на уроке? (Интересная, увлекательная, серьёзная,…)
- Какое настроение было у вас сегодня? (Хорошее, весёлое, бодрое, поэтическое…)
- А улыбка какая была? (Милая, откровенная, дружеская, …)
- А вы, ребята, у меня сегодня были умные, отзывчивые, исполнительные, талантливые, добрые, приветливые…)









Тема: «Числа от 20 до 100»

Цели урока. Закрепить навык счета в пределах 100, формировать вычислительные навыки, упражняться в решении простых задач, в нахождении периметра геометрических фигур, в решении логических задач; воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к математике; активность и внимание учащихся; осуществить дифференцированный подход, как один из методов индивидуализации обучения школьников.

Оборудование: карточки с примерами для устного счета, фигуры героев урока.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

На прошлых уроках вы познакомились с числами в пределах 100. Сегодня вам эти знания пригодятся, потому что мы с вами попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. Вы готовы? Тогда сказка начинается!

3. Устный счет

Жил-был Иван-Царевич. У него была невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: «Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Но все там подчинено законам математики.»

Отправился Иван-Царевич в далекий путь. Долго ли , коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задания. Справится с ними Иван-Царевич – значит удержится на веревке и пройдет через реку. Поможем Ивану-Царевичу?

4. Математический диктант:

1. Запишите число, которое следует при счете за числом 20.

2. Запишите число, которое предшествует при счете числу 99.

3. Найди значения выражения: к 20 прибавить 30.

4. Найди значения выражения: от 80 вычесть 50.

5. Первое слагаемое 15, второе слагаемое 4, найди сумму.

6. Уменьшаемое 20, вычитаемое 9, найди разность.

7. Задача-шутка: Тройка лошадей проехала 12 км. Сколько км проскакала каждая лошадь?

Вариант правильных ответов: 21 98 50 30 19 11 12

Ученики обмениваются тетрадями для взаимной проверки, один ученик, работавший на инд. доске предъявляет ответы всему классу.

5 . Математическая разминка

С Вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба-Яга. Увидела Царевича и говорит: «Знаю, знаю зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с заданиями».

Заданий много, сложные (на индивид. карточках) получают сильные ученики.

1. Найди лишнее число в группе, объясни свой выбор. Запиши в тетрадь : 5 7 9 13 2

Числа второй строки запиши в порядке возрастания. 40 30 19 20 60

Числа последней строки в порядке убывания. 12 16 34 13 15

2. Сравни:

31…39 80…73 17… 27

16…61 81…88 76…48

3. Какую цифру можно поставить вместо *, чтобы получилось верное неравенство?

5*

26 *7 29

-Вот теперь, - говорит Баба-Яга,- могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею.

- Нет, - говорит Иван,- мне надо скорее. Дай мне лучше ступу.

-Что ж, бери. Да только она работает на топливе, сколько его нужно, я рассчитать не могу. Если ты рассчитаешь, то сможешь взлететь.

Условие задачи: Топливом для ступы Бабы – Яги служат грибы: сморчки, красные мухоморы и бледные поганки. На поляне росло 16 сморчков, а мухоморов на 9 меньше. Поставь вопрос и реши задачу (задача решается 2-мя способами: сложением и умножением).

- Молодец, Иван-Царевич, открою тебе 2 секрета Кощея!

1. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в ларце, а тот ларец во дворце.

2. Чтобы войти во дворец , надо справиться с замком, на котором много цветных кнопок. А какую кнопку нажать, зашифровано в этих 3-х шифровках!

Шифровки раздаются слабым ученикам (повторение счета в пределах 20).

Реши примеры

10 + 10 20 - 4 19 -9 20 - 0

15 – 5 16 + 3 20- 1 13 + 4

Поблагодарил Иван-Царевич Бабу-Ягу, сел в ступу и через минуту приземлился около дворца Кощея.

6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Гимнастика для глаз)

7. Решение задачи на нахождение периметра

А тем временем, Кощей Бессмертный прогуливался около дворца. Увидел он Ивана и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое.

- За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся: задам я тебе одну задачу, решишь ее, забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова с плеч долой.

Делать нечего, согласился Иван.

Вышивает сейчас Елена Прекрасная платочек и попросила меня купить кружев, чтобы обшить его края, а сколько покупать, не знаю. Длина у платочка 6 см, а его ширина 8 см.

(Решение задачи, запись ее в тетрадь).

Решил Иван задачу, но не захотел Кощей выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться.

Шаг за шагом, все ближе Иван ко дворцу. Какую кнопку нужно нажать Ивану? (в шифровке: нажать желтую кнопку). В тот же миг шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная. Отправились они домой в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии!

Вот и закончилась сказка!

8. Подведение итогов.

Все сегодня на уроке старательно работали. Спасибо всем!





















План-конспект урока окружающего мира во 2-м классе "Неживая природа зимой"

Цели:

  • Провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знания детей о неживой природе, о неживой природе Алтайского края;

  • Продолжить развитие умения анализировать полученную информацию, сравнивать изменения и явления в неживой природе в разное время года, устанавливать причинно-следственные связи в природе ; приводить примеры зимних изменений, явлений из нашей местности, формировать умения работы с литературой;

  • Воспитывать чувства любви к Родине; гордость за свой край; формирование экологической культуры.

Оборудование: Слайд-шоу в рамках темы “Неживая природа зимой”

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Кто расскажет о погоде за окном?

– Верно. А почему снег за окном, морозно?

– Да, верно, за окном зима.

II. Повторение пройденного

1) Проверка домашнего задания:

– Кто напомнит, какое домашнее задание вам нужно было подготовить?

Да, сейчас мы проведём небольшой тест. Приготовьтесь к его написанию. Подпишите свои листочки вверху.

1. Какая профессия самая важная?

а) Врач;
б) Все;
в) Учитель.

2. Культурные учреждения это-…

а) Больница;
б) Магазин;
в) Театр.

3. Образовательные учреждения это..

а) Стройка;
б) Вокзал;
в) Институт

4. Кто играет роли в театре?

а) Артист;
б) Водитель;
в) Учёный.

5. Человек, какой профессии варит обед?

а) Сталевар;
б) Маляр;
в) Повар.

6. Он воспитывает детей в детском саду

а) Воспитатель;
б) Учитель;
в) Учёный.

7. Кто вас лечит?

а) Врач
б) Продавец;
в) Водитель.

8 Кто изучает природу?

а) Учёный;
б) Инженер;
в) Строитель.

– Хорошо, а теперь передайте свои работы.

2). Сообщение темы и целей урока

– О чём мы сегодня будем говорить на уроке, поможет загадка:

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зима.)

– Правильно, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях природы с приходом зимы.

– Ребята, а какие две части природы вы знаете?

– Верно, сегодня мы более подробно поговорим об изменениях в неживой природе.(Слайд 1. См. Приложение 1)

III.Изучение нового материала

1). Беседа о зимних изменениях

– Ребята, какое у нас время года?

– Приведите доказательства-примеры, что у нас зима?(Слайд 2)

– Вот сколько примет зимы вы назвали, молодцы.

– Какие зимние месяцы вы знаете?(Слайд 3)

– Да, декабрь, январь, февраль.

– А кто знает, как ещё называют эти месяцы?

– Хотите узнать? Сейчас ребята нам немного расскажут о зимних месяцах.

– Декабрь “ветрозим”, почему у него такое второе название? (Полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Он год кончает, зиму начинает) (Слайд 4)

– Январь “студень”, а почему? (Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме – середина) (Слайд 5)

– Февраль “снежень”, подумайте, почему? (месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: “вьюги да метели под февраль прилетели”) (Слайд 6)

– Какие явления в неживой природе происходят зимой?

– А какие ещё, узнаете, прочитав в учебнике, но сначала мы немного отдохнём.

2). Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной Бабы
Побелел морковный нос,
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Заметает всё кругом
Неподвижным серебром.

3). Работа по учебнику в группах

– Разделимся на группы и прочитаем в учебнике стр. 132-133 новую информацию

– Первая группа учащихся читает об оттепели, вторая- о гололедице, третья – о снегопаде, четвёртая– о метели, пятая – об изморози.

– Для прочтения вам 5 минут.

– Кто назовёт зимние явления в неживой природе? (Слайд №7)

– Послушаем более подробно о них. (один представитель от группы пересказывает прочитанное, а остальные дополняют его ответ) (Слайды №8-№12 )

– Спасибо, молодцы, всё точно рассказали.

