СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
План урока по теме "Что такое моделирование. Графические информационные модели."
ТЕМА: Что такое моделирование. Графические информационные модели.
ЦЕЛИ: 1. Дать понятие модели.
2. Разобрать основные виды моделей.
3. Разобрать три способа поиска в Интернете.
4. Закрепить знания выполнением учебного теста.
Организационный момент (5 мин.) Проверка присутствующих, наличия письменных принадлежностей, объявление темы урока. ХОД УРОКА (комбинированный)Разбор нового материала.
Демонстрация на интерактивной доске ресурсов 9-081, 9-082, 9-083, 9-084
Натурные модели
Сегодня речь пойдет об очень важном в науке понятии — понятии модели. Это слово многим знакомо. Возможно, кто-то из вас занимается техническим моделированием — строит модели кораблей, автомобилей или самолетов. Такие модели воспроизводят некоторые свойства реальных устройств, например форму, способность плавать, ездить или летать. Можно привести и другие примеры моделей: глобус — это модель земного шара, манекен в магазине — модель человека, макет в мастерской архитектора — модель застройки города.
Выше перечислены примеры материальных моделей. Их еще называют натурными моделями.
Как правило, моделируемый объект представляет собой сложную систему. Например, автомобиль состоит из корпуса, двигателя, колес, рулевого управления, салона и пр. Модель автомобиля, построенная школьником, много проще. В ней, например, может отсутствовать двигатель, электропитание, рулевое управление и другие части, размер ее меньше размера настоящего автомобиля.
Любая модель воспроизводит только те свойства оригинала, которые понадобятся человеку при ее использовании. Например, манекен и производственного робота можно назвать моделями человека. Манекен нужен для того, чтобы на него можно было надеть одежду для рекламы или для удобства работы портного, но способности ходить, мыслить или разговаривать от него не требуется. Поэтому манекен должен воспроизводить лишь форму и размер человеческого тела.
Цель создания производственного робота совсем другая. Робот должен воспроизводить некоторые физические действия человека: уметь брать и перемещать детали, закручивать и раскручивать болты и пр. Но для достижения этих целей внешнего сходства с человеком совсем не требуется.
Свойства объекта, отраженные в модели, зависят от цели моделирования. Модели одного и того же объекта будут разными, если они создаются для разных целей.
Информационные модели
Кроме натурных существуют еще информационные модели. Нетрудно понять, что для информатики именно они и представляют наибольший интерес. Если натурная модель объекта моделирования — это его физическое подобие, то информационная модель — это его описание. Способ описания может быть самым разным: вербальным, т. е. словесным описанием на естественном языке, математическим, графическим и др. Например, чертеж корабля является его графическим описанием, а стало быть, информационной моделью корабля.
Моделирование — это деятельность человека по созданию модели (натурной или информационной).
Современным инструментом для информационного моделирования является компьютер. С его помощью воспроизводятся самые сложные объекты, процессы, явления. Такая модель обычно отображается на экране в виде статического (неподвижного) или анимированного (подвижного) изображения, может сопровождаться звуком, т. е. использовать технологию мультимедиа.
Модель — это упрощенное подобие реального объекта. Модель отражает лишь некоторые свойства объекта, существенные с точки зрения цели моделирования.
Модель используется как заменитель реальной системы для воспроизведения отдельных ее функций, для прогноза ее поведения в определенных условиях.
Формализация есть результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе.
Задача №1.
Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 1,3,5 при условии, что цифры повторяться не могут? А если допустить повторение? Постройте модель.
Задача №2.
К реке, у берега которой находилась лодка, вмещающая только 2 человек, подошли 2 разбойника и 2 путешественника. Разбойники не решались напасть на путешественников, к тому же у одного из них была сломана рука, и он даже не мог грести. Они всё же бы решились напасть в случае, если бы на берегу остались бы 2 разбойника и 1 путешественник. Как переправиться через реку всем четверым так, чтобы путешественники могли бы избежать нападения? Составьте модель.
Задача №3.
Турист проплыл на байдарке 25 км по озеру и 9 км против течения реки за столько же времени, за сколько он проплыл бы по течению той же реки 56 км. Найдите скорость байдарки в стоячей воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. Составьте модель.
Практическая работа на ПЭВМ (информационный ресурс 9-085).
Подведение итогов урока и выставление оценок.
Домашнее задание: Учебник, параграфы 6,7 читать, ответить на вопросы (устно), стр.43, упр.4 (в тетради).
3