СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое общество?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  Познакомить учащихся с понятием «Общество»

Задачи:

Образовательные:

  1. Способствовать осмыслению школьниками понятия «общество.
  2. Формировать у учащихся представления о сферах жизни общества – политической,    экономической, социальной и духовной.

Развивающие:

  1. Развивать умение аргументировать свою точку зрения, слушать и понимать других;
  2. Прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Воспитательные:

  1. Содействовать формированию уважения к членам общества;
  2. Осознать свою роль в жизни общества.

Просмотр содержимого документа
«Что такое общество?»

Предмет: Обществознание.

Класс: 5

Тема: Что такое общество?

Цель: Познакомить учащихся с понятием «Общество»

Задачи:

Образовательные:

  1. Способствовать осмыслению школьниками понятия «общество.

  2. Формировать у учащихся представления о сферах жизни общества – политической, экономической, социальной и духовной.

Развивающие:

  1. Развивать умение аргументировать свою точку зрения, слушать и понимать других;

  2. Прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Воспитательные:

  1. Содействовать формированию уважения к членам общества;

  2. Осознать свою роль в жизни общества.


Планируемые результаты:

Личностные:

осознано осваивать роли общения и особенности жизни в обществе; стремиться к участию в общественной жизни класса.

Метапредметные:

Регулятивные:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев;

Познавательные УУД:

давать определения понятий темы;

учиться переводить текстовую информацию в другие знаковые системы;

Коммуникативные:

уметь доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

корректно убеждать других в правоте своей точки зрения; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

учиться уважительно относиться к позиции другого.

Предметные:

давать определение - общества, сферы общества.

объяснять, какие интересы объединяют тебя с другими членами общества.


Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

  2. Формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, сравнивать и выделять признаки.

Коммуникативные УУД

  1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.


Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Формирование умения определять сферы общества.

  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  5. Формирование умения работать по инструкции, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  6. Обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.


Учебник: Обществознание 5 класс. Авторы: А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина Москва, «Дрофа», 2015 год.

Основные понятия: Общество, социальные группы, сферы жизни общества.

Тип урока: Открытия нового знания.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Что такое общество?» с иллюстративным материалом.
























Ход урока.

1 этап. Организационное начало урока.


Приветствие:

Ребята, я очень рада видеть вас.

И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда и ум не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.


2 этап. Мотивация и постановка учебной проблемы.


-Ребята, обратите внимание на название параграфа, тему которого мы будем изучать сегодня на уроке. (Пар 23 «Что такое общество)

-Как вы думаете, почему тема параграфа сформулирована в форме вопроса?

(Ответы учащихся: Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «общество».) Слайд 1, 2


Преподаватель демонстрирует галерею различных персонажей - Слайд 3.


- Ребята, распределите эти персонажи на два ряда. У вас это задание №1 есть на листе заданий. Вам нужно распределить цифры с картинок в два столбика. (Дети распределяют).

- А теперь объясните, по какому признаку вы объединили персонажи в данные ряды?

(Они объясняют, что в первый ряд они поместили одинокие персонажи, во второй – персонажи, окруженные группой людей.) Давайте проверим правильность выполнения работы. Слайд 4.

- Ребята, что такое группа? (Группа  это коллектив людей, которых связывают общие цели, интересы, деятельность и т. п.)

- Предположите, как образуются группы? (Предположительный ответ: группы возникают по инициативе самих участников, объединяющихся вокруг какой-то цели.)


(Далее учитель переходит к побуждающему диалогу)

- А можно ли группу назвать обществом? ( Предположительный ответ: Можно. Общество-это группа людей, которые что-то делают вместе.)


Слайд 5.

- Есть простое определение: Общество - это группа людей, которые объединяются вместе по видам деятельности (например, школьный класс объединились с целью получить знания); по интересам (общество охраны природы или клуб любителей шахмат). Но разве с этим ассоциируется у вас понятие «общество»?


- Ребята, как же сформулировать главную проблему урока? (Что такое общество?)

Слайд 6. Общество – сложное понятие, поэтому предлагаю вам рассмотреть эту проблему как главную проблему урока.

Что такое общество?



3 этап. Открытие нового знания.

Преподаватель задает вопрос, направленный на формирование интереса к понятию «общество»:

Слайд 7.

- Ребята, знаете ли вы, что обществом так же называют жителей какой-либо страны в прошлом или настоящем? Например: древнегреческое общество, античное общество, современное российское общество. Определение, которое вы даёте обществу как группе людей, верное, но недостаточно полное. Постараемся совместно дать более полное определение.

Слайд 8.

Итак, первая элемент определения: общество – это группа людей. Это главная часть определения.

Объединившись между собой, люди вступают во взаимодействие, т.е. совершают взаимные действия. Взаимодействия могут быть разными, например игра.

Давайте поиграем с вами. (Игра «Ручеек»)

Одному играть было бы неинтересно, а когда вы объединились для игры, вам, наверняка, стало намного интереснее. И в игре вы вступили во взаимодействие между собой.

Скажите, а учеба – это взаимодействие? (Да, это взаимодействие учеников и учителей в школе). А какие способы взаимодействия вы еще можете назвать? (Совместный труд или отдых)


Слайд 9.

Таким образом, второй элемент определения понятия «общество» - это способы взаимодействия людей.

Слайд 10.

Третий элемент – это формы объединения.

Попробуем в этом разобраться. Люди действуют совместно, и для этого они объединяются в группы: большие и малые, Слайд 11 формальные и Слайд 12 неформальные. Такие группы могут иметь разные формы. Самая распространенная форма малой социальной группы – это семья.

Другие формы: школьный класс, спортивная команда, клуб по интересам и т.д.

Как вы думаете, что является главным для таких объединений? ( Главным является общая цель и взаимодействие.)

Скажите, а можно ли назвать объединением пассажиров в автобусе?

(Предположительные ответы учащихся.)

При каких обстоятельствах они могут вступить во взаимодействие? (Ответы детей)

Теперь нам нужно дать полное определение: что такое общество?

Давайте попробуем. Кто первый?

Слайд 14.

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. «Советский энциклопедический словарь»



Слайд 15. Ребята, предлагаю вам выполнить задания № 2 и 3 в рабочей тетради для закрепления изученного.

Давайте проверим правильность выполнения заданий. Слайд 16.


Слайд 17. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.


Что такое общество мы с вами выяснили. Вам хотелось бы узнать, как устроено общество людей?

Давайте с вами прочитаем фрагмент параграфа на странице 122 и выполним задание рубрики «Составь таблицу» на листе заданий.

Скажите, ребята, на какие четыре сферы делится общество? (Ответы детей)

Можно ли исключить какую-то сферу и жить без неё? (Ответы детей)


Слайд 18, 19. А теперь вас ждет задание № 4. Для выполнения этого задания нам нужно разделиться на два варианта. 1 вариант выполнит первую часть задания,

а 2 вариант вторую часть задания.

Давайте проверим правильность выполнения задания. Посмотрите на слайд и сравните ответы. Поднимите руки те, кто выполнил задания правильно.


Слайд 20, 21. Теперь выполните задания № 5. (Тест) Поднимите руки те, кто выполнил задания правильно.


4 этап. Закрепление знаний.


Слайд 22. Ребята, давайте поработаем с рисунками на слайде.

Для выполнения этого задания нам нужно разделиться на 4 группы.

Задание – каждой группе составить рассказ по рисунку, затем представить рассказ классу.

Вопросы:

-Какая сфера общества показана на вашем рисунке?

-По каким признакам вы это определили?

-Для чего она необходима обществу?


Ребята, давайте прочитаем рассказ «Вокруг нас». (Чтение рассказа)

(Вопросы на обобщение прочитанного текста)

- О чем этот рассказ?

- Почему ребенок спустя некоторое время иначе взглянул на мир?

- Что открылось ему после прочтения книжки?

- Какой, на ваш взгляд, главный вывод этого рассказа?

(Труд людей нужно ценить)






5 этап. Рефлексия.

Слайд 23.

Возвращаясь к проблеме урока: «Что такое общество?» Нам нужно подвести итог: «что вы запомнили на сегодняшнем уроке?» Чтобы это выяснить

составьте синквейн на тему «Общество».

Предлагаю вам поработать в парах.

Правила составления синквейна вы можете посмотреть на экране.


Слайд 24.

Например:

Общество.

Древнегреческое, российское.

Объединяется, взаимодействует, развивается.

Улучшает мир и человечество.

Человечество.


У вас у каждого на парте лежат оценки. Предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке? (Поднимают карточки с оценками)


Слайд 25.

6 этап. Подведение итогов. Д/з.

Параграф 23; задание рубрики «Закончите рассказ»



6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!