Пятый межрайонный гуманитарный форум «Ижорские берега»
Работу выполнила: ученица 4 «А» класса
ГБОУ Гимназии № 402 Колпинского р-на Санкт-Петербурга
Костюкова Алина
Руководитель: учитель начальных классов
Наркевич Людмила Петровна.
Тема научно-исследовательской работы: Что такое микроскоп?
-
Введение:
Всё началось с моей любимой книги Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». В ней обыкновенные ребята, Карик и Валя, по воле случая становятся крошечными и попадают в совершенно незнакомую и страшную обстановку: их окружают невиданные растения, отовсюду угрожают чудовищные звери. Писатель рассказывает много любопытного о растениях и насекомых, которые нас окружают. Мне захотелось побывать на месте героев книги и разглядеть мир насекомых и растений вблизи. Уверена, что все дети мечтают о таком приключении. К сожалению, волшебной жидкости для уменьшения, изобретённой профессором Енотовым, не существует в реальности. Что же может мне помочь? И вот на день рождения мне подарили микроскоп, и это стало первым шагом к моей мечте.
-
Цели и задачи:
Узнать что такое микроскоп, его строение и принципы работы, а так же что можно увидеть с его помощью? Показать, что опыты с микроскопом могут быть интересны не менее компьютерных игр и мультфильмов на планшете.
-
Методы исследования: 1. Сбор и анализ информации о микроскопах, в Интернете и печатных изданиях. 2. Проведение опыта по изучению кожицы лука.
Слайды:
История создания микроскопа:
Микроскоп (от греч. — малый и смотрю) — оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом.
Существует легенда о детях голландского очкового мастера, которые играя с папиными инструментами, засунули в медную трубку несколько линз. Посмотрев в неё на открытую страницу книги, мальчики с удивлением обнаружили, что буквы стали огромными. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети. [1]
Когда в 1609 году распространились слухи, что в Голландии имеется некое устройство для рассматривания крошечных объектов, Галилей уже на следующий день понял общую идею конструкции и сделал микроскоп в своей лаборатории, а в 1612 году он уже наладил изготовление микроскопов. Созданное устройство никто поначалу микроскопом не называл, его именовали конспицилией. Всем знакомые слова "телескоп" и "микроскоп" впервые в 1614 году произнес грек Демисциан. [2]
В 1697 году из Москвы за границу выехало Великое посольство, в составе которого был наш царь Петр Первый. В Голландии он услышал, что "некий голландец Левенгук", живущий в городе Делфте, делает у себя дома удивительные устройства. С их помощью он обнаружил тысячи зверюшек, более чудесных, чем самые диковинные заморские звери. И эти зверюшки "гнездятся" в воде, в воздухе и даже во рту человека. Зная любознательность царя, нетрудно догадаться, что Петр немедленно отправился в гости. Устройства, которые увидел царь, были так называемыми простыми микроскопами (это была лупа с большим увеличением). Однако Левенгуку удалось добиться увеличения в 300 раз, а это превосходило возможности лучших сложных микроскопов XVII века, имевших и объектив, и окуляр. [3]
Тайну "блошиного стекла" Ливенгука удалось раскрыть только через 315 лет, в Новосибирском государственном медицинском институте на кафедре общей биологии и основ генетики. Если взять стеклянную нить и поместить в пламя горелки, на конце нити появится шарик — он-то и служил Левенгуку линзой. Чем меньше был шарик, тем большего увеличения удавалось достичь...[10]
В 1716 году, во время своей второй поездки за границу, император приобрел для Кунсткамеры первые микроскопы. Так чудесный прибор появился в России.
Строение микроскопа
Все микроскопы состоят из следующих деталей:
Часть микроскопа | Для чего нужна |
окуляр | увеличивает изображение, которое получено от объектива |
объектив | обеспечивает увеличение мелкого предмета |
тубус | зрительная трубка, соединяет объектив и окуляр |
винт настройки | поднимает и опускает тубус, позволяет приближать и отдалять предмет исследования |
предметный столик | на нём размещается предмет рассмотрения |
зеркало | помогает направлять свет в отверстии на предметном столике. |
В современном мире все микроскопы можно разделить:
-
Учебные микроскопы. Их называют еще школьные или детские.
-
Цифровые микроскопы. Основная задача цифрового микроскопа- не просто показать объект в увеличенном виде, но и сделать фотографию или снять видеоролик.
-
Лабораторные микроскопы. Главной задачей лабораторного микроскопа являются проведение конкретных исследований в различных областях науки, промышленности, медицине. [4]
Опытная часть.
Используемая литература:
1..http://mirbiologii.ru/mikroskop-pribor-otkryvayushhij-nevidimoe
2.genon.ru
3.ru.wikipedia.org
4.http://the-mostly.ru/
6.http://www.pandia.ru
7.http://youngdesigner.ru
8.http://www.freeseller.ru/deti/