СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое "лень" и как с ней бороться?

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говориться о причинах лени и как с ней бороться

Просмотр содержимого документа
«Что такое "лень" и как с ней бороться?»

Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан

Западный межрайонный центр «Семья»

Служба семьи в Туймазинском районе и г.Туймазы













Тема: Что такое «лень» и как с ней бороться?






















Составила:

психолог Усманова Р.Н.





2023

Что такое «лень» и как с ней бороться?



Что такое «лень»

Если мы хотим описать какое-то явление, то нам для начала нужно его зафиксировать, т.е. заметить. Как мы замечаем свою «лень»? По определённым признакам и в конкретном моменте. Мы что-то чувствуем, думаем и делаем. То есть испытываем какое-то эмоциональное состояние.

Это значит, что никакой абстрактной «лени» не существует. Существует конкретное психическое состояние в определённой ситуации

И если мы говорим про какого-то человека, что он «ленивый», то лишь обозначаем, что, по нашему мнению, этот человек испытывает такие состояния слишком часто.

Далее мы разберём, в каком случае появляется лень и что она означает. И здесь возможны несколько вариантов в зависимости от содержания нашей «лени». То есть в зависимости от того, какие именно эмоции, мысли и действия у нас возникают в «ленивом» состоянии.

Для чего приходит «лень»?

Во-первых, давайте вспомним, что никакое эмоциональное состояние не возникает просто так, потому что любые эмоции и переживания требуют энергии. А наш мозг не тратит энергию, если её можно не тратить. В таком случае он найдёт что-то более важное, чем нужно заняться. Поэтому, если ваш Эмоциональный мозг решил включить лень, значит, он считает, что это самое лучшее решение в данной ситуации. Соответственно, у лени в любом случае есть какая-то полезная функция (с точки зрения вашего Эмоционального мозга).

Чтобы её выяснить, просто опишите те эмоции, которые вы испытываете в «ленивом» состоянии.

Если окажется, что в вашем описании больше позитивных эмоций, или вы почувствуете, что в «ленивом» состоянии вам находиться комфортно и удобно, то вы уже нашли свой ответ.

Оно вам нужно, чтобы испытывать позитивные эмоции, т.е. вы в нём отдыхаете и восстанавливаете энергию

Это «лень отдыхающего».

Если же в «ленивом» состоянии вам некомфортно, и вы хотите его изменить (но по каким-то непонятным причинам не меняете), значит, у него другая функция. И возможно, одна из тех, которые мы опишем ниже.

Во-вторых, любые негативные эмоции не возникают сами по себе. Они возникают потому, что мы хотим получить что-то хорошее, но не получаем. Или боимся не получить. То есть любая негативная эмоция – это по сути сигнал нашего Эмоционального мозга о том, что он что-то хочет изменить.

Вспомним, что реальность Эмоционального мозга – это реальность ребёнка примерно двух лет. И в ней возможно всё, любые чудеса и превращения. И точно так же, как и реальный ребёнок двух лет, он не понимает никакие логические объяснения. Он понимает отношение, эмоции и переживания.

Итак, за любой негативной эмоцией стоит какой-то неудовлетворённое желание. Соответственно, если мы хотим изменить какую-то негативную эмоцию, нам для начала нужно понять, о чём она говорит. То есть расшифровать сигнал своего Эмоционального мозга и понять свои желания.

Для этого вернитесь ещё раз к описанию своего «ленивого» состояния, отловите его и почувствуйте прямо в моменте. Проверьте, действительно ли вам некомфортно в нём находиться, и вы хотите испытывать какое-то более позитивное состояние.

Если "да", то задайте себе вопрос: «Как я хочу, чтобы сейчас было в идеальном варианте?» Если представить, что возможно всё, то какой вариант вы бы сейчас выбрали? Включите своё воображение по максимуму и представьте конкретную картинку.

Допустим, к вам приплывает Золотая рыбка, и вы можете загадать ей одно конкретное желание. Что бы вы загадали?

