СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Что такое пьеса?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Что такое пьеса?"»

Что такое пьеса? (4 класс)

(на примере феерии М.Метерлинка «Синяя Птица»)


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: выявить особенности нового для детей жанра литературы – пьесы.

Задачи урока:

  • рассмотреть структуру пьесы через личный опыт постановки и на основе пьесы М.Метерлинка (через наблюдение выяснить, что в отличие от других жанров пьеса делится на действия и картины; со сменой картин меняются декорации);

  • провести первичное знакомство с местом действий и персонажами пьесы М.Метерлинка «Синяя Птица»;

  • выяснить особенности чтения пьесы (пьеса – диалогическое произведение, поэтому чтение должно быть выразительным).


Оборудование: фоторгафии Бурятского Государственного Академического театра драмы и Русского Государственного Академического театра драмы; толковый словарь, роман «Три мушкетёра»; карточки со словами «драма», «жанры», «сценка», «сказка», «басня», «рассказ», «стихотворение», «пьеса», «картины», «действия», «действующие лица»; листы, маркеры для работы в группах, магниты.


Планируемые результаты:

Метапедметные:

Личностные:

- развитие интереса к предмету;

- формирование интереса к совместному решению учебных задач, доброжелательному отношению к товарищам.

Регулятивные:

- работать в соответствии с инструкцией, сверяя свои действия с поставленной целью;

- уметь оценивать свою деятельность и деятельность товарищей, корректировать действия;

- оценка

Познавательные:

- подведение под понятия, выведение следствий;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- выбор наиболее эффективного способа решения постановочной задачи;


Коммуникативные:

- слушать и слышать других, учиться принимать иную точку зрения;

- учиться произвольно и выразительно строить контекстную речь;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Предметные:

- определять жанр произведения;

- понять разницу между пьесой и другими литературными жанрами;

- совершенствовать навыки чтения и устной речи.





Ход урока


I Оргмомент (1 мин)

- Сегодня перед нами сложная задача, а значит, от вас потребуется быть очень внимательными, четко выполнять инструкции, чтобы не терять время!


II Актуализация знаний (4 мин)

На доске фотографии БГАТД и РГАТД


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Что должны были сделать дома?

Это драматические театры нашего города

Значение какого слова выясняли?

Карточки со словами ДРАМА, ДРАМАТИЧЕСКИЙ



В случае необходимости уточнить значение слова по словарю.


Драматический- соотносящийся с понятием драма.

Драма - 1) род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене;

2) литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом для исполнения на сцене.

Встречались ли вам эти понятия в жизни?

Ходили в театр. Сами участвовали в постановке сценок.

Вам понравилось?

Тогда давайте попробуем и сегодня поставить маленькие спектакли.



II Создание проблемной ситуации


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Два условия: 1) прежде чем ставить спектакль, вы должны определить жанр текста; 2) экспромт нужно будет подготовить за очень короткое время – 10 мин.


ПРИЛОЖЕНИЕ1

Группам дается разное задание: одной -инсценировать басню, другой – сказку, третьей – рассказ, четвёртой – стихотворение, пятой - сценку.



Какой жанр достался вашей группе?

По мере выступлений групп на доске появляются карточки с названиями жанров: ЖАНРЫ, БАСНЯ, СТИХОТВОРЕНИЕ, РАССКАЗ, СКАЗКА, СЦЕНКА

Работа в группах.












Демонстрация результата

Проанализируйте результат работы вашей группы не с точки зрения качества игры, а с точки зрения полученной задачи – инсценировать текст: что получилось? Что не получилось? Почему? На обсуждение 1минута.

Вспомогательные вопросы:

Почему не удалось приступить к репетиции сразу?

Всё ли, что есть в тексте, удалось показать?

Действующих персонажей в тексте …, а играло вас… (на одного больше). Почему?

А если понадобится инсценировать роман, например «Три мушкетёра» (демонстрирую), в чем будет сложность?


Предположительные затруднения:

  • почти всем группам понадобилось РАСПРЕДЕЛИТЬ РОЛИ;

  • почти везде требуется присутствие АВТОРа;

  • не смогли включить в постановку ОПИСАНИЕ;

  • необходимо РЕДАКТИРОВАТЬ текст.


Последней анализирует работу пятая группа, у которой результат должен быть лучше, т.к. роли распределены заранее и текст предназначен для инсценировки

Сделайте вывод: все ли жанры можно инсценировать?

А какой удобнее? Почему?


Можно ли назвать сценкой то, что ставят в театре? Почему?

Нет. Сценки – небольшие по объему.

А как называются произведения, которые предназначены для постановок в театре?

Драма, трагедия, комедия, пьеса

Вы правы. Но сегодня нас будет интересовать только ПЬЕСА. Чем пьеса отличается от сценки?

Продолжительностью, содержательностью

Хорошо. Но если столько проблем возникло у вас даже при подготовке такой коротенькой постановки, то как решает эти проблемы театр, ставя пьесы продолжительностью час-полтора?

? Свет, декорации, костюмы

А давайте за помощью обратимся к самой пьесе С.20.




III Работа с текстом пьесы


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Как называется произведение и кто его автор? Видите ли вы слово «пьеса»? А какое?

Давайте выясним, что значит слово ФЕЕРИЯ.

Читают пояснения в учебнике.

Театральное или цирковое представление сказочное представление с красочными костюмами и декорациями; волшебное, сказочное зрелище.

После этого пояснения, чего вы ждете от знакомства с пьесой-феерией Метерлинка?

Волшебства, красоты, …

На последующих уроках проверим, оправдаются ли ваши ожидания. Ну а сейчас, пролистайте пьесу и сообща поищите ответ на поставленный вопрос: помогает ли структура пьесы решать обозначенные проблемы? Наблюдения фиксируйте на листах. Время работы – 6 минут.

Работают в группах 5-7 мин

Организация проверки.

Построение модели

ПЬЕСА

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

ДЕЙСТВИЕ

КАРТИНА

Какие имена действующих лиц вас удивили?

Ответы детей

Сколько действий в этой пьесе?

Шесть.

Почему действия делятся на картины? Случайно ли это слово?

Нет, не случайно. Картины – место, где будет происходить действие.

Значит, что меняется на сцене со сменой картин?

Декорации.

Где же мы побываем?

Ответы детей

Есть ли особенности в прочтении пьесы?

Нужно читать выразительно, по ролям.

Что поможет понять выразительное чтение?

Настроение, характер персонажей

Можно ли применить к пьесе те критерии выразительности, которые вы выделили на для чтения стихов?

Да.

На следующем уроке мы постараемся читать так, чтобы характер персонажей стал понятнее, и поищем место автора в пьесе.




IV Рефлексия


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вы заметили, что сегодня мы не формулировали тему и цель урока?

А сможете определить тему, над которой мы работали?

Что такое пьеса?

Каковы особенности этого жанра?


Сверим ваше толкование и толкование в словаре.

Сверка

Оцените свою работу и работу товарищей в листах оценивания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Оценивают

Отмечаю работу ребят.



V Домашнее задание

Прочитать действие первое по ролям (с.21-36)







Приложение 1


Жанр:



Почему кот моется после еды


Однажды теплым летним утром залетел воробей на просторный крестьянский двор. Вокруг травушка зелёная, в лужицах водичка плещется. Хорошо!

Прыгает воробей по траве, зёрнышки клюёт. Тут хозяйский кот на него как прыгнет! Схватил его за крыло и говорит:

- Неплохо я сейчас позавтракаю!

- Постыдитесь, господин кот! – закричал воробей.- Вы ведь забыли умыться! А разве вы не знаете, что и хозяин ваш, и хозяйка, и все люди на свете сначала моются, а потом завтракают?

- И то правда! – сказал кот и поднял лапу, чтобы потереть себе мордочку.

А воробей прыг в сторону! Взмахнул крыльями и улетел.

Очень рассердился кот.

И с тех пор все коты на свете моются после еды.



Жанр:



Косточка


Купила мать спелых сочных слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.




Жанр:


Два и три


Пошел Сережа в первый класс.
С Сережей не шути!
Считать
Умеет он у нас
Почти
До десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос!
Вот как-то за столом отцу
И задал он вопрос:
— Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь - на пари! -
Я доказать могу всегда,
Что их не два, а три!
Считаем вместе:
Вот один,
А вот и два, смотри!
ОДИН да ДВА, - закончил сын, -
Как раз и будет ТРИ!
— Вот молодец! - сказал отец. -
И в самом деле три!
И потому
Я два возьму,
А третий ты бери!






Жанр:



Свинья под Дубом


Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

- Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может!

- Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею.

- Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут!

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
















Жанр:



Наши падежи

Действующие лица:

Учитель

Ученик Сидоров


Класс. За столом сидит Сидоров. Учитель ходит за его спиной, заложив руки за спину.


Учитель: Сидоров, запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.

Ученик вздыхает и берёт ручку

Учитель(диктует): “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.”

Ученик пишет

Учитель(заглядывая в тетрадь Сидорова): Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все имена существительные и определи их падеж.

Ученик что-то подчеркивает

Учитель: Готово?

Ученик: Да!

Учитель: Рассказывай!

Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.

Ругали кого, чего? Вову. “Вова” - это имя. Значит, падеж именительный.

Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный.

Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный.

Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал !

Вот и всё!

Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Сидоров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?

Ученик: Какую? Конечно, пятёрку!

Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - “пятёрку”?

Ученик: В предложном!

Учитель: В предложном? Почему же?

Ученик: Ну, я же её сам предложил!











Приложение 2

Лист оценивания


ФИ




Я

участвовал(а) в обсуждении

Активно

Довольно часто

Иногда

Мало








При обсуждении

в группе МЫ

Легко договаривались

Не могли

договориться сразу

Долго договаривались

Не смогли договориться







Из ребят нашей группы хочу отметить







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя