Что такое общество.
Решетова Л.Н.- Приморский край.
содержание
1.Общество как совместная жизнедеятельность людей.
2.Человеческая деятельность.
3.Общество и природа.
4.Общество и культура.
5.Науки об обществе.
Глоссарий:
1.Общество.
2.Общественные отношения.
3.Деятельность.
4.Целеполагание.
5.Целесообразность.
6.Коллективность.
7.Культура, материальная и духовная.
8.Культурные универсалии.
Общество-обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
- общество как особая и необходимая человеку среда его обитания.
- Древнегреческие мыслители отождествляли государство и общество. Присущие политике отношения
«господство — подчинение» переносились и на общество.
- Постепенное формирование представления о гражданском обществе,
основанном на неполитических отношениях.
- Труд, трудовые взаимодействия стали
- рассматриваться как его важная составная часть.
В XIX в. впервые были предприняты попытки
подойти к анализу общества как целого во всех его измерениях.
- Философия и наука прошли большой путь в постижении общества. Однако проблемы здесь остаются и сегодня.
Одна из них — соотношение «заданного» и «произвольного» в общественном
развитии, а говоря научным языком, — соотношение объективных
закономерностей и деятельности людей, направляемых осознанными целями.
ЧТО ОТЛИЧАЕТ ОБЩЕСТВО ОТ СОЦИУМА.
-Понятие «социум» многие исследователи рассматривают как синоним понятия «общество».
- - другая точка зрения. Согласно ей, под социумом понимается социальность как таковая,
неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы. В этом значении социальное
представляет собой одну из подсистем мира в целом. Природное и социальное- это не только
две среды обитания человека, но и, две сущности, присущие ему самому.
- Каждый отдельный человек социален, но считать его обществом нельзя.
- Как остроумно заметил один отечественный философ, выявить социальное, значит понять, что отличает Робинзона и Пятницу
от прирученной ими козы.
- При такой трактовке социального общество выступает формой его существования, внебиологическим способом связи людей.
Уровни социально-философского анализа общества.
- -история народов и стран древности, Средневековья, Новой и Новейшей эпох-
конкретно-исторический.
- - понятия «восточная цивилизация», «западная цивилизация», «феодализм», «традиционное общество,
«индустриальное общество», «постиндустриальное общество»- историко-типологический.
- - социально-философский. Конечно, общества вообще не существует, это абстракция.
Каждое реальное общество имеет свой путь исторического развития, свои уникальные,
неповторимые черты. И все же абстракции столь высокого уровня полезны. Они дают возможность
увидеть схожее, повторяющееся, устойчивое в общественном развитии, позволяют соотнести между собой внешне очень далекие друг от друга явления.
Существование внешней и внутренней (психической) активности, воздействующей на поведение во время деятельности людей.
Преобразование окружающей среды в процессе жизнедеятельности.
Использование как природных предметов, так и средств, созданных человеком (орудия труда).
- Целесообразность поведения животных и деятельности человека.
- Целеполагание -характерная черта деятельности человека.
- Коллективность- важное условие жизни человека.
- Общество как действующие в нем организации (государство, церковь, система образования)-вхождение человека в общество через коллектив.
- Общество-коллектив коллективов.
- Общество-взаимодействие социальных общностей.
Общество и деятеьность.
Де́ятельность — процесс активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект...
Взаимодействие между участниками в процессе совместной деятельности.
ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА
- В наиболее общем смысле природа
трактуется как совокупность всего сущего, за исключением духовной жизни людей
- (не случайно долгое время научное знание подразделялось на «науки о природе» и «науки о духе». Со временем под природой в обществознании стали понимать естественную среду окружения человека,
существующую наряду с социальной средой. Обособленность общества выражается, в частности,
в том, что в нем действуют закономерности, не присущие
развитию природы (например, закон ускорения общественного развития).
- Социальные отношения понимались людьми как естественные условия их существования. Сложившиеся обычаи
воспринимались как непреложная данность, проявление естественного порядка
- вещей. В эпоху Средневековья происходит разграничение социального (деятельность
- людей, направляемая их сознанием и волей), природного (естественная необходимость) и
- Божественного (предопределение свыше).
В Новое время с началом индустриализации
утверждается потребительское отношение
людей к природе. Опасное для жизни человека загрязнение окружающей среды, постепенное исчерпание природных
ресурсов вызвали экологический кризис, создали угрозу самому существованию
человека.
- Социальная среда и сегодня воспринимается человеком как более значимая. Однако постепенно преодолевается упрощенно технократический
подход к природе и ее роли в развитии общества. Природа предстает сложной и разнообразной,
требующей от человека приспособления к ее ритмам,
бережного к ней отношения. На первый план выходит неразрывная связь природы и общества, которая
сохраняется и в условиях постиндустриального общества.
«ВТОРАЯ ПРИРОДА»
Человек преобразователь существующего мира, создатель, творец нового.
Этот созданный мир, получивший название «культура». Культура как совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной
как на внешнюю среду и его самого.
Узкое значение понятия- культура- достижения человечества в духовной сфере жизни
общества: художественные творения, научные
открытия, уровень духовных запросов отдельного человека. Культурный человек-
образованный, воспитанный, обладающий хорошими манерами и вкусом, владеющий
литературным языком, интересующийся произведениями искусства.
Широкое значение понятия «культура». Что относится к созданному,»возделанному»
человеком? Это построенные здания, и технические приспособления, написанные
книги, засеянные поля, общепринятые нормы человеческого общежития,
- сочиненные песни и многое другое.
Культура-плоды деятельности людей, связанных сложной системой отношений, то есть, культура не может создаваться и существовать вне общества.
Общество невозможно вне культуры. Люди действуют на основе культурных норм (морали, права, традиций), меняются под воздействием культурных ценностей,
( «воспитательный» смысл понятия культуры), накапливают и передают другим поколениям
достижения культуры (благодаря этому возможна преемственность в общественном развитии),
создают ее новые формы (в этом выражается общественный прогресс).
Культура делится на материальную (предметы быта, средства связи, приборы и
оборудование и т. п.) и духовную (знания, язык, ценности, символы, правила,
нормы и др.). связи, приборы и оборудование и т. п.) и духовную (знания, язык, ценности, символы, правила, нормы и др.). За каждой материальной
вещью стоят определенные формы
организации труда, замысел создателей, подчас сложные расчеты, т.е. явления,
относящиеся к духовной культуре.
Плоды духовной культуры овеществляются:
художественные образы оживают на страницах книги или на живописном полотне,
религиозная идея воплощается в строительстве храма. Всем культурам присущи общие черты или формы- культурные универсалии. Это наличие языка с определенным
грамматическим строем, институт брака и семьи, религиозные ритуалы, нормы, связанные с заботой о детях.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Из определения понятия «общество» следует, что совокупность индивидов можно считать
обществом лишь в том случае, если между ними устанавливаются относительно устойчивые связи. Такие отношения, относительно устойчивые, во многом безличные
(формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей, называются
общественными.
Общественные отношения- это отношения не только между индивидами, но и между
социальными группами, которые складываются в обществе. В сложной и разветвленной системе общественных отношений, люди оказываются в ситуации
взаимозависимостей.