СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое моделирование. Графические информационные модели.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по теме "Что такое моделирование. Графические информационные модели."

Просмотр содержимого документа
«Что такое моделирование. Графические информационные модели.»

План 9-10 урока КЛАСС: ДАТА:


ТЕМА: Что такое моделирование. Графические информационные модели.

ЦЕЛИ: 1. Дать понятие модели.

2. Разобрать основные виды моделей.

3. Разобрать три способа поиска в Интернете.

4. Закрепить знания выполнением учебного теста.

Организационный момент (5 мин.) Проверка присутствующих, наличия письменных принадлежностей, объявление темы урока. ХОД УРОКА (комбинированный)
  1. Разбор нового материала.

Демонстрация на интерактивной доске ресурсов 9-081, 9-082, 9-083, 9-084

Натурные модели

Сегодня речь пойдет об очень важном в науке понятии — по­нятии модели. Это слово многим знакомо. Возможно, кто-то из вас занимается техническим моделированием — строит модели кораблей, автомобилей или самолетов. Такие модели воспроизводят некоторые свойства реальных устройств, на­пример форму, способность плавать, ездить или летать. Можно привести и другие примеры моделей: глобус — это мо­дель земного шара, манекен в магазине — модель человека, макет в мастерской архитектора — модель застройки города.

Выше перечислены примеры материальных моделей. Их еще называют натурными моделями.

Как правило, моделируемый объект представляет собой сложную систему. Например, автомобиль состоит из корпу­са, двигателя, колес, рулевого управления, салона и пр. Мо­дель автомобиля, построенная школьником, много проще. В ней, например, может отсутствовать двигатель, электро­питание, рулевое управление и другие части, размер ее меньше размера настоящего автомобиля.

Любая модель воспроизводит только те свойства оригина­ла, которые понадобятся человеку при ее использовании. Например, манекен и производственного робота можно на­звать моделями человека. Манекен нужен для того, чтобы на него можно было надеть одежду для рекламы или для удоб­ства работы портного, но способности ходить, мыслить или разговаривать от него не требуется. Поэтому манекен должен воспроизводить лишь форму и размер человеческого тела.

Цель создания производственного робота совсем другая. Робот должен воспроизводить некоторые физические дей­ствия человека: уметь брать и перемещать детали, закручи­вать и раскручивать болты и пр. Но для достижения этих це­лей внешнего сходства с человеком совсем не требуется.

Свойства объекта, отраженные в модели, зависят от цели моделирования. Модели одного и того же объекта будут разными, если они создаются для разных целей.

Информационные модели

Кроме натурных существуют еще информационные модели. Нетрудно понять, что для информатики именно они и представляют наибольший интерес. Если натурная модель объекта моделирования — это его физическое подобие, то информационная модель — это его описание. Способ описания может быть самым разным: вербальным, т. е. словесным описанием на естественном языке, математическим, графическим и др. Например, чертеж корабля является его графическим описанием, а стало быть, информационной моделью корабля.

Моделирование — это деятельность человека по созданию модели (натурной или информационной).

Современным инструментом для информационного моде­лирования является компьютер. С его помощью воспроизво­дятся самые сложные объекты, процессы, явления. Такая модель обычно отображается на экране в виде статического (неподвижного) или анимированного (подвижного) изобра­жения, может сопровождаться звуком, т. е. использовать технологию мультимедиа.

Модель — это упрощенное подобие реального объекта. Модель отражает лишь некоторые свойства объекта, существенные с точки зрения цели моделирования.

Модель используется как заменитель реальной системы для воспроизведения отдельных ее функций, для прогноза ее поведения в определенных условиях.

Формализация есть результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе.

Задача №1.

Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 1,3,5 при условии, что цифры повторяться не могут? А если допустить повторение? Постройте модель.

Задача №2.

К реке, у берега которой находилась лодка, вмещающая только 2 человек, подошли 2 разбойника и 2 путешественника. Разбойники не решались напасть на путешественников, к тому же у одного из них была сломана рука, и он даже не мог грести. Они всё же бы решились напасть в случае, если бы на берегу остались бы 2 разбойника и 1 путешественник. Как переправиться через реку всем четверым так, чтобы путешественники могли бы избежать нападения? Составьте модель.

Задача №3.

Турист проплыл на байдарке 25 км по озеру и 9 км против течения реки за столько же времени, за сколько он проплыл бы по течению той же реки 56 км. Найдите скорость байдарки в стоячей воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. Составьте модель.


  1. Практическая работа на ПЭВМ (информационный ресурс 9-085).


Подведение итогов урока и выставление оценок.


Домашнее задание: Учебник, параграфы 6,7 читать, ответить на вопросы (устно), стр.43, упр.4 (в тетради).

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс