Конспект урока по окружающему миру 3 класс (УМК: Развивающая система Л.В. Занкова)
Тема: «Почва. Состав почвы.»
Цели урока:
Образовательная: продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы, установить состав почвы; узнать о преобладающих почвах родного края.
Развивающая: развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес , развивать речь учащихся, мышление, наблюдательность, умения доказывать выдвигаемые предположения, первоначальные умения практического исследования природных объектов.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: образцы почв, материал для опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой водой, стеклянная трубочка, пластиковые ложечки, спиртовка, спички, предметные стекла, пипетка, держатели, лупы); презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Проверьте свое рабочее место. Начнем урок.
2. Введение в тему урока.
- Посмотрите на доску. Прочитайте все слова. Давайте попробуем дать им объяснение. (дети читают слова и объясняют смысл).
- Одинаковы ли по смыслу слова «ЗЕМЛЯ» и «ПОЧВА»? Слайд 2
- Давайте прочитаем стихотворение Типикина, что автор говорит о земле. Слайд 3.
- Определите тему урока, опираясь на слова, что на доске. (Почва и ее состав.)
-Какая учебная задача стоит перед нами? ( узнать, что такое почва и каков ее состав)
3. Работа с учебником.
-Откройте учебники на стр. 18. Найдите и прочитайте определение что такое почва. Слайд 4.
-Что значит плодородный слой? Как вы поняли? (Это слой, содержащий вещества, которые необходимы для роста и развития растений, без которых не бывает и плодов.
4. Основополагающие вопросы и гипотеза. Слайд 5.
- Сегодня мы рассмотрим такие важные вопросы:
Почему почву называют кормилицей?
Что получают растения из почвы?
-Выдвинем гипотезу или предположения. (дети высказывают свои предположения)
-Итак, наша гипотеза
В почве есть питательные вещества необходимые для жизни растений и животных .
-Чтобы подтвердить наши предположения мы должны изучить почву, ее состав. Для этого надо провести наблюдение и исследование.
5. Метод наблюдения. Слайд 6.
-У вас у всех есть образцы почвы. Внимательно рассмотрите их и скажите, какого цвета почва? Что ещё вы увидели? (Если рассматривать почву мы увидим остатки перегнивших растений, останки мелких насекомых). Итак,
Почва - верхний, темный, рыхлый слой земли.
6. Метод исследования. Слайд 7.
-Чтобы определить состав почвы, мы ненадолго превратим нашу классную комнату в исследовательскую лабораторию, а сами станем исследователями.
Мы будем проделывать опыты, а результаты заносить в таблицы, которые лежат у вас на партах.
Опыт №1.
Если в стакан с водой опустить кусочек сухой почвы. Что можно наблюдать?( появление пузырьков). Как объяснить появление пузырьков? (в почве есть воздух) Запишите в таблицах. В состав почвы входит воздух.
Опыт № 2. Слайд 8. Этот опыт провожу я.
После того, как почва оказалась в воде, я беру ложечку и размешиваю. Даю отстояться. С помощью пипетки беру несколько капель этой воды и помещаю на стекло. Теперь нужно нагреть стекло над огнем свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет. Это минеральные соли. Они растворяются в воде. Значит, в состав почвы входят минеральные соли. Запишите в таблички.
Опыт № 3. Слайд 9.
-Возьмите салфетку, положите в нее кусочек почвы и сильно прижмите. Что осталось на салфетке? (влажный след). Это говорит о том, что в состав почвы входит вода.
Можно положить почву в крышечку, затем ее нагреть над пламенем. Над почвой подержать стекло. Стекло сначала станет влажным, а потом покроется капельками воды. Это вода, которая содержится в почве, при нагревании она испаряется. Водяной пар встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в капельки воды.
Опыт № 4. Слайд 10.
Если продолжить нагревать почву, то вскоре появится дым и неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивших остатков растений и животных. Это - перегной или гумус. . Он тоже входит в состав почвы.
Опыт № 5. Слайд 11.
Опустите немного почвы в стакан, перемешайте, дайте отстояться. Посмотрите, как на дно осел слой песка, а сверху слой глины. Что же еще входит в состав почвы? (глина и песок)
7. Результаты исследований. Слайд 12.
-Каковы же результаты наших исследований? (мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, перегной, соли, песок и глина)
-Что получают растения из почвы? Слайд13.
Во – первых, это воздух, корни растения дышат воздухом. Во – вторых, воду. Питаются минеральными солями. Погибшие растения и животные пополняют почву перегноем. Кроме того, в почве обитают животные, которые рыхлят ее, так лучше проникают вода и воздух.
8. Земля – кормилица. Слайд 15.
Основное свойство почвы – это плодородие, его
необходимо сохранять.
Чтобы сохранить плодородие, почву рыхлят, пополняют запасы солей путем удобрения. Их производят на заводах. Но есть и природные удобрения – это торф и навоз. Их наносят на почву осенью. Чем почва богаче перегноем, тем она плодороднее.
9. Наука- почвоведение. Слайд 16.
Докучаев Василий Васильевич
Создал науку о почвах – почвоведение
Называл почву кормилицей человека, считал, что она дороже нефти, угля и золота
Написал книгу «Русский чернозем»
10. Вывод. Слайд 17.
11. Итоги. Слайд 18.
12. Рефлексия.
13. Домашнее задание. Слайд 19