Лекция для родителей
Особенности формирования учебных навыков у детей с разными видами одаренности в начальных классах.
План лекции:
1. Что такое одаренность?
2. Виды одаренности.
3. Одаренный ребенок в семье.
4. Формирование учебных навыков у одаренных детей в младшем школьном возрасте.
5. Рекомендации родителям одаренных детей.
1. Что такое одаренность?
Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития каких-либо способностей человека.
В корне слова «одаренный» находится слово «дар» (в английском языке «одаренность» -giftedness, gift - дар): «даром природа отмечает каждого человека, однако поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше» [4]. Увидеть этот дар, распознать его - сложная задача не только для родителей, но и для учителей. Существенное влияние оказывают воспитание и среда: они либо помогают дару раскрыться в полной мере, либо этот дар, в силу многих причин, подавляется.
«Одаренный ребенок, - согласно «Рабочей концепции одаренности»,- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [3], иными словами, это ребенок, у которого «уровень способности значительно отличается от среднего». Многие считают этих детей просто «другими».
Среди особых признаков учебного поведения таких детей психологи, авторы федеральной целевой программы «Одаренные дети» [5] выделяют следующие:
• быстрая и успешная деятельность;
• придумывание и применение новых способов решения задач;
• более глубокое проникновение в тему (предмет) и желание выйти за рамки предлагаемых требований школьной программы (применение новаторского подхода);
• стремление тщательно и глубоко анализировать проблему, выявлять существенные детали (быстро проникать в суть), руководствуясь собственным стилем деятельности;
• высокая структурированность знаний, потребность проследить причинно-следственные связи и взаимосвязь компонентов внутри каждой конкретной дидактической единицы дисциплины;
• склонность искать закономерности;
• потребность перехода от отдельного факта к обобщению;
• применение метафоры как способа освоения информации;
• способность к самостоятельному обучению;
• любознательность, высокая потребность к познанию;
• неприятие стандартных заданий и типичной деятельности.
2.Виды одарённости:
Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.
Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.
По критерию «степень сформированной одаренности» можно выделить:
- актуальную одаренность
- потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.
Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент.
По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать: раннюю одаренность и позднюю одаренность. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок»). В ранней одарённости особое место среди детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей.
Поздняя одаренность связана с возрастом, в котором проявляется одаренность и область деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства. В науке достижения значимых результатов, в виде выдающихся открытий, происходят обычно позднее.
По критерию «форма проявления одаренности» можно говорить о явной и скрытой одаренности.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить: общую одаренность (обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности); специальную одаренность (создающую возможность успеха в определённой деятельности).
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейшие аспекты общей одаренности - умственная активность и ее саморегуляция. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность. степень ее целенаправленности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей. Так, например, в основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальные способности к музыке, живописи и другим видам искусства формируются под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т. д.
Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта, лидерства и т. д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих, психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.
Каким бы одаренным ни был ребенок, ему требуется особый подход, особое воспитание, особая программа.
3. Одаренный ребенок в семье.
Одаренный ребенок в семье - ее гордость. Но чаще всего одаренность ребенка в семье остается незамеченной. Это если ребенок в семье первый или все дети талантливы, никто из них не выделяется, и их воспринимают как обычных.
Однако не все родители гордятся таким ребенком. Нередко они не хотят, чтобы ребенок выделялся, а был бы «как все». Идеально, если родители вовремя заметят одаренность и будут помогать ему.
Иногда родители «вымучивают» талант, стараясь из небольших способностей «делать» талант, истощая силы ребенка. Немногие дети выносят это родительское насилие и оправдывают надежды тщеславных родителей. Расстроенное здоровье можно поправить, но трудно поправить духовные подорванные силы. Талант, если он есть, разовьется, важно вовремя помочь ему. Но «делать» талант - издевательство над ребенком.
Родители отмечают одаренность ребенка чаще всего, замечая употребление сложных слов, раннюю речь, а также раннее усвоение счета или чтения, цепкую память и огромное любопытство. Характерно также быстрое восприятие и воображение. Но иногда эти особенности ярко не проявляются.
Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить раннее развитие таких детей. Точнее, выявить одаренность в раннем детстве и дать ей развиться. Так, у Н.Н.Римского-Корсакова обнаружили способности в 2 года. И.Е.Репин начал рисовать в 4 года, у П.И.Чайковского в 5 лет. А.С. Пушкин начал писать стихи в 9 лет, М.Ю. Лермонтов - в 10 лет.
Для семьи важно не только выявление одаренности, но и отношение к такому ребенку. Не следует выделять его среди детей, так как это приведет к негативному к нему отношению.
Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Родителей не беспокоит, что этот ребенок стремится всегда преуспеть, отсюда особенности его поведения, что создает проблемы в его отношениях с окружающими.
Родители и педагоги должны приложить максимум усилий для их поддержки и развития. Может сложиться впечатление, что воспитывать таких детей - процесс мало радостный, сложный и чрезвычайно трудный. Действительно, воспитание само по себе требует больших усилий, а воспитание одаренных детей является трудным процессом вдвойне.
4. Формирование учебных навыков у одаренных детей в младшем школьном возрасте.
В период младшего школьного детства семейное воспитание - основное в развитии, воспитании и образовании ребенка. Семья должна дать ребенку помощь и поддержку в начале развития его способностей и одаренности.
Именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий. Во-первых, в младшем школьном возрасте наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов. Младший школьник учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сохранять в памяти увиденное или услышанное, представлять себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Так внимание младшего школьника отличается большей устойчивостью и произвольностью по сравнению с дошкольным периодом. Младший школьник может сам планировать свою деятельность. Это в свою очередь организует внимание школьника. В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на которую опирается формирование познавательных универсальных учебных действий. Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления. В результате усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания. В младшем школьном возрасте также продолжается развитие воображения. Для младшего школьника воображение является способом выйти за пределы личного практического опыта и важнейшим условием развития креативности и творческих способностей. Формирование познавательных универсальных учебных действий невозможно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным. Другими особенностями мышления младшего школьника являются обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, способность делать логические выводы и умозаключения, поиск причинно-следственных связей [1, с. 423]. Однако главное новообразование рассматриваемого периода - формирование наглядно - образного мышления, которое дает ребенку возможность решать задачи в «результате внутренних действий с образами» [2, с. 337]. Однако в период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, также как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на данном этапе развития ребенка. Именно учебная деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития в младшем школьном возрасте, а именно формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться». Несмотря на смену ведущего вида деятельности, игра в младшем школьном возрасте по-прежнему занимает особое место и оказывает положительное влияние на формирование и развитие не только креативности, но и учебно-познавательной компетентности в целом. Н. В. Рождественская и А. В. Толшин, рассматривая возрастные особенности психологического феномена креативности, отмечают, что в игре и детском творчестве развиваются соподчинение мотивов, целенаправленность действий, соподчинение целей, связь между отдаленными и близкими целями. Так в игровой деятельности закладываются основы учебно-познавательной компетентности.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий.
Чаще всего учитель в школе больше внимания уделяет детям проблемным, с трудностями в обучении и воспитании. Однако в школе есть и контингент детей с высокой степенью развития способностей и «наличием одаренности». Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. Способности, которые проявляются у школьника, чаще всего проявляются в учении или в тех видах деятельности, которыми он занимается дополнительно (рисование, музыка, техническое конструирование и т.д.). Способности выявляются в деятельности и в деятельности развиваются. Различают общие интеллектуальные и специальные способности (математические, лингвистические, художественные, музыкальные и др.). Известный отечественный психолог Н.С. Лейтес, специалист в области детской одаренности, предлагает различать три категории способных детей.
Первая категория - учащиеся с ранним подъемом интеллекта, диагностируемым по специальным показателям Iq-теста. Это дети с ранним подъемом общих способностей, для них характерны быстрый темп обучения в школе, стремление к умственной нагрузке, любовь к занятиям. В умственном отношении они заметно опережают сверстников.
Вторая категория - учащиеся с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности. Обычно они обладают средним или высоким общим уровнем развития интеллекта, однако проявляют склонность к какой-то одной области науки, искусства или техники, где достигают выдающихся успехов. Эту категорию детей обычно называют талантливыми.
Третья категория - учащиеся с потенциальными признаками одаренности. Они не идут впереди сверстников по общему уровню умственного развития, однако их отличают самостоятельность и оригинальность суждений по разным вопросам, хорошо развитые творческие способности. Возможно, эти особенности указывают на высокие способности к таким видам деятельности, для развития которых пока не созданы условия.
Как показывает практика, развитие одаренных детей может протекать по-разному. В массовой школе, к сожалению, редко создаются условия для развития одаренных учеников, так как основные усилия учителей сосредоточены на занятиях с детьми, которые с трудом овладевают школьной программой. Поэтому часто происходит выравнивание одаренных со сверстниками по уровню способностей.
Одаренные дети - это ценность и богатство нашего общества, которые нельзя терять. На уровне школы с одаренными детьми работают учитель и школьный психолог. Главная задача педагога - выявление одаренности учеников и создание для них необходимых условий в плане учебы и отношений со сверстниками, а при необходимости - указание путей обращения во внешкольные заведения, работающие с одаренными детьми. Лучше не занимать позицию невмешательства в развитие способностей у таких школьников, но и чрезмерные перегрузки могут отбить у ребенка охоту к учению и деформировать познавательные потребности. Не следует поощрять в одаренном школьнике стремление обгонять школьных товарищей, необходимо воспитывать стремление к развитию, желание работать, самостоятельность, творчество.
Школьный психолог располагает средствами выявления одаренности и может дать рекомендации по созданию индивидуальных условий, учитывающих особенности конкретного ребенка, вести работу с учителями и родителями. Цель работы психолога -обеспечить наилучшие условия для развития детских способностей, найти правильный индивидуальный подход к ученику, основанный на его особенностях.
5. Рекомендации родителям по работе с одаренными детьми
Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.
Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.
Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней.
Рекомендации родителям
Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.
Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.
Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей
Избегайте сравнивать детей друг с другом.
Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.
Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем.
Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.
Уважаемые родители! Для успеха и благополучия ребенка необходимы Ваша любовь и поддержка:
1.Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
2.Оценивайте уровень развития ребенка.
3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
5.Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
2. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
3. Рабочая концепция одаренности / под ред . Д . Б . Богоявленской, В . Д . Шадрикова . Мин . образ . РФ . М ., 2003. 90 с .
4. Юркевич В . С . Одаренный ребенок: иллюзии и реальность . М . : Просвещение, 1996 . 81 с .
5. Федеральная целевая программа «Одаренные дети». - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http ://s akhitti. ru/itti/web/odaren/1.7. html (дата обращения 12.11.2015).