СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое общество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки № 1 и 2 в разделе "Человек и общество".Введение в тему "Общество"

Просмотр содержимого документа
«Что такое общество»

Что такое общество. Решетова Л.Н.-  Приморский край.

Что такое общество.

Решетова Л.Н.- Приморский край.

содержание 1.Общество как совместная жизнедеятельность людей. 2.Человеческая деятельность. 3.Общество и природа. 4.Общество и культура. 5.Науки об обществе.

содержание

1.Общество как совместная жизнедеятельность людей.

2.Человеческая деятельность.

3.Общество и природа.

4.Общество и культура.

5.Науки об обществе.

Глоссарий: 1.Общество. 2.Общественные отношения. 3.Деятельность. 4.Целеполагание. 5.Целесообразность. 6.Коллективность. 7.Культура, материальная и духовная. 8.Культурные универсалии.

Глоссарий:

1.Общество.

2.Общественные отношения.

3.Деятельность.

4.Целеполагание.

5.Целесообразность.

6.Коллективность.

7.Культура, материальная и духовная.

8.Культурные универсалии.

Общество-обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество-обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

общество как особая и необходимая человеку среда его обитания. Древнегреческие мыслители отождествляли государство и общество. Присущие политике отношения  «господство — подчинение» переносились и на общество.
  • общество как особая и необходимая человеку среда его обитания.
  • Древнегреческие мыслители отождествляли государство и общество. Присущие политике отношения

«господство — подчинение» переносились и на общество.

Постепенное формирование представления о гражданском обществе,  основанном на неполитических отношениях. Труд, трудовые взаимодействия стали рассматриваться как его важная составная часть. В XIX в. впервые были предприняты попытки подойти к анализу общества как целого во всех его измерениях.
  • Постепенное формирование представления о гражданском обществе,

основанном на неполитических отношениях.

  • Труд, трудовые взаимодействия стали
  • рассматриваться как его важная составная часть.

В XIX в. впервые были предприняты попытки

подойти к анализу общества как целого во всех его измерениях.

Философия и наука прошли большой путь в постижении общества. Однако проблемы здесь остаются и сегодня.  Одна из них — соотношение «заданного» и «произвольного» в общественном  развитии, а говоря научным языком, — соотношение объективных закономерностей и деятельности людей, направляемых осознанными целями.
  • Философия и наука прошли большой путь в постижении общества. Однако проблемы здесь остаются и сегодня.

Одна из них — соотношение «заданного» и «произвольного» в общественном

развитии, а говоря научным языком, — соотношение объективных

закономерностей и деятельности людей, направляемых осознанными целями.

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ОБЩЕСТВО ОТ СОЦИУМА. -Понятие «социум» многие исследователи рассматривают как синоним понятия «общество». - другая точка зрения. Согласно ей, под социумом понимается социальность как таковая,  неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы. В этом значении социальное  представляет собой одну из подсистем мира в целом. Природное и социальное- это не только  две среды обитания человека, но и, две сущности, присущие ему самому.

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ОБЩЕСТВО ОТ СОЦИУМА.

-Понятие «социум» многие исследователи рассматривают как синоним понятия «общество».

  • - другая точка зрения. Согласно ей, под социумом понимается социальность как таковая,

неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы. В этом значении социальное

представляет собой одну из подсистем мира в целом. Природное и социальное- это не только

две среды обитания человека, но и, две сущности, присущие ему самому.

Каждый отдельный человек социален, но считать его обществом нельзя. Как остроумно заметил один отечественный философ, выявить социальное, значит понять, что отличает Робинзона и Пятницу  от прирученной ими козы. При такой трактовке социального общество выступает формой его существования, внебиологическим способом связи людей.
  • Каждый отдельный человек социален, но считать его обществом нельзя.
  • Как остроумно заметил один отечественный философ, выявить социальное, значит понять, что отличает Робинзона и Пятницу

от прирученной ими козы.

  • При такой трактовке социального общество выступает формой его существования, внебиологическим способом связи людей.
Уровни социально-философского анализа общества. -история народов и стран древности, Средневековья, Новой и Новейшей эпох- конкретно-исторический. - понятия «восточная цивилизация», «западная цивилизация», «феодализм», «традиционное общество,  «индустриальное общество», «постиндустриальное общество»- историко-типологический.

Уровни социально-философского анализа общества.

  • -история народов и стран древности, Средневековья, Новой и Новейшей эпох-

конкретно-исторический.

  • - понятия «восточная цивилизация», «западная цивилизация», «феодализм», «традиционное общество,

«индустриальное общество», «постиндустриальное общество»- историко-типологический.

- социально-философский. Конечно, общества вообще не существует, это абстракция.  Каждое реальное общество имеет свой путь исторического развития, свои уникальные,  неповторимые черты. И все же абстракции столь высокого уровня полезны. Они дают возможность  увидеть схожее, повторяющееся, устойчивое в общественном развитии, позволяют соотнести между собой внешне очень далекие друг от друга явления.
  • - социально-философский. Конечно, общества вообще не существует, это абстракция.

Каждое реальное общество имеет свой путь исторического развития, свои уникальные,

неповторимые черты. И все же абстракции столь высокого уровня полезны. Они дают возможность

увидеть схожее, повторяющееся, устойчивое в общественном развитии, позволяют соотнести между собой внешне очень далекие друг от друга явления.

Существование внешней и внутренней (психической) активности, воздействующей на поведение во время деятельности людей. Преобразование окружающей среды в процессе жизнедеятельности. Использование как природных предметов, так и средств, созданных человеком (орудия труда).

Существование внешней и внутренней (психической) активности, воздействующей на поведение во время деятельности людей.

Преобразование окружающей среды в процессе жизнедеятельности.

Использование как природных предметов, так и средств, созданных человеком (орудия труда).

Целесообразность поведения животных и деятельности человека. Целеполагание -характерная черта деятельности человека. Коллективность- важное условие жизни человека.
  • Целесообразность поведения животных и деятельности человека.
  • Целеполагание -характерная черта деятельности человека.
  • Коллективность- важное условие жизни человека.
Общество как действующие в нем организации (государство, церковь, система образования)-вхождение человека в общество через коллектив. Общество-коллектив коллективов. Общество-взаимодействие социальных общностей.
  • Общество как действующие в нем организации (государство, церковь, система образования)-вхождение человека в общество через коллектив.
  • Общество-коллектив коллективов.
  • Общество-взаимодействие социальных общностей.
Общество и деятеьность. Де́ятельность  — процесс активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект... Взаимодействие между участниками в процессе совместной деятельности.

Общество и деятеьность.

Де́ятельность  — процесс активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект...

Взаимодействие между участниками в процессе совместной деятельности.

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА В наиболее общем смысле природа  трактуется как совокупность всего сущего, за исключением духовной жизни людей  (не случайно долгое время научное знание подразделялось на «науки о природе» и «науки о духе». Со временем под природой в обществознании стали понимать естественную среду окружения человека,  существующую наряду с социальной средой. Обособленность общества выражается, в частности,  в том, что в нем действуют закономерности, не присущие развитию природы (например, закон ускорения общественного развития).

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

  • В наиболее общем смысле природа

трактуется как совокупность всего сущего, за исключением духовной жизни людей

  • (не случайно долгое время научное знание подразделялось на «науки о природе» и «науки о духе». Со временем под природой в обществознании стали понимать естественную среду окружения человека,

существующую наряду с социальной средой. Обособленность общества выражается, в частности,

в том, что в нем действуют закономерности, не присущие

развитию природы (например, закон ускорения общественного развития).

Социальные отношения понимались людьми как естественные условия их существования. Сложившиеся обычаи  воспринимались как непреложная данность, проявление естественного порядка  вещей. В эпоху Средневековья происходит разграничение социального (деятельность людей, направляемая их сознанием и волей), природного (естественная необходимость) и Божественного (предопределение свыше).
  • Социальные отношения понимались людьми как естественные условия их существования. Сложившиеся обычаи

воспринимались как непреложная данность, проявление естественного порядка

  • вещей. В эпоху Средневековья происходит разграничение социального (деятельность
  • людей, направляемая их сознанием и волей), природного (естественная необходимость) и
  • Божественного (предопределение свыше).
В Новое время с началом индустриализации  утверждается потребительское отношение людей к природе. Опасное для жизни человека загрязнение окружающей среды, постепенное исчерпание природных  ресурсов вызвали экологический кризис, создали угрозу самому существованию  человека.

В Новое время с началом индустриализации

утверждается потребительское отношение

людей к природе. Опасное для жизни человека загрязнение окружающей среды, постепенное исчерпание природных

ресурсов вызвали экологический кризис, создали угрозу самому существованию

человека.

Социальная среда и сегодня воспринимается человеком как более значимая. Однако постепенно преодолевается упрощенно технократический  подход к природе и ее роли в развитии общества. Природа предстает сложной и разнообразной,  требующей от человека приспособления к ее ритмам, бережного к ней отношения. На первый план выходит неразрывная связь природы и общества, которая  сохраняется и в условиях постиндустриального общества.
  • Социальная среда и сегодня воспринимается человеком как более значимая. Однако постепенно преодолевается упрощенно технократический

подход к природе и ее роли в развитии общества. Природа предстает сложной и разнообразной,

требующей от человека приспособления к ее ритмам,

бережного к ней отношения. На первый план выходит неразрывная связь природы и общества, которая

сохраняется и в условиях постиндустриального общества.