К примеру, вам нужно готовиться к экзамену. Если сейчас возможно всё, то что бы вы выбрали:

  • чтобы экзамен перенесли или отменили

  • вы прямо сейчас знали все ответы по билетам

  • вам сейчас позвонил преподаватель и сказал, что поставил «автомат»

  • или любой другой вариант

После того, как вы определили своё самое сильное желание, задайте себе следующий вопрос: «Чем плохо, если этого не будет?» С какими негативными последствиями вы столкнётесь?

И теперь по своему ответу, вы сможете понять, какое желание стоит за вашей «ленью». В принципе, основных вариантов всего два:

  • либо мы хотим получить результат без усилий (т.е. я хочу сдать экзамен, но не хочу готовиться)

  • либо мы чего-то боимся и хотим избежать (например, я боюсь, что не сдам экзамен, и меня будут ругать)

В первом варианте мы имеем дело с «ленью апатичной», во втором – с «ленью избегающей».

И алгоритмы работы с ними будут отличаться.

Как бороться с ленью?

Как мы уже выяснили, лень представляет собой определённое эмоциональное состояние. Бороться с эмоциональными состояниями совершенно бессмысленно. Поскольку они являются просто сигналами Эмоционального мозга. Подавив какую-то свою эмоцию (сигнал), вы обеспечите себе подавленное эмоциональное состояние. И, соответственно, уничтожите свою мотивацию. Потому что мотивация и эмоции – это одно и то же. Эмоция (сигнал) только указывает вам на проблему, которую нужно решить. То есть помогает вам её найти. Расшифровав сигнал вы сможете определить проблему и, наоборот, запустить свою мотивацию на действие. А значит, сможете избавиться от своей лени.

«Лень апатичная»

Возникает в том случае, когда мы хотим получить результат без усилий. Наш Эмоциональный мозг – это по сути ребёнок двух лет. Что делает двухлетний ребёнок, когда он хочет что-то получить, но не хочет напрягаться? Он ждёт, когда кто-то из родителей сделает то, что нужно, за него. В реальности нашего Эмоционального мозга такое вполне возможно. Тем более, что так действительно было раньше, поэтому можно рассчитывать на то же самое и сейчас. Соответственно, когда я хочу, чтобы что-то стало по-другому, но не хочу для этого ничего делать, я по факту занимаюсь тем же. Жду, что придёт какой-то человек (спаситель), и сделает это за меня.

Чтобы выйти из такого состояния, вам нужно, прежде всего, определить, кого именно вы ждёте. То есть перевести эмоцию в слова.

Вспомните ещё раз своё «апатичное ленивое» состояние. Прочувствуйте его внутри и обратите внимание на свои эмоции. Вспомните, что эмоция – это сигнал ребёнка двух лет. Представьте образ такого ребёнка, если вам так удобнее. И начинайте с ним разговаривать, как с реальным ребёнком. Вам нужно выяснить, кого именно ждёт ваш Внутренний ребёнок. И представить конкретный и чёткий образ такого «спасителя», на которого он рассчитывает.

Если возможно всё, то как мы можем получить то, что хотим? Кто нам это даст? Как мы хотим, чтобы было в идеале?

Образ может быть любым, т.е. персонаж может быть сказочным, реальным и знакомым или воображаемым. Но он всегда конкретный, его можно представить

Когда вы подберёте подходящий образ, вы по своим ощущениям, по внутреннему отклику, поймёте, что это и есть тот вариант, на который рассчитываете и который ждёте в «апатичном ленивом» состоянии. А затем уже рационально сможете оценить, стоит ли тратить энергию и время на такое ожидание.

«Лень избегающая»

Такая лень по сути представляет собой замаскированный страх. То есть мы хотим получить результат, знаем, что нужно сделать, и объективно у нас есть все необходимые ресурсы. Но по каким-то причинам боимся делать. Причины же могут быть разные: от негативного опыта в прошлом до катастрофических последствий наступления реальных рисков. Соответственно, и способы решения данной проблемы также могут быть разными. Если страх не обоснован, мы учимся им управлять и снижать его интенсивность. Если же опасения реальны, мы выясняем, как можем влиять на саму ситуацию. Последняя тема будет иметь отношение уже не к психологии, а к управлению рисками.

Удачи Вам!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!