Что такое медиаграмотность и медиаобразование .
Медиасреда – это социокультурное пространство информационного общества, совокупность условий, в контексте которых функционирует медиакультура. То есть сфера, которая влияет на общественное сознание через посредничество массовых коммуникаций и СМИ (печать, радио, ТВ, видео, кино, интернет). В медиасреде информационные потоки целенаправленно воздействуют на ценности, суждения, оценки, мнение и поведение людей. Влияние может быть позитивным или негативным.
Медиаграмотность – грамотность в области восприятия, понимания, интерпретации информации из СМИ.
Цель формирования медиаграмотности – медиакультура. Если рассматривать процесс шире – информационная культура и грамотность. Чтобы сформировать информационную грамотность, развивайте критическое мышление. Критическое мышление – это не только критическое восприятие информации, но и ее многосторонний анализ. Итог анализа – понимание медиатекста, выработка своего мнения по поводу концепции, предложенной автором медиатекста.
Сообщения СМИ называют параллельной школой, так как часть знаний о мире и обществе мы получаем благодаря им. Психологи утверждают, что тексты СМИ (медиатексты) для обучающихся более убедительны, чем слова педагога.
Раньше значительная часть информации из медиатекстов опиралась на факты, тесно взаимосвязанные с основами изучаемых в школе наук. При единых учебниках и системе средств обучения предмет был единым смысловым потоком, в который иногда вторгались вкрапления из окружающего мира. Чтобы реализовать дидактический принцип связи школы с жизнью, надо было обращаться к внешним материалам – газетным заметкам, документальным и художественным фильмам, телепередачам.
Когда поток внешней информации возрос, ситуация изменилась. Педагоги уже не могут изолировать свой предмет от притока параллельной информации. Факты и «мнения» из рекламы, развлекательных передач, мимолетные фразы из блогов, форумов, чатов незаметно, но верно формируют взгляды учеников. В лучшем случае возникает «двойное мышление»: подросток имеет одну точку зрения для урока, другую – для обыденной жизни. В ином случае возникает «информационный коктейль» из достоверных знаний и случайных сведений.
Что касается детей дошкольного возраста, то они могут оказаться в аналогичной ситуации. Поток информации со стороны СМИ к ним поступает в основном из детских передач и мультфильмов, которые не всегда нацелены на достижение образовательных целей. В них может содержаться рекламная, идеологическая и другая скрытая негативная информация. Поэтому учить детей работать с информацией, формировать навыки критического мышления необходимо уже с дошкольного возраста.
Внимание Медиаобразование – способ сформировать информационную культуру.
Суть медиаобразования – изучение сообщений средств массовой информации. Помните, что массмедиа не отражают, а репрезентируют действительность. Поэтому возникает явление параллельной школы – люди впитывают ту информацию, которую получают по каналам СМИ, не вникая в ее суть, достоверность, надежность, не думая и не анализируя. Задача медиаобразования – научить извлекать смыслы из символического представления окружающего мира и процессов, протекающих в нем.
Внимание
Процесс управления информационными потоками неотделим от изучения и понимания особенностей социокультурного пространства, в котором они протекают.
Человек по-разному воспринимает информацию с печатного листа, экрана компьютера, телевизора, радиоканалов. Плюсы мультимедийного представления информации: изображения, ссылки на веб-сайты, видеоизображения в режиме реального времени. Минусы: информация обладает свойствами, отличными от учебников, книг; диалог читателя и текста сводится к минимуму.
Образность как специфичность формы подачи информации в интернете может быть вырвана из общего образовательного контекста. Внимание приковано к фрагменту текста, причем один фрагмент сообщения может противоречить другому. После простого наблюдения за образами появляются разрозненные факты, эмоциональные отклики и отдельные звуки, которые не имеют структуры. Прием часто используют для манипулирования сознанием людей.
Книга заставляет думать, преобразовывать слова в идеи и доводы, служит для изменения модели видения мира. При мультимедийной подаче информации возникает лишь образ. Чтобы критически осмысливать информацию, нужно научиться формировать целостное впечатление об информационном ресурсе.
Медиаобразование должно создать у обучающихся систему интерпретации и организации информации, сделать их активными участниками коммуникативных процессов.
Медиаобразование – это совместная деятельность обучающего и обучаемого по формированию у последнего умения вычерпывать смыслы из медиатекстов и создавать собственные смыслы новых медиатекстов на основе полученных знаний. При таком понимании медиаобразования СМИ становятся одновременно и объектом изучения, и средством обучения.
Составляющие информационной культуры, которые нужны для формирования медиаобразовательных умений:
– знание основ компьютерной грамотности и понимание закономерностей информационных процессов;
– умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей задачи;
– умение оценивать достоверность, полноту, объективность поступающей информации, представлять ее в различных видах, обрабатывать и т. д.;
– понимание компьютерных информационных технологий как совокупности средств решения проблем человеком (а не самоцели), понимание их возможностей и недостатков;
– умение применять полученную информацию при принятии решений в практической деятельности.
Рассмотрим области, где необходима медиаобразовательная работа.
Обеспечение информационной безопасности личности – умение ориентироваться в медиапространстве, осуществлять навигацию, отличать негативную информацию по внешним признакам.
Поиск информации – умение составлять поисковые запросы, отбирать и фильтровать информацию, сохранять и изменять ее по заданным параметрам. Стимуляция потребности в новой информации.
Восприятие и интерпретация медиатекста – восприятие, освоение содержания информационного сообщения.
Медиатворчество – азы создания собственных медиатекстов (самостоятельно и в соавторстве).
Практическое освоение медиапространства – основы соблюдения этики общения в медиапространстве.