СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое искусство. Виды искусств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что такое искусство. Виды искусств.»

Урок № 28 8 класс обществознание

Тема: Что такое искусство. Виды искусств.

Цели урока:

Образовательная: познакомить обучающихся с видами искусства, особенностями искусства как способа познания мира, функциями искусства.

Развивающая: продолжить развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни; использовать средства информационных технологий в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, для выполнения творческих заданий.

 Воспитательная: воспитывать понимание особой роли культуры и искусства в жизни каждого отдельного человека и общества в целом, уважительное отношение к культуре и искусству народов нашей страны и мира; воспитывать чувство патриотизма.

 ознакомить подростков со статьями уголовного права, которые определяют меру ответственности подростков и взрослых за противозаконные действия;

Задачи:

- раскрыть сущность и особенности искусства.

- раскрыть основные функции искусства

- развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации)

- развивать навыки устной коммуникации (развивать опыт публичных выступлений, развивать умения доказывать свою точку зрения, давать собственную оценку изучаемым вопросам, объяснять их)

воспитательная: 

- способствовать формированию культуры межличностных отношений при работе в группах и  формированию собственной нравственной позиции по данной теме;

- воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, уважение мнения других,

- формировать активную жизненную позицию,

- воспитывать эстетическую культуру.

Организационные задачи:

Подготовить обучающихся к восприятию нового материала.

Организовать познавательную деятельность обучающихся.

Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала.

Организовать и провести рефлексивную деятельность обучающихся.

Взаимооценка деятельности.

Планируемые результаты:

- личностные:

• овладении  навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)

• умении выполнять познавательные и практические задания, на:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; 
-  определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

-  метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

предметные: знание основных понятий «Искусство», «Виды искусства», понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: выставка научно-популярной литературы и художественных альбомов по теме урока. Распечатанные эпиграфы. Презентация. Проектор, ноутбук и экран.

Формы работы обучающихся на уроке: индивидуальная (домашнее опережающее задание), фронтальная, работа в парах и группах.

Методы и приемы обучения: диалог, дискуссия, демонстрация презентаций, самостоятельная работа с текстами раздаточного материала, оформление схем, кластера, рефлексия, взаимооценка деятельности.

Основные понятия: искусство, виды искусства, эстетика.

Тип урока: изучение нового материала с применением коммуникативных технологий.


Ход урока

1 Организационный момент

2. Мотивация. (связь с профессией).

Прослушивание песни в исполнении Муслима Магомаева «Синяя вечность»,

(слайды 2-4, чтение стихотворения А. С. Пушкина «К морю»)

Есть ли разница в описаниях? Какое описание вам понравилось больше?

К какому компоненту духовной жизни общества относится стихотворение как литературное произведение?

(слайд 5) / Искусство.

3. Запись темы урока на доске.

4. Актуализация знаний обучаемых.

Слайд 6 «Сферы жизни общества» место искусства.

5. Изучение нового материала:


  1. Работа с эпиграфами.

Эпиграф к уроку (слайд 7):

«Искусство многолико, как и вся наша жизнь» (Пословица)



План изучения нового материала (слайд 8):

  1. Что такое искусство?

  2. Виды искусства.

  3. Особенности искусства как формы познания окружающего мира.

  4. Назначение (функции) искусства.

    1. Работа с понятиями.

Что такое искусство? (слайд 9) определения понятия

Искусство – это высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Искусство – это художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

    1. Мозговой штурм (слайды 10-22).

Рассматривая изображения на слайдах, определить, к какому виду искусства относятся следующие произведения.

Произведения

Вид искусства

Иван Иванович Шишкин. Утро в сосновом бору. 1889

Живопись

Дымковская игрушка

Фото девушки в национальном костюме

Декоративно-прикладное

Муслим Магомаев «Синяя вечность»

Музыка. Пение

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник детям блокадного Ленинграда

Скульптура

«Машины песенки»

Музыка. Пение

Зимний дворец Франческо Растреллив Петербурге 1754-1762

Архитектура

Тадж-Махал, мавзолей-мечеть в Ангаре, Индия

Архитектура

Савва Бродский Иллюстрации к трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта"

Графика

Пётр Ильич Чайковский . Вальс цветов с оперы «Щелкунчик»

Музыка.