«ВТОРАЯ ПРИРОДА» Человек преобразователь существующего мира, создатель, творец нового.  Этот созданный мир, получивший название «культура». Культура как совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной  как на внешнюю среду и его самого.

«ВТОРАЯ ПРИРОДА»

Человек преобразователь существующего мира, создатель, творец нового.

Этот созданный мир, получивший название «культура». Культура как совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной

как на внешнюю среду и его самого.

Узкое значение понятия- культура- достижения человечества в духовной сфере жизни  общества: художественные творения, научные  открытия, уровень духовных запросов отдельного человека. Культурный человек-  образованный, воспитанный, обладающий хорошими манерами и вкусом, владеющий  литературным языком, интересующийся произведениями искусства.

Узкое значение понятия- культура- достижения человечества в духовной сфере жизни

общества: художественные творения, научные

открытия, уровень духовных запросов отдельного человека. Культурный человек-

образованный, воспитанный, обладающий хорошими манерами и вкусом, владеющий

литературным языком, интересующийся произведениями искусства.

 Широкое значение понятия «культура». Что относится к созданному,»возделанному»  человеком? Это построенные здания, и технические приспособления, написанные  книги, засеянные поля, общепринятые нормы человеческого общежития, сочиненные песни и многое другое.

Широкое значение понятия «культура». Что относится к созданному,»возделанному»

человеком? Это построенные здания, и технические приспособления, написанные

книги, засеянные поля, общепринятые нормы человеческого общежития,

  • сочиненные песни и многое другое.
 Культура-плоды деятельности людей, связанных сложной системой отношений, то есть, культура не может создаваться и существовать вне общества.  Общество невозможно вне культуры. Люди действуют на основе культурных норм (морали, права, традиций), меняются под воздействием культурных ценностей,  ( «воспитательный» смысл понятия культуры), накапливают и передают другим поколениям  достижения культуры (благодаря этому возможна преемственность в общественном развитии),  создают ее новые формы (в этом выражается общественный прогресс).

Культура-плоды деятельности людей, связанных сложной системой отношений, то есть, культура не может создаваться и существовать вне общества.

Общество невозможно вне культуры. Люди действуют на основе культурных норм (морали, права, традиций), меняются под воздействием культурных ценностей,

( «воспитательный» смысл понятия культуры), накапливают и передают другим поколениям

достижения культуры (благодаря этому возможна преемственность в общественном развитии),

создают ее новые формы (в этом выражается общественный прогресс).

 Культура делится на материальную (предметы быта, средства связи, приборы и  оборудование и т. п.) и духовную (знания, язык, ценности, символы, правила, нормы и др.). связи, приборы и оборудование и т. п.) и духовную (знания, язык, ценности, символы, правила, нормы и др.). За каждой материальной  вещью стоят определенные формы  организации труда, замысел создателей, подчас сложные расчеты, т.е. явления,  относящиеся к духовной культуре.

Культура делится на материальную (предметы быта, средства связи, приборы и

оборудование и т. п.) и духовную (знания, язык, ценности, символы, правила,

нормы и др.). связи, приборы и оборудование и т. п.) и духовную (знания, язык, ценности, символы, правила, нормы и др.). За каждой материальной

вещью стоят определенные формы

организации труда, замысел создателей, подчас сложные расчеты, т.е. явления,

относящиеся к духовной культуре.

Плоды духовной культуры овеществляются:  художественные образы оживают на страницах книги или на живописном полотне,  религиозная идея воплощается в строительстве храма. Всем культурам присущи общие черты или формы- культурные универсалии. Это наличие языка с определенным  грамматическим строем, институт брака и семьи, религиозные ритуалы, нормы, связанные с заботой о детях.

Плоды духовной культуры овеществляются:

художественные образы оживают на страницах книги или на живописном полотне,

религиозная идея воплощается в строительстве храма. Всем культурам присущи общие черты или формы- культурные универсалии. Это наличие языка с определенным

грамматическим строем, институт брака и семьи, религиозные ритуалы, нормы, связанные с заботой о детях.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ  Из определения понятия «общество» следует, что совокупность индивидов можно считать  обществом лишь в том случае, если между ними устанавливаются относительно устойчивые связи. Такие отношения, относительно устойчивые, во многом безличные  (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей, называются общественными.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Из определения понятия «общество» следует, что совокупность индивидов можно считать

обществом лишь в том случае, если между ними устанавливаются относительно устойчивые связи. Такие отношения, относительно устойчивые, во многом безличные

(формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей, называются

общественными.

 Общественные отношения- это отношения не только между индивидами, но и между  социальными группами, которые складываются в обществе. В сложной и разветвленной системе общественных отношений, люди оказываются в ситуации  взаимозависимостей.

Общественные отношения- это отношения не только между индивидами, но и между

социальными группами, которые складываются в обществе. В сложной и разветвленной системе общественных отношений, люди оказываются в ситуации

взаимозависимостей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя