Тема: Что такое информация?
Класс: 5
Тип занятия: комбинированный
Цель занятия: Ввести понятие «информация» и познакомить с видами информации. Сформировать умение распознавать информацию по видам.
Задачи занятия:
Обучающие:
Акцентировать внимание учащихся на роль информации в жизни человека.
Обобщить сведения о видах информации по форме ее представления на основе анализа примеров.
Развивающие:
Развивать любознательность ребенка и прививать ему интерес к исследованию;
Продолжать формировать информационную культуру ребенка;
Развивать коммуникативные умения и навыки;
Развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
Формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические и другие качества личности школьника.
Воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям.
Этапы урока:
Организационный момент ;
Изучение нового материала;
Закрепление нового материала;
Итог занятия.
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь.
В класс компьютерный вхожу
С дисциплиной я дружу
Бегать, прыгать и кричать
Никогда не буду
Тишину здесь соблюдать
Я не позабуду.
Нам с вами предстоит интересная работа. Будьте внимательными, отвечая на мои вопросы, поднимайте руки, я жду от вас полных ответов. Внимательно следите за ответами своих товарищей.
Сегодня на занятии мы поговорим об информации, о видах информации, вспомним органы чувств человека. Итак, тема нашего занятия: «Человек и информация. Виды информации»
«Как человек воспринимает информацию?», «Какие органы чувств ему в этом помогают?», «И какие существуют виды информации?» - вот на эти вопросы мы должны с вами ответить в течение занятия.
2.Изучение нового материала
Каждый день вы узнаёте что-то новое, чего вы не знали раньше, т.е. получаете новую информацию. (Это знания, которые получаете в школе, это сведения, которые черпаете из книг, это новости, которые слышите по радио или от людей, с которыми общаетесь).
Информация – это сведения об окружающем нас мире.
Первичную информацию об окружающем нас мире люди и живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
Больше всего информации мы получаем с помощью органов зрения:
глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов.
Но можно ли полностью доверять своим органам чувств?
Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы:
линейку, транспортир, термометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д.
Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т.д.
Виды информации по способу восприятия
Для человека информация делится на виды в зависимости от типа рецепторов, воспринимающих её.
Визуальная — воспринимается органами зрения. Мы видим все вокруг.
Аудиальная — воспринимается органами слуха. Мы слышим звуки вокруг нас.
Тактильная — воспринимается тактильными рецепторами.
Обонятельная — воспринимается обонятельными рецепторами. Мы чувствуем ароматы вокруг.
Вкусовая — воспринимается вкусовыми рецепторами. Мы чувствуем вкус.
Виды информации по форме представления
Рассмотрим только те виды информации, которые «понимают» технические устройства (в частности, компьютер).
Текстовая информация | Текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. В устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме. |
Числовая информация | Таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации. Пример. Вы получили телеграмму: “Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера”. В данном тексте слова “двенадцатого” и “восемь” мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами. |
Графическая информация | Рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель) |
Музыкальная (звуковая) информация | Всё, что мы слышим — человеческая речь, музыка, пение птиц, сигналы машин и т.д. |
Мультимедийная (многосредовая, комбинированная) | Цветная графика сочетается со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами. |
В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной.
Информацию, представленную в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером, называют данными.
Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации занимается наука информатика.
Хранить, обрабатывать и передавать информацию человеку помогает компьютер.
Закрепление материала
Вопросы и задания
1. Расскажите, что вы знаете про информацию.
2. Что изучает наука информатика?
3. Для чего человеку понадобился компьютер?
4. Заполните таблицу:
Вид информации | Чувство | Орган |
Зрительная | Зрение | Глаза |
Звуковая | | |
Вкусовая | | |
Обонятельная | | |
Осязательная | | |
5. Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для разных животных различна. Какое, но вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развитым у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота? (Соедините стрелками.)
6. Приведите примеры числовой, текстовой, графической, звуковой и видеоинформации
4.Подведение итогов:
Спасибо вам за такой прекрасный урок. До свидание.