Русский народный танец

Народный танец

«Портрет Сальвадора Дали»

Граффити

«Снегурочка» В.М. Васнецов. 1899

фильм «Морозко», 1964

Живопись

Кино

    1. Работа с учебником стр. 89.Составления схемы « Виды искусства».

Слайд 23, объяснение по схеме



5. Объяснение учителя. Особенности искусства как формы познания окружающего мира.

Слайд 24 дублирует слайд 8 с определениями понятия «искусство».

3-я часть «Искусство  - это художественное освоение мира в форме художественного образа».

Слайд 25. Сравнение науки и искусства Диаграмма Венна.

Особенности искусства (слайд 26)

  • Использование художественных образов

  • Художественный образ — это творчески переосмысленные автором (через авторское восприятие) явления действительности и воссозданные в художественном произведении, форма отражения действительности через искусство.

  • Чувственное восприятие искусства (для искусства важны такие качества как искренность, эмоциональность, глубина переживаний, а не точность, взвешенность и обоснованность)

  • Индивидуальность восприятия («на вкус и цвет…»)

  • Субъективность искусства (лишь пропустив окружающий мир через призму своих чувств, человек может претендовать на звание творца)

  • Законченность авторских произведений (живописные полотна, скульптуры, литературные произведения на века остаются такими, какими их представил на суд публики автор, продолжают нести отпечаток личности создателя)

  1. Работа в парах с учебником

Прочитать теоретический материал стр. 90-91 по абзацам. Назвать функции искусства  (слайд 27)

  • эстетическая;

  • познавательная,

  • воспитательная;

  • информационная,

  • коммуникативная,

  • общественно-преобразующую;

  • утешительно-компенсаторная;

  • ценностно-ориентирующая.

6. Обобщение изученного материала:

Тестирование:

1. Особенностью искусства является чувственное восприятие окружающего мира, так ли это:
а) да
б) нет
в) отчасти

2. Происхождение искусства исторически связано с магическим ритуалом и культом, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да

3. Наука, исследующая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, а также общие законы искусства, проявляющиеся в его различных разновидностях:
а) искусствоведение
б) культурология
в) эстетика

4. Искусство как форма культуры:
а) характеризуется понятийным мышлением
б) характеризуется точностью
в) характеризуется творческим характером

5. К временным видам искусства принадлежат произведения:
а) архитектуры
б) музыки
в) живописи

6. Вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К искусству относят произведения, выполняемые из самых разных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла)..

а) скульптура

б) декоративно- прикладное

в) литература

г) театр

д) музыка

е) балет

ж) цирк

з) кино

7. Вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

а) скульптура

б) декоративно- прикладное

в) литература

г) театр

д) музыка

е) балет

ж) цирк

з) кино

8. Вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

а) скульптура

б) декоративно- прикладное

в) литература

г) театр

д) музыка

е) балет

ж) цирк

з) кино

    1. Искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

а) скульптура

б) декоративно- прикладное

в) литература

г) театр

д) музыка

е) балет

ж) цирк

з) кино

10. Вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.

а) скульптура

б) декоративно- прикладное

в) литература

г) театр

д) музыка

е) балет

ж) цирк

з) кино

Подведение итогов изучения нового материала, анализируя цитаты, взятые в качестве эпиграфов к уроку (слайд 28 дублирует слайд 7)

«Искусство многолико, как и вся наша жизнь» (Пословица)


Высказываем свое мнение с помощью ПОПС-формулы:

П - позиция 

О - обоснование

П - примеры

С - следствие

«Мой любимый вид искусства – это…» обучаемые представляют выбранный ими вид искусства.

7. Подведение итогов урока, выставление отметок. Рефлексия.

8. Домашнее задание: 

Изучить конспект урока и теоретический материал 11 параграфа учебника. Подготовить на выбор устное сообщение или презентацию о современном искусстве.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!