Тема: что такое имя существительное?
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: формирование общего понятия об имени существительном, знакомство с именем существительным как частью речи;
Планируемые результаты:
Предметные: учить различать предмет и слово как часть речи; учить соотносить вопросы кто? и что?;
Метапредметные: распределять имена существительные в тематические группы предметов, развитие умения строить логические рассуждения, делать выводы.
Личностные: формирование любознательности учащихся, их познавательного интереса к изучению русского языка, умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, ЭОР практического модуля «Имя существительное».
Ход урока
I. Организационный момент
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.
Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение-старание-результат.
- Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха?
- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.
II. Актуализация знаний.
1. Вводная беседа.
Вспомните, ребята, из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
-Наша речь состоит из предложений.
-Предложения состоят из группы слов или одного слова. Слова в предложении связаны между собой по смыслу
2. Чистописание.
Работа со скороговоркой (письмо по памяти; определение однокоренных слов)
Откройте тетради и запишите число.
Послушайте скороговорку и повторите её:
Проворонила ворона воронёнка.
- Какой звук произносится звонче других? (р)
- Что вы знаете про этот звук? (Звонкий, непарный согласный)
- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой Р.)
- Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания. (Р, р)
- Пропишем заглавную и строчную буквы Р в соединении.
- Ещё раз повторим скороговорку. Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь, (проверка предложения на доске)
- Найдите грамматическую основу предложения. (Один ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные дети пишут в тетрадях)
- Ребята, скажите, чем интересны слова в этом предложении? (похожи)
- Как называются слова в которых есть общая часть? (однокоренные)
Выделите корень в этих словах (ворон)
Вы успешно справились с заданием
III. Целеполагание. Постановка учебной задачи.
Учебник, с. 44
– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у вас.
– Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Открытие нового знания
1. Работа с рисунком. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? (Упр. 74)
– Рассмотрите рисунок. Назовите предметы. Поставьте вопрос к каждому слову – названию предмета. К какой части речи относятся эти слова? Запишите по образцу
2. Имена существительные. Правило (учебник, с. 45)
– Прочитайте правило. Что нового для себя вы узнали?
Физкультминутка(Дети читают вслух стихотворение и маршируют)
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!
Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, если другие части речи-поднимаете руки вверх. Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, рассказ, синий, дежурный, играть, мама.
V. Применение нового знания Развитие умений
3. Кто? Что? (упр. 75) Беседа по вопросам, письмо
–Прочитайте. Что обозначает каждое слово? Поставьте к нему вопросы: кто? что? Сгруппируйте имена существительные по их лексическому значению
VI. Закрепление знаний и способов действий.
Упр. 76
Самостоятельно выполняют задание
Работа с ЭОР
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
– На какой вопрос нужно было ответить вам? Какой вид работы понравился больше?
– О чем хотели бы узнать подробнее?
VIII. Домашнее задание.
С.46 упр.78