Урок № 28 8 класс обществознание
Тема: Что такое искусство. Виды искусств.
Цели урока:
Образовательная: познакомить обучающихся с видами искусства, особенностями искусства как способа познания мира, функциями искусства.
Развивающая: продолжить развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни; использовать средства информационных технологий в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, для выполнения творческих заданий.
Воспитательная: воспитывать понимание особой роли культуры и искусства в жизни каждого отдельного человека и общества в целом, уважительное отношение к культуре и искусству народов нашей страны и мира; воспитывать чувство патриотизма.
ознакомить подростков со статьями уголовного права, которые определяют меру ответственности подростков и взрослых за противозаконные действия;
Задачи:
- раскрыть сущность и особенности искусства.
- раскрыть основные функции искусства
- развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации)
- развивать навыки устной коммуникации (развивать опыт публичных выступлений, развивать умения доказывать свою точку зрения, давать собственную оценку изучаемым вопросам, объяснять их)
воспитательная:
- способствовать формированию культуры межличностных отношений при работе в группах и формированию собственной нравственной позиции по данной теме;
- воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, уважение мнения других,
- формировать активную жизненную позицию,
- воспитывать эстетическую культуру.
Организационные задачи:
Подготовить обучающихся к восприятию нового материала.
Организовать познавательную деятельность обучающихся.
Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала.
Организовать и провести рефлексивную деятельность обучающихся.
Взаимооценка деятельности.
Планируемые результаты:
- личностные:
• овладении навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)
• умении выполнять познавательные и практические задания, на:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знание основных понятий «Искусство», «Виды искусства», понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: выставка научно-популярной литературы и художественных альбомов по теме урока. Распечатанные эпиграфы. Презентация. Проектор, ноутбук и экран.
Формы работы обучающихся на уроке: индивидуальная (домашнее опережающее задание), фронтальная, работа в парах и группах.
Методы и приемы обучения: диалог, дискуссия, демонстрация презентаций, самостоятельная работа с текстами раздаточного материала, оформление схем, кластера, рефлексия, взаимооценка деятельности.
Основные понятия: искусство, виды искусства, эстетика.
Тип урока: изучение нового материала с применением коммуникативных технологий.
Ход урока
1 Организационный момент
2. Мотивация. (связь с профессией).
Прослушивание песни в исполнении Муслима Магомаева «Синяя вечность»,
(слайды 2-4, чтение стихотворения А. С. Пушкина «К морю»)
Есть ли разница в описаниях? Какое описание вам понравилось больше?
К какому компоненту духовной жизни общества относится стихотворение как литературное произведение?
(слайд 5) / Искусство.
3. Запись темы урока на доске.
4. Актуализация знаний обучаемых.
Слайд 6 «Сферы жизни общества» место искусства.
5. Изучение нового материала:
-
Работа с эпиграфами.
Эпиграф к уроку (слайд 7):
«Искусство многолико, как и вся наша жизнь» (Пословица)
План изучения нового материала (слайд 8):
-
Что такое искусство?
-
Виды искусства.
-
Особенности искусства как формы познания окружающего мира.
-
Назначение (функции) искусства.
-
Работа с понятиями.
Что такое искусство? (слайд 9) определения понятия
Искусство – это высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Искусство – это художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. |
-
Мозговой штурм (слайды 10-22).
Рассматривая изображения на слайдах, определить, к какому виду искусства относятся следующие произведения.
Произведения | Вид искусства |
Иван Иванович Шишкин. Утро в сосновом бору. 1889 | Живопись |
Дымковская игрушка Фото девушки в национальном костюме | Декоративно-прикладное |
Муслим Магомаев «Синяя вечность» | Музыка. Пение |
Памятник Минину и Пожарскому Памятник детям блокадного Ленинграда | Скульптура |
«Машины песенки» | Музыка. Пение |
Зимний дворец Франческо Растреллив Петербурге 1754-1762 | Архитектура |
Тадж-Махал, мавзолей-мечеть в Ангаре, Индия | Архитектура |
Савва Бродский Иллюстрации к трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта" | Графика |
Пётр Ильич Чайковский . Вальс цветов с оперы «Щелкунчик» | Музыка. |
Русский народный танец | Народный танец |
«Портрет Сальвадора Дали» | Граффити |
«Снегурочка» В.М. Васнецов. 1899 фильм «Морозко», 1964 | Живопись |
Кино |
-
Работа с учебником стр. 89.Составления схемы « Виды искусства».
Слайд 23, объяснение по схеме
5. Объяснение учителя. Особенности искусства как формы познания окружающего мира.
Слайд 24 дублирует слайд 8 с определениями понятия «искусство».
3-я часть «Искусство - это художественное освоение мира в форме художественного образа».
Слайд 25. Сравнение науки и искусства Диаграмма Венна.
Особенности искусства (слайд 26)
-
Чувственное восприятие искусства (для искусства важны такие качества как искренность, эмоциональность, глубина переживаний, а не точность, взвешенность и обоснованность)
-
Индивидуальность восприятия («на вкус и цвет…»)
-
Субъективность искусства (лишь пропустив окружающий мир через призму своих чувств, человек может претендовать на звание творца)
-
Законченность авторских произведений (живописные полотна, скульптуры, литературные произведения на века остаются такими, какими их представил на суд публики автор, продолжают нести отпечаток личности создателя)
-
Работа в парах с учебником
Прочитать теоретический материал стр. 90-91 по абзацам. Назвать функции искусства (слайд 27)
6. Обобщение изученного материала:
Тестирование:
1. Особенностью искусства является чувственное восприятие окружающего мира, так ли это:
а) да
б) нет
в) отчасти
2. Происхождение искусства исторически связано с магическим ритуалом и культом, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да
3. Наука, исследующая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, а также общие законы искусства, проявляющиеся в его различных разновидностях:
а) искусствоведение
б) культурология
в) эстетика
4. Искусство как форма культуры:
а) характеризуется понятийным мышлением
б) характеризуется точностью
в) характеризуется творческим характером
5. К временным видам искусства принадлежат произведения:
а) архитектуры
б) музыки
в) живописи
6. Вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К искусству относят произведения, выполняемые из самых разных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла)..
а) скульптура
б) декоративно- прикладное
в) литература
г) театр
д) музыка
е) балет
ж) цирк
з) кино
7. Вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.
а) скульптура
б) декоративно- прикладное
в) литература
г) театр
д) музыка
е) балет
ж) цирк
з) кино
8. Вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.
а) скульптура
б) декоративно- прикладное
в) литература
г) театр
д) музыка
е) балет
ж) цирк
з) кино
-
Искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.
а) скульптура
б) декоративно- прикладное
в) литература
г) театр
д) музыка
е) балет
ж) цирк
з) кино
10. Вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.
а) скульптура
б) декоративно- прикладное
в) литература
г) театр
д) музыка
е) балет
ж) цирк
з) кино
Подведение итогов изучения нового материала, анализируя цитаты, взятые в качестве эпиграфов к уроку (слайд 28 дублирует слайд 7)
«Искусство многолико, как и вся наша жизнь» (Пословица)
Высказываем свое мнение с помощью ПОПС-формулы:
П - позиция
О - обоснование
П - примеры
С - следствие
«Мой любимый вид искусства – это…» обучаемые представляют выбранный ими вид искусства.
7. Подведение итогов урока, выставление отметок. Рефлексия.
8. Домашнее задание:
Изучить конспект урока и теоретический материал 11 параграфа учебника. Подготовить на выбор устное сообщение или презентацию о современном искусстве.