СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое хвоинки?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что такое хвоинки?»

2



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Дата:

Предмет: окружающий мир

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока:

Что такое хвоинки?

Цель содержательная:

Формирование представления у учащихся о хвойных деревьях

Цель деятельностная:

Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов

Задачи

1) познакомить учащихся с хвойными деревьями, показать их красоту;

2)развивать умение распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

3)воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни.

Основное содержание темы, термины и понятия: хвойное дерево, хвоя

Личностные результаты:

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

Познавательные УУД:

  • -ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные УУД:

  • -доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

Предметные умения: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.

Межпредметные связи: литературное чтение

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах

Ресурсы

учебник, компьютер, презентация, карточки с заданием для работы в пар, группе







Ход работы


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности


Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели и на доску поглядели.

-Присаживайтесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

– Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи! (Дети хлопают в ладони друг другу с соседом по парте.)



Проверяют готовность к уроку


Слушают учителя

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

– На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке? (Что это за листья?)

Скажите, какие изменения произошли в природе с приходом осени? (листья на деревьях стали менять свой цвет и опадать).

Спеша к вам я подслушала разговор листьев. И послушайте, о чём они шептались.

Опавшей листвы

разговор еле слышен:

-Мы с клёнов…

-Мы с яблонь…

-Мы с вязов…

-Мы с вишен…

-С осинки…

-С черёмухи…

-С дуба…

-С берёзы…

Везде листопад:

На пороге - морозы!

- С каких деревьев опали листья?

- С какого дерева упал этот лист? (учитель показывает детям листья с разных деревьев)









Отвечают.







Клён, яблоня, вяз, вишня, осина, черемуха, дуб, берёза


III. Этап выявления места и причины затруднения


- Ребята, сегодня утром я получила письмо от одного мальчика. А как его зовут, я предлагаю вам отгадать.

Шляпа голубая,

Желтые штанишки,

В городе Цветочном

Главный хвастунишка

Рифмовать пытался

Коротышка этот

Только вот не стал он

Истинным поэтом

Много приключений с ним происходило.

Кто же это, отгадай ка,

Малыша зовут (Незнайка)

-Так вот, наш герой зашифровал свое письмо. Чтобы понять, о чем он хочет у нас спросить, мы должны отгадать загадки.


1. Ее всегда в лесу найдешь

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж

Зимою в платье летнем

-Что это ребята? (ель)

2. У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви - только на макушке

-А это, что такое? (сосна)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?






Разгадывают загадку










Разгадывают загадки











Формулируют тему урока

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения


- Посмотрите на слайд, на нем есть опорные слова, давайте составим задачи нашего урока:

Узнать…

Научиться…

- Правильно. Мы узнаем, какие листья существуют, научимся определять дерево по его листьям.


-Узнать, что такое хвоинки

-Научиться определять дерево по его хвое


V. Этап реализации построенного проекта


-Чтобы понять, что хочет узнать Незнайка, откройте учебник на странице 30. Какой вопрос он нам задал?

-Чтобы ответить на вопрос, я предлагаю вам сегодня стать настоящими исследователями и попытаться разобраться, что общего и чем отличается сосна от ели, и есть ли у них что-то общее и почему их называют хвойными.

-Давайте прочитаем, чему мы должны научиться на уроке: узнаем, какие деревья называются лиственные, а какие - хвойными. Научимся отличать ель от сосны, описывать их по плану.

- К какой группе можно отнести ель и сосну? (это деревья)

Схема вешается на доску в ходе объяснения правила

У одних деревьев листья имеют вид пластинок. Это лиственные деревья. У других деревьев листья имеют вид иголок. Такие листья называются хвоинками, а сами деревья – хвойными.

- Как вы думаете, к какой группа деревьев относятся ель и сосна? (хвойные)

- А почему хвойные? И у сосны и у ели есть листочки. Эти листочки похожи на иголки. Они называются хвоинки.

Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.

Физкультминутка

Если весело живется,

Хлопай так: хлоп, хлоп.

Если весело живется,

Щелкай так: щелк, щелк.

Щелчки пальцами.

Если весело живется,

Делай так: хлопки ладонями по коленям.

Если весело живется,

Топай так: топ, топ.

Если весело живется,

Делай все: хлоп — хлоп,

Щелк — щелк, топ — топ.

Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся.

Всем нам весело живется!



Ответы детей.
















Высказывают своё мнение







Выполняют разминку











VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Работа по учебнику

-Рассмотрите рисунок на стр.30. Перечислите названия деревьев, какие вы знаете (береза, дуб, клен, ель).

Какое дерево здесь лишнее? Почему? (Ель, потому что вместо листьев у нее иголки).

- Какие еще вы знаете хвойные деревья? (сосна, лиственница)



- Как вы думаете, почему ее так назвали?

Лиственница тоже хвойное растение. Она также как ель и сосна имеет хвоинки, но осенью хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и такое название у дерева.

Древесина этого дерева со временем не гниет, а наоборот становится тверже –каменеет.

Проведем первое исследование.

Давайте мы с вами, сравним хвоинки сосны и ели.

-Рассмотрите веточки. Чем они похожи?

- Какие хвоинки у ели? Измерьте их длину. Что можно использовать для измерения длины? (линейку)

- Какой длины хвоинки?

- Как расположены хвоинки на ветке? (по одной)

- Какие хвоинки у сосны? Измерьте их.

- Как они расположены? (по две)

-Давайте подведем итог. Итак, у ели хвоинки короткие, они расположены по одной.

-А у сосны иголки длинные, они расположены парами.

-Когда мы попадаем в лес, в котором растут ели и сосны, то что обязательно под этими деревьями мы найдем?(шишки)

- Как вы думаете, какая шишка еловая, а какая сосновая?

-Чем они отличаются? (формой) Еловая шишка вытянутая, чешуйки плотно прилегают друг к другу. Их длина 10-15 см, ширина – 3-4 см. Шишки созревают в октябре, но семена, как правило, выпадают в январе-апреле.

-Сосновую шишку по величине можно сравнить с крупным грецким орехом. Если шишка старая, то она коричневого цвета.

-В шишках ели и сосны располагаются семена. Они по внешнему виду похожи. Выпав из шишки, они крутятся на подобии пропеллера у вертолета. Подхватываемые ветром, семена могут улететь довольно далеко от дерева. Когда молодое дерево прорастает, ростки одинаковые. Стебелек короче спички и не толще швейной иглы. А на верхушке стебелька пучок очень тонких иголочек, они мягкие, как пушок.

-Итак, чем отличаются шишки ели и сосны?

Физкультминутка

Буратино подтянулся.

Руки поднять вверх, встать на носки.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Наклониться вперед, руками достать пол.

Руки в стороны развел,

Выпрямиться, руки развести, ладони вверх.

Ключик вовсе не нашел.

Поворот головой влево, вправо — 2 раза.

Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать.

Стать на носки, руки поднять вверх.

Работают с учебником



















Работают с иголками











Сравнивают шишки


















Выполняют разминку

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону


Откройте учебник на странице 31. Мы с вами рассмотрели различия сосны и ели по веточкам и шишкам. Теперь давайте рассмотрим их различия по внешнему виду.

Ель можно сравнить по форме с треугольником: вверху веточки маленькие, а к низу увеличиваются в размерах. Ветки расположены по всему стволу.

Сосну можно сравнить по форме с овалом. Ветки расположены в верхней части ствола.

Давайте закрепим полученные знания о еле и сосне, опишем дерево по плану. Дети описывают дерево по плану.




Работают с учебником

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения


-Чтобы подвести итоги урока, предлагаю ответить вам на вопросы, который задает вам Муравьишка.

Что было нашей целью?

Достигли ли мы поставленной цели?

Какие деревья называются лиственными?

Что такое хвоинки?

Какие деревья называются хвойными?

Отвечают на вопросы

Подводят итоги урока


IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Дополните предложения:

На уроке мне было …

Я узнал …

Дорисуйте смайликам своё настроение.

Анализируют свою работу





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!