СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое почва

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что такое почва»

(1 слайд) Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелаем нам удачу,

И успешности в придачу

Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Еще наш урок необычен тем, что мы сегодня отправимся в учебную лабораторию и станем научными сотрудниками. Научные сотрудники проводит научные исследования, но об этом мы поговорим чуточку позже. А пока послушайте сказку - загадку и вы отгадаете тему нашего урока.

-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в ладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки, помидоров.

-Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?

-Ученики: Это земля.

-Да, у слова «земля» несколько значений. Какие вы знаете?

-Ученики: Земля – планета. Земля – на которой растут растения.

(2 слайд)-Какая же тема нашего урока?

-Что такое почва.

-Какую цель мы можем поставить?

-Узнать как образуется почва и из чего она состоит.

(3 слайд)-План нашей работы:

1.Что такое почва?

2.Состав почвы.

3. Образование почвы.

4.Свойства почвы.

(4-5 слайд)-Давайте посмотрим значение слова почва, перейдите по QR коду, а перед этим вспомним правила работы с планшетом.

Почва – верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

(6 слайд)-Земля имеет рыхлый верхний слой. В этом слое растут корни растений.

– Сделаем вывод: почва – это верхний слой Земли, в котором живут животные, растут растения и даже обитают бактерии.

-Узнаем о главном свойстве почвы. Для этого расшифруем запись. (Плодородие). От каких 2 слов образовано это слово? (Плоды родить, т.е. почва дает плоды разным растениям)

– Почему в некоторых местах почва плодородна, а в некоторых нет? (Ответы учащихся)

– Предположим, что в ней есть то, что необходимо растениям.

– Сегодня мы, учёные – исследователи, будем искать ответ на четвертый вопрос, из чего состоит почва.

Приступим к нашему научному исследованию.

(7 слайд) Начинаем метод исследования – НАБЛЮДЕНИЯ

Ответьте на мои вопросы:

– Какого цвета у вас почва? (Коричневый, чёрный)

– Что вы видите в почве? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)

-Что же входит в состав почвы?

(8 слайд)-В состав почвы входят … (глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли).

-Что же растения получают из почвы? Из почвы растения получают воду и растворённые в ней питательные вещества. Она же является местом обитания для живых существ: микроорганизмов, червей, насекомых, кротов, слепышей, землероек и многих других. В ней они добывают себе пищу, укрываются от непогоды, выводят и растят потомство.

Организмы, погибнув, попадают в почву и с помощью бактерий превращаются в перегной, который используют растения. Так происходит круговорот веществ в природе.

(9 слайд)-А теперь поработаем в группах, вам нужно изготовить плакат, что растения получает из почвы. Перед этим вспомним правила работы в группах.

-Сделаем выводы:

Что влияет на урожай плодов? (перегной). Чем больше перегноя, тем выше урожай. Это свойство называется плодородие.

-Какую роль играет перегной в почве?

(10 слайд)-Вспомните, кто еще повышает плодородие почвы? (черви)

-Какие еще животные живут в земле? (кроты).

Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви. Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки. В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.

В ходе исследования мы узнали, что растения получают из почвы все необходимое для роста.

(11 слайд)-Поработаем в парах. Вам нужно будет разгадать кроссворд. Перед этим вспомним правила работы в парах.


1





2




3








4










  1. Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)

  2. Компонент, входящий в почву (песок)

  3. Остатки растений и животных, содержащихся в почве (перегной)

  4. Основное слово почвы (плодородие)

(12 слайд)-Теперь проверим кроссворд.

(13 слайд)-Ребята, посмотрите на портрет. Это Докучаев Василий Васильевич – ученый исследователь. Он изучал почву. Прочтите, какая бывает почва (черноземная, подзолистая, глинистая, песчаная). Самая плодородная почва – черноземная.

-Василий Васильевич называл почву кормилицей. Почему?

-Да, земля все дает человеку. Мы употребляем в пищу разные части растений: корни, листья, плоды, семена. Все это мы получаем благодаря почве. Без растений жизнь невозможна. Земля не только кормилица, но и поилица. Благодаря лесам сохраняются реки, озера.

-Как надо относиться к почве? (беречь ее)

-Что нужно делать для этого? (высказывания учащихся)

(14 слайд)-В первую очередь овраги разрушают почву. Необходимо высаживать растения.

-Распахивать поперек склоны, чтобы вода не размывала почву.

-Не жечь костры. Выгорит перегной – останется песок.

Стих:

Земля нужна не только для крота,

Ведь без земли не будет тех растений,

Которые с тобою нам нужны.

Растения своими крепкими корнями

Из почвы пищу для себя берут.

Их почва кормит и поит

И просто жизнь им всем дает.

Но знай о том, что если только брать

И ничего взамен ей не давать,

Земля иссякнет.

Вы сегодня прекрасно справились с ролью исследователей. Молодцы! Поднимите радостный смайлик, если вам понравился урок. Спасибо ребята!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!