IV.Закрепление

1). Игра “Узнай меня”

– Угадайте зимнее явление в природе

…снег подтаивает становится влажным, легко лепится (оттепель)

…в это время на дорогах водителям и пешеходам надо быть особенно осторожными (гололедица)

…на деревьях проводах образуется пушистая белая бахрома (изморозь)

… снег падает на землю, покрывая её ровным слоем (снегопад)

…снег кружится, несётся по воздуху и по земле (метель) (Слайд 13)

2). Беседа о Родном крае

– Ребята, вы знаете, как называется наш край, где мы живём?

– Молодцы, а, что вы знаете о своём крае зимой? (Слайд 14)

– Какие зимние явления вы наблюдали в нашей местности, назовите их.

– Где и когда вы это видели, расскажите.

– Да, у нас на Алтае своя зима, непохожая ни на какую другую. А почему, как вы думаете?

– Верно, у нас своя природа, свой климат, свои водоёмы и многое другое. (Слайды 15–19)

Зима – самое продолжительное время года, длящаяся от 5 до 7 и более месяцев. В течение ноября зима устанавливается во всех районах края и длится до апреля. Самый холодный месяц – январь, когда температуры могут опускаться до 50 градусов мороза при среднемесячной температуре минус 18–20 градусов. Устойчивый снежный покров образуется в начале ноября. Зимой 1812 года температура воздуха в Барнауле опускалась до 52 градусов. Средняя температура зимы составила около 30–40 градусов мороза.

V. Итог

– Ребята, кто запомнил, какие приметы зимы мы называли в начале урока? (Слайд 20)

– Какие зимние явления вы запомнили, опишите их. (Слайд 21)

– Каким был наш сегодняшний урок на ваш взгляд?

– Какие зимние явления происходят в нашем крае?

VI. Домашнее задание

– Какое домашнее задание вам хотелось бы сегодня получить?

– Я предлагаю, к следующему уроку, приготовить сообщения о зимних явлениях и изменениях в неживой природе других стран.

– Молодцы!

– Спасибо за урок! (Слайд 22)

– Урок окончен!















































Классный час во 2-м классе по теме "Культура поведения"

Вид занятия: урок-игра.

Технология: на игровой основе.

Цели:

  1. Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

  2. Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

  3. Развивать речь.

  4. Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.

Задачи урока:

  1. Привитие интереса к чтению, литературе.

  2. Развивать познавательную активность, актерские способности.

  3. Способствовать развитию речи учащихся.

Оборудование: слайды, карточки со словами и словосочетаниями для работы в парах.

Литературный ряд:

  • иллюстрации,

  • вырезки из газет,

  • стихи С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”, И. Никульская “Невежливая вежливость”, О. Дриз “Добрые слова”

Музыкальный ряд: фонограммы с музыкой Шаинского

Ход занятия

Презентация

I. Организационный момент.

  1. Вступление. Пригласительный билет.

  2. Море вежливых.

  3. Аллея приветствий.

  4. Дворец извинений.

  5. Море поэтическое.

  6. Остров радости.

  7. Поляна земляничная.

Учитель: Много интересного ждет вас сегодня на классном часе. Сегодня мы отправимся в город “Добро-вежливо”. Мы поплывем туда на теплоходе, но чтобы попасть на теплоход мы должны назвать вежливые слова. Это будет вашим билетом.

Дети: называют вежливые слова и садятся. Слайд 3

(здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго…)

Учитель: Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Первое море, которое мы должны переплыть – “Море вежливых”. Слайд 4

Стихотворение “Ежели вы вежливы” С. Я. Маршак.

Ежели вы вежливы 
И к совести не глухи 
Вы место без потеста 
Уступите старухе.

И ежели вы вежливы, 
То, сидя на уроке, 
Не будете с товарищем 
Трещать, как две сороки

И ежели вы вежливы 
То в разговоре с тетей 
И с дедушкой, и с бабушкой 
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы 
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

Ежели вы вежливы. 
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами

И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких 
Без спросу не берите!

“Аллея приветствий”. Слайд 5

Учитель. Наш теплоход подплыл к берегу. (Аутогенная зарядка) - “ Аллея приветствий ” Мы выходим на берег, под ногами горячий песок, идем по песку, выходим

(УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХ.)

Что такое здравствуй? – лучшее из слов
Потому что здравствуй – значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь – повтори. 
Старшим это слово первым говори. 
Вечером расстались, встретились с утра
Значит слово здравствуй – говорить пора.

Ученики читают стихотворение “Невежливая вежливость” И. Кульская

Обещал отцу Петрусь…. 
Я за вежливость возьмусь. 
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем 
Выполняет обещанье
Видит – утром у сторожки 
Дремлет сторож на порожке. 
На посту он ночь не спал, 
Только-только задремал.

А Петрусь как заорет: 
- С добрым утром дед Федот!
Дед ругнул его спросонок: 
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку, 
Да как дернет за косынку;
- Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку…. 
Как невежлива девчонка! 
Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
Извините, добрый вечер!
- Ты, – вожатый закричал, -
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!

Вопросы:

  1. Какие вежливые слова произносил Петрусь?

  2. Можно ли мальчика назвать вежливым? Почему?

  3. Что бы вы ему посоветовали?

Стих “Добрые слова” О. Дриз (читает ученик).

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день. 
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!- я кричу. 
Добрый день! –кричу я вслед
Всем идущим на обед!
“Добрый вечер!” - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

Учитель: Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.

Мы продолжаем наше путешествие по “Дворцу извинений” Слайд 6

Стих. Юсупова “Простите!” (читает ученица)

Папа разбил 
Драгоценную вазу 
Бабушка с мамой 
Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
“Простите” сказал.

И мама молчит, 
Улыбается даже. 
- Мы купим другую, 
Есть лучше в продаже…

“Простите!” -
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!

Вопрос учителя. Какие еще знаете извинения? Какими словами вы попросите прощения?

Игра “Вежливо-невежливо”. Слайд 7

Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете .

Учитель:

  1. Поздороваться при встрече

  2. Толкнуть и не извиниться

  3. Свистеть. кричать, шуметь в школе.

  4. Уступить место старшим.

  5. Не вставать на обращение учителя.

  6. Помочь подняться по лестнице.

  7. Попрощаться уходя.

Учитель: О доброте и вежливости много пословиц, поговорок и мудрых мыслей.

А какие пословицы и поговорки знаете вы.

(Дети читают высказывания) Слайд 8

  • Старайся всякому делать добро, а не себе одному. (Сократ)

  • Когда творишь добро, сам испытываешь радостное удовлетворение и законную гордость. (Де-Монтень)

  • Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет. (Ш. Руставели)

“Море поэтическое” Слайд 9

Задание в поэтическом море следующее: нужно прочитать строку хором и договорить пропущенное слово.

  1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого……… (спасибо)

  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит……………. (добрый день)

  3. Когда нас старшие бранят за шалости
    Мы говорим …………(простите нас пожалуйста)

  4. И во Франции и в Дании всем прощаясь говорят…………(до свидания)

Теперь попробуем стать писателями. Подберем нужную строчку к высказыванию мудрецов.

Cлайд 10,11 (детям раздаются корточки образца слайда для работы в парах)

  • Гёте. Душа каждого человека радуется, когда он делает добро другому, доброта обезоруживает большинство людей

  • Монтень: Если человек в течении дня услышит одно доброе слово, увидит один добрый поступок и сделает одно доброе дело, то проживет этот день не напрасно.

  • Руссо: Отнимите у нашего сердца любовь к добру и вы отнимите всю прелесть жизни

  • Стерн: Мы не столько любим людей за то добро которое они нам сделали, сколько за то добро которое мы им сделали

  • Толстой: Живут лишь те, кто творит добро. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе потому, что это единственно верное средство быть счастливым

Учитель: Стихотворение А. Барто “Как Вовка стал взрослым”.

На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка добрая душа. 
А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит. 
С добротой покончил Вовка,
Он решил – ему не ловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком
Он краснел при этом слове
Стал стесняться доброты
Он, чтоб выглядеть суровей 
Дергал кошек за хвосты
Знайте все, что он недобрый:
Злее волка, злее кобры
Берегись, не то убью! –
Пригрозил он воробью. 
Целый час ходил с рогаткой
Но расстроился потом. 
Закопал её украдкой
В огороде под кустом. 
Он теперь сидит на крыше
Затаившись, чуть дыша,
Лишь бы только не услышать:
Вовка добрая душа!
Если добрым вырос ты,
Злыднем быть не пробуй. 
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы.

Телеграмма! СОС с острова Радости “Подумай-ка” Слайд 12

Текст телеграммы “Помогите! Будьте добры! Наш остров захватило зло, оно превратило все хорошие вежливые слова и поступки в злых служителей. Просим вас пожалуйста замените противоположными словами её служителей.” Слайд 13

ГРУБОСТЬ

НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА

ЖЕСТОКОСТЬ

ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

ЗАВИСТЬ

СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ

ДЕРЗОСТЬ

БЛАГОДАРНОСТЬ

Учитель: Доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро.

Мы оказались на земляничной поляне. Слайд 14

1 ряд: каждый о себе должен сказать, чем он себе нравиться. Я себе нравлюсь, потому что я…. (в красивом платье, добрая,

2 ряд: Взявшись за руки и передавая тепло соседу пожатием руки говорит о нем теплые слова………. . (лучший математик, выразительно читает стихи, самая голубоглазая и т. д)

3 ряд: Называет добрые и вежливые слова по цепочке.

Впереди мы видим станцию “Отдыхай-ка” Сценка.

Составим правила добрых поступков. Слайд 15

  1. Здоровайся при встрече.

  2. Не груби, даже если сердит.

  3. Проявляй доброжелательность.

  4. Будь вежлив и воспитан.

  5. Не погибни во мне доброта!

Слайд 16

Клятва

Клянемся вежливыми быть. 
Всегда спасибо говорить. 
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть. 
Учится этикету, науку помнить эту.
Клянемся добрыми мы быть.














































Классный час во 2 классе «Что такое дружба»


Цель :Понимание таких важнейших общечеловеческих ценностей, как товарищество, взаимопомощь, умение вовремя прийти на помощь, умение ценить и дорожить дружбой.


Задачи:

1. Содействовать расширению знаний детей о друге, о дружбе.

2. С помощью устного народного творчества (пословиц и поговорок) и литературных образов (притча о дружбе) помочь детям уяснить, что подразумевается под словосочетаниями «настоящая дружба», «верный друг».

3. Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

4. Воспитывать дружеские отношения доброжелательности, уважения друг к другу.


Методы и приёмы: беседа, словесное поощрение, игровые, наглядные, рассказ.


Наглядный материал: пословицы о дружбе, картинки сказочных героев, солнышки с буквами (карточки с качествами, памятка «Законы дружбы».


Ход занятия.

Орг. Момент.

-Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас интересная и серьезная тема. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.

Кроссворд:

1.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке ледяной.

2.Одной ручкой всех встречает,

А другой провожает.

3.В лесу у пня с утра беготня,

Народ рабочий с утра хлопочет

4.С неба звездой, в ладошку – водой.

5.Стоит Антошка на одной ножке.


6. Из горячего колодца через нос водица льется




м

е

д

в

е

д

ь


д

в

е

р

ь







м

у

р

а

в

ь

и

с

н

е

ж

и

н

к

а


г

р

и

б








ч

а

й

н

и

к



-Какое слово получилось из выделенных букв?(Ответы детей: дружба.)


-Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно ИГРАТЬ в снежки, посмотреть фильм, посекретничать о своём.

-Сегодня на занятии мы постараемся открыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых ещё не очень хорошо получается дружить.

-Наш классный час так и называется «Что такое дружба»

-Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Что такое дружба? Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг? Как научиться выходить из конфликтных ситуаций.)


Беседа.

-А как, по вашему, что такое дружба?

(Внимание, забота друг о друге, взаимопонимание) .

-Молодцы.

- А теперь, послушайте, какое определение дружбы даёт нам мудрая книга «Толковый словарь» В. Даля: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

-Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов?

-Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

-Подумайте над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?



-А кого можно назвать другом?

(Друг – это тот, кому можно доверять, кто не придаст, не подведёт, посочувствует, кто поможет тебе добрым советом и сможет вовремя остановить и предостеречь от глупостей. Тот, кто способен поддержать в трудную минуту, дать совет, может вместе с тобой порадоваться удаче.)


А вот как сказал об этом В. Шекспир:


Настоящий друг везде

Верен: в дружбе и в беде;

Грусть твоя тебя тревожит.

Ты не спишь - он спать не может,

И во всём, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.


- Поднимите руку, у кого уже есть друг.

-А кто еще не имеет друга?

-А теперь поднимите руки те, кто хотел бы найти себе друга.

-А для чего нужны друзья? (С ними веселей, они помогут.)

Ирма Игоревна: - Как возникло слово «друг»? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово друг».


Когда ещё никто не знал ни слова,

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык и корчить рожи.

Прошли века. Умнее стал наш предок.

И он придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.


Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей - людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Не для того наш предок шёл сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал:

«Дурак!». Показывал язык или кулак и корчил рожи.


Вопросы после прочтения стихотворения:


- Кто придумал слово «друг»? Зачем? Можно ли оскорблять друга, обзывать?


- Где же можно найти друга?


Как же нам его добыть?

Может быть, купить в аптеке?

Или в гости пригласить?

Может, он растёт на грядке?

Может, спрятался в лесу?

Может он в цветочной клумбе

Пьёт из розочки росу?

Может он со мною рядом-

Только руку протяни?

Помогите мне, ребята,

Друга верного найти!


- Итак, как вы считаете, где же можно найти друга?

5. Каким должен быть друг?


- Друг нужен каждому. Замечательно, если он настоящий. А что значит – настоящий друг?


-Давайте попробуем определить, какими качествами должен обладать настоящий друг.


(На доске прикреплены качества и черты характера людей.)

- честность +

-обман –

- доброта +

- верность +

- грубость –

- взаимовыручка +

- предательство –

- преданность +

- надёжность +

- справедливость +

- драчливость –

- ответственность +

- сострадание +

-жадность

-злость

-доброжелательность


-Я буду называть качество, если оно подходит для друга, вы хлопаете, если не подходит – топаете, а я убираю его с доски. (или дети выходят и убирают сами карточки, объясняя, почему они убирают именно эту карточку)


- Почему не оставили карточки со словами: жадность, злость и др.?

-А какими качествами обладаете вы?

- Я очень рада, что вы являетесь добрыми и заботливыми друзьями, которые всегда стараются помочь и поддержать друг друга.


-Ребята, а как вы думаете, с кем мы можем дружить? (Друг с другом, с родителями, с учителем, с животными,)


-Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье.


-Вспомните сказку Репка». Можем ли мы персонажей сказок назвать семьёй?


- Скажите, благодаря чему они выдернули репку?


-Правильно, благодаря дружбе, потому что все персонажи общими усилиями, т. е. дружно вытянули репку.


- Интересно, знаете ли вы произведения о дружбе. (В классе организована на выставка книг о дружбе совместно со школьным библиотекарем.)

1 группа.

Девочке Жене был подарен необычный цветок, на котором было семь разноцветных лепестков «исполнения желаний». Какое было последнее желание Жени? (Оторвала голубой лепесток и пожелала здоровья Вите).

2 группа.

Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили- не тужили. Назовите этих друзей - музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес и осёл)

3 группа.

Григорий Остер написал немало рассказов о попугае, удаве, мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвёртым в компании друзей? (Слонёнок)


1 группа.

Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда). Вызывает ли у вас уважение поступок девочки?

2 группа.

«Он бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнёс: «Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: «Друг спас жизнь друга» Какое лекарство дал Малыш? (Малиновое варенье)

3 группа.

Назови друзей Вини – Пуха. (Пятачок, Кролик, ослик Иа, мудрая Сова)


1 группа.

Герои Э.Успенского Крокодил Гена, Чебурашка и Галя решили передружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, и пока его строили подружились).

2 группа.

У девочки с голубыми волосами, Мальвины, было много друзей , но один был всегда рядом. Кто он? (пудель Артемон).

3 группа.

Как звали девочку, которая подружилась с семью маленькими человечками? (Белоснежка).


-О дружбе размышляли во все времена.


-Говорят, что друг познаётся в беде. Вот, например, Серой шейке, которая поломала крылышко и не могла улететь со своей стаей, помогали её друзья: зайчики, белочки. Они кормили её, прятали от хищников, ухаживали, а глухарь научил летать. Или, например, Кай и Герда, Ласточка и Дюймовочка, д' Артаньян и три мушкетёра.


-А кто-нибудь из вас может привести примеры настоящей дружбы?


-Молодцы!


6. Работа по рассказу «Друзья».

Послушайте внимательно и скажите, кто из мальчиков оказался настоящим другом?

Друзья.

Трое приятелей жили по соседству, учились в одной школе и даже в одном классе.

Дружба их началась очень давно, почти с пелёнок. Малышами они любили возиться во дворе, в песочнице. Через некоторое время они подросли и пошли в садик, а потом в школу. Ваню, Серёжу и Сеню все называли неразлучными друзьями.

Но однажды произошёл случай, который испытал на прочность мальчиков. А дело было так. Трое друзей катались на санках с высокой ледяной горы. Санки, на которых ехал Ваня, перевернулись. Мальчик упал лицом в снег. Серёжа, один из Ваниных друзей, стоял на самом верху горки и, давясь от смеха, прокричал бедолаге:

-Эх, ты! С такой маленькой горки – и то съехать не смог без аварии. Ну-ка, освободи мне дорогу, смотри, как я поеду!

Но Ваня ему не ответил. Он неподвижно лежал, так и уткнувшись лицом в снег. Сеня благополучно скатившись, в это время поднимался в гору. Бросив свои санки, он подбежал к другу.

- Вань, ты чего?- испуганно прокричал он и потряс тихонько мальчика за плечо. Тот, глотая слёзы, тихо застонал.

-Больно?- участливо спросил Сеня товарища, помогая подняться и отряхнуться от снега.

-Не очень!- мужественно прошептал Ваня, украдкой вытирая слёзы.- Только нога болит…

-Давай я тебе помогу!- Сеня перевернул Ванины санки и осторожно усадил пострадавшего.- Держись, Ванёк! Я тебя домой отвезу.

-Спасибо!- прошептал Ваня, морщась от боли.

-Да не за что!- отмахнулся Сеня.

-Эй, Сенька! Санки свои убери, а то я сейчас в них влеплюсь! – прокричал сверху Серёжа.

Мальчик ничего не ответил. Он привязал свои санки к Ваниным и повёз друга домой.


- Кого из Ваниных друзей можно назвать настоящим другом? Почему?


Посмотрим, что же говорит народная мудрость о дружбе. Я уверена, вы знаете много пословиц о дружбе. Сейчас я раздам конвертики со словами. Вам необходимо собрать из отдельных слов пословицу и объяснить ее значение.


1группа.

«Без друга на душе вьюга». Когда нет друга, очень плохо: не с кем поделиться ни радостью, ни горем.


2группа.

«Хорошую дружбу и топором не разрубишь». Крепкую, хорошую и верную дружбу никогда ничто и никто не разрушит.


3группа

«Нет друга – так ищи, а найдешь – береги». Друга необходимо искать, а если нашел, надо дружбой дорожить.


4группа

«Старый друг лучше новых двух». Старый друг – это верный, проверенный товарищ, он надежнее, чем новый знакомый.


-Молодцы! Пословицы у вас получились, вы правильно объяснили их значение. Итак, ребята, теперь, когда мы проникли в смысл мудрых народных пословиц, можем подвести итог. Так что такое дружба?


Дружба – это тяготение людей друг к другу, когда они хотят быть вместе, когда каждый из них интересен другому, когда они доверяют, помогают друг другу.


Дружба – это отношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

-Ребята, как вы думаете: что значит быть хорошим другом? Но всегда ли люди правильно понимают, что такое дружба? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вашему вниманию несколько ситуаций. Слушайте внимательно и приготовьтесь ответить на мои вопросы.


Ситуация 1.«Друзья».

Однажды Саша принёс в школу новую игровую приставку. К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!»

- Давай! – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Денис принёс в класс роботов-трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

- Я – твой друг! – опять произнёс он. – Будем вместе играть.

Но тут подошёл Саша.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у Дениса роботы. Сегодня я с Денисом дружу!


Вопросы: Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Вывод: отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, сладости и т.п. Такие ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что- то сделал, не потому, что это выгодно. Настоящий друг должен быть тебе близок, близки его интересы, взгляды.


Рассказ «Одинаковые»

Жили две неразлучные подружки - первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

-Мы во всем, во всем одинаковые!

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

-Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые .

Мама внимательно посмотрела на дочку.

Потом сказала грустно:

-Да, ты стала хуже ...

Вопросы для обсуждения:

-Почему мама так ответила Соне? Почему девочка стала хуже?

- Можно ли Соню назвать настоящим другом?


К сожалению грубые слова можно слышать и у нас в классе, бывает так, как в стихотворении «Два козла». Послушайте его, может кто- нибудь узнает себя.


Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немного посильней,

Другой боднул приятеля немного побольней.

Один разгорячился, лягнул, что было сил,

Другой его рогами под брюхо зацепил.

Кто прав, а кто виновен- запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной,

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.


Вопросы после прочтения:


- Можно ли назвать эти отношения дружескими?


Драка и ссора унижает человека. Лучше, если всё происходит, как в сказке «Репка»


3.Инсценирование сказки «Репка».


Чтение притчи.

Притча — малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость) .Близка к басне;


Притча - это короткая история, которая учит быть мудрее. Это не анекдот, над которым посмеялся и тут же забыл, это сказ, наполненный смыслом, над которым надо подумать, задуматься. И не всегда смысл притчи лежит на виду, надо понять саму суть того, что сказано.


-Послушайте одну притчу о настоящей дружбе


Давным –давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. У него украли всех овец. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен. А семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облако пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в этом облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли в его двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.


- Как вы думаете: какая пословица лежит в основе этой притчи? (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.


Комментирование ситуаций. Игра «Закончи предложение»


• Если друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать, я…

• Если друг совершил плохой поступок (толкается, обижает девочек, я… .

• Если друг предлагает поступить плохо, я….


-Ребята, дружба возможна только при соблюдении определенных правил.


-Оказывается, учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены законы дружбы:


(Дети выходят к доске, читают правило и прикрепляют к дереву.)


• Доверять другу;

• Делиться новостями, успехами или неудачами;

• Уметь хранить чужие тайны;

• Радоваться с другом его успехам;

• Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;

• Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, а не создавать неловких ситуаций;

• Защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие) ;

• Не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);

• Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);

• Всегда выполнять свои обещания.


- Какие из этих правил вы уже выполняете?

-А каким бы вы хотели научиться?


- Существует много правил дружбы, но это – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

-А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки?

-А как вы думаете, может ли дружба распасться? По каким причинам? (из-за грубых слов; когда дразнятся, обзывают; не делятся игрой, сладостями; обвиняют напрасно) .

-Давайте подберём противоположное слово к слову «дружба». (ссора)

-Конечно, в жизни любого человека бывают обиды и ссоры, но нужно научиться прощать и уметь мириться. Помните пословицу: «Худой мир, лучше доброй ссоры»

-Расскажите, как вы миритесь с другом, братом, сестрой. (Ответы детей)

- Помните мирилку, которая помогала вам с детсадовского возраста «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись».


-Сейчас мы с вами попробуем поссориться и помириться и поиграем в игру «Ссоримся и миримся». (Как я скажу «поссорились», вы отворачиваетесь друг от друга, как скажу «помирились» сцепляетесь мизинчиками и вслух произносите мирилку.)


-Очень часто помогает выйти из трудной ситуации и хорошая шутка, умение вовремя улыбнуться и сказать что-нибудь смешное.



Часто говорят, что дружба начинается с улыбки. Так в чём же секрет улыбки?


Секреты улыбки.

1). Когда люди улыбаются, они становятся красивыми.

2). Учёные подсчитали, что 80 % успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой.

3).Улыбка- сама есть способ общения.

4). Важно уметь улыбаться, т.к. это помогает доброжелательно относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает приобрести друзей.


5). С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества- гормоны, которые отвечают за хорошее настроение.


6). Говорят, что 5 минут смеха продлевают жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни. Хандра приводит к смерти.


- Разрешите мне дать вам один совет:


Станьте себе лучшими друзьями, улыбайтесь чаще!


-А как лучше всего мириться со взрослыми? Выберите вариант ответа:


1) Признать свою ошибку и извиниться.


2) Продолжать обижаться, даже когда забыта причина ссоры.


- Умению дружить надо учиться с детства. Кто из вас умеет дружить , поднимите руку? Назовите своих друзей. Что вам нравится в ваших друзьях?


Подведение итогов.


-Сегодня мы с вами поговорили о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А ещё она бывает настоящей.


Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг.

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку

- Вот и подходит к концу наш разговор о дружбе. В завершении нашей встречи прошу вас дополнить предложение «Сегодня на занятии я понял… ».


А на память о сегодняшнем классном часе я оставлю вам памятку «Законы дружбы», чтобы вы не забывали об этих правилах, повесьте её в классный уголок и повторяйте .


Пусть она напоминают вам о том, что было сказано сегодня о дружбе. И если кто-то поступит с другом неправильно, загляните сюда и посмотрите, как нужно поступать. А ещё я бы посоветовала вам прочитать замечательные книги о дружбе. (Например, «3 товарища» В. Осеевой, «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова, «Подружки идут в школу» Л. Воронковой)


-Большое спасибо за занятие. Вы замечательно работали.

Ребята, назовите те качества, которыми, как вы считаете, должен обладать ваш друг.

Все вы хотите, чтобы ваши друзья обладали такими замечательными качествами, как

• доброта,

• честность,

• общительность,

• готовность всегда прийти на помощь.

Но прежде всего, необходимо, чтобы этими качествами обладали вы сами. И тогда у вас будет много хороших и добрых друзей.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!