Ι. Постановка учебной проблемы. | - Посмотрите на экран и скажите, что вы видите на картинках? - Что объединяет людей на каждой из них? - По какому принципу они объединились? (интерес, деятельность, общение, историческое общество) - Каким общим понятием можно объединить все эти группы людей? - Ответить на этот вопрос нам поможет разговор Илюши и его папы. - Прочитаем их диалог на стр. 28 (чтение по ролям) Беседа по вопросам учебника: - Сколько раз в разговоре папы и Илюши прозвучало слово «общество»? - Одинаковый ли смысл вкладывается в каждое из этих слов? - Что удивило Илюшу? - Какой же возникает вопрос? (Что такое общество?) Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Что такое общество? На доске записывается вопрос (проблема) урока. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. 5. Ориентироваться на развороте учебника. 6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Совместное открытие знаний. | - Любое общество – это прежде всего объединение людей, союз людей. - Прочитайте текст на странице 29 «Союз людей» и найдите факты, которые свидетельствуют о том, что может объединять людей? - Работаем с простым карандашом и по ходу чтения отмечаем факты. (охотники, защитники природы, коллекционеры, одноклассники, горожане, россияне, человечество) - Что же объединяет людей в общество? (общие интересы) - Правильно! - Все группы людей, у которых есть общие интересы, можно назвать обществом. Задание к рисункам на с. 29 и подтвердить сделанный вывод. Задание на применение. - Определите, какие общие интересы, прежде всего, объединяют людей на плакатах: На слайдах: 1. Спортивное общество «Динамо». 2. Общество охраны природы. 3. Россияне. защита границ своего государства; порядок в стране; развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры и т.д. 4. Человечество. Физминутка «Ветер дует!» Ветер дует на тех, кто любит читать, рисовать, заниматься спортом, ухаживать за домашними животными, играть в настольные игры, танцевать, петь в хоре, играть в компьютерные игры. 2. Конфликты. – Какие общие интересы объединяют вас с одноклассниками? (Любознательность, интерес к занятиям) - Можно сказать, что вы общество? (Да.) - Представьте, что вы, как сейчас, сидите на уроке, и одному ученику жарко, он открывает окно. А другой ученик, сидящий у этого окна, не любит сквозняков и хочет закрыть окно. - Что будет дальше? (Они начнут спорить, должно окно быть закрытым или открытым.) - Найдите на с. 30 учебника, как называется ситуация, когда желания людей не совпадают? (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют: «конфликт».) – Так что же такое конфликт? (Это столкновение интересов в обществе.) – А какие еще могут возникнуть ситуации, ведущие к конфликту? – Найдите в тексте абзац, который начинается со слова «Малыши…». Давайте прочитаем отрывок. (ученики читают по цепочке до слов «своих границ…»). – Что же делать, если возникают такие ситуации? Ученики предлагают различные способы выхода из конфликта. Хорошо, если ученики придут к выводу, что конфликт лучше предупредить, не дать ему начаться. А уж если он начался, то спорщики должны постараться договориться между собой, пойти на взаимные уступки. !!! Если такой вывод не прозвучит, можно обратиться к тексту учебника с. 30–31 со слов: «Конфликт лучше предупредить…» и до конца фрагмента. – Маленький конфликт может привести к войне, к гибели человечества! – Если конфликт все же произошёл, что же делать? Работа с иллюстрациями учебника с. 30-31 Способы решения конфликтных ситуаций. – Какой же самый мудрый и самый сложный способ прекратить конфликт? Найдем ответ в тексте. (учебник, стр. 31) – Что же все таки объединяет людей? (абзац «Каждый, кто …») | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |