СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Что такое почва" УМК система развивающего обучения Л.В. Занкова

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема: «Что такое почва.»

Цели урока:

 

Образовательная: продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы, установить состав почвы; узнать о преобладающих почвах родного края.

 

Развивающая: развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес , развивать речь учащихся, мышление, наблюдательность, умения доказывать выдвигаемые предположения, первоначальные умения практического исследования природных объектов.

 

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

 

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

Оборудование: образцы почв, материал для опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой водой,  стеклянная трубочка, пластиковые ложечки, спиртовка, спички, предметные стекла, пипетка, держатели, лупы); презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Что такое почва" УМК система развивающего обучения Л.В. Занкова»

Конспект урока по окружающему миру 3 класс (УМК: Развивающая система Л.В. Занкова)

Тема: «Почва. Состав почвы.»

Цели урока:



Образовательная: продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы, установить состав почвы; узнать о преобладающих почвах родного края.



Развивающая: развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес , развивать речь учащихся, мышление, наблюдательность, умения доказывать выдвигаемые предположения, первоначальные умения практического исследования природных объектов.



Воспитательная: воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.



Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний



Оборудование: образцы почв, материал для опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой водой, стеклянная трубочка, пластиковые ложечки, спиртовка, спички, предметные стекла, пипетка, держатели, лупы); презентация.



Ход урока:



1. Организационный момент.

-Проверьте свое рабочее место. Начнем урок.



2. Введение в тему урока.

- Посмотрите на доску. Прочитайте все слова. Давайте попробуем дать им объяснение. (дети читают слова и объясняют смысл).

- Одинаковы ли по смыслу слова «ЗЕМЛЯ» и «ПОЧВА»? Слайд 2

- Давайте прочитаем стихотворение Типикина, что автор говорит о земле. Слайд 3.

- Определите тему урока, опираясь на слова, что на доске. (Почва и ее состав.)



-Какая учебная задача стоит перед нами? ( узнать, что такое почва и каков ее состав)



3. Работа с учебником.

-Откройте учебники на стр. 18. Найдите и прочитайте определение что такое почва. Слайд 4.

-Что значит плодородный слой? Как вы поняли? (Это слой, содержащий вещества, которые необходимы для роста и развития растений, без которых не бывает и плодов.



4. Основополагающие вопросы и гипотеза. Слайд 5.

- Сегодня мы рассмотрим такие важные вопросы:



Почему почву называют кормилицей?

Что получают растения из почвы?

-Выдвинем гипотезу или предположения. (дети высказывают свои предположения)

-Итак, наша гипотеза

В почве есть питательные вещества необходимые для жизни растений и животных .

-Чтобы подтвердить наши предположения мы должны изучить почву, ее состав. Для этого надо провести наблюдение и исследование.

5. Метод наблюдения. Слайд 6.

-У вас у всех есть образцы почвы. Внимательно рассмотрите их и скажите, какого цвета почва? Что ещё вы увидели? (Если рассматривать почву мы увидим остатки перегнивших растений, останки мелких насекомых). Итак,

Почва - верхний, темный, рыхлый слой земли.

6. Метод исследования. Слайд 7.

-Чтобы определить состав почвы, мы ненадолго превратим нашу классную комнату в исследовательскую лабораторию, а сами станем исследователями.

Мы будем проделывать опыты, а результаты заносить в таблицы, которые лежат у вас на партах.

Опыт №1.

Если в стакан с водой опустить кусочек сухой почвы. Что можно наблюдать?( появление пузырьков). Как объяснить появление пузырьков? (в почве есть воздух) Запишите в таблицах. В состав почвы входит воздух.

Опыт № 2. Слайд 8. Этот опыт провожу я.

После того, как почва оказалась в воде, я беру ложечку и размешиваю. Даю отстояться. С помощью пипетки беру несколько капель этой воды и помещаю на стекло. Теперь нужно нагреть стекло над огнем свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет. Это минеральные соли. Они растворяются в воде. Значит, в состав почвы входят минеральные соли. Запишите в таблички.

Опыт № 3. Слайд 9.

-Возьмите салфетку, положите в нее кусочек почвы и сильно прижмите. Что осталось на салфетке? (влажный след). Это говорит о том, что в состав почвы входит вода.

Можно положить почву в крышечку, затем ее нагреть над пламенем. Над почвой подержать стекло. Стекло сначала станет влажным, а потом покроется капельками воды. Это вода, которая содержится в почве, при нагревании она испаряется. Водяной пар встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в капельки воды.

Опыт № 4. Слайд 10.

Если продолжить нагревать почву, то вскоре появится дым и неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивших остатков растений и животных. Это - перегной или гумус. . Он тоже входит в состав почвы.

Опыт № 5. Слайд 11.

Опустите немного почвы в стакан, перемешайте, дайте отстояться. Посмотрите, как на дно осел слой песка, а сверху слой глины. Что же еще входит в состав почвы? (глина и песок)

7. Результаты исследований. Слайд 12.

-Каковы же результаты наших исследований? (мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, перегной, соли, песок и глина)

-Что получают растения из почвы? Слайд13.

Во – первых, это воздух, корни растения дышат воздухом. Во – вторых, воду. Питаются минеральными солями. Погибшие растения и животные пополняют почву перегноем. Кроме того, в почве обитают животные, которые рыхлят ее, так лучше проникают вода и воздух.

8. Земля – кормилица. Слайд 15.

Основное свойство почвы – это плодородие, его

необходимо сохранять.

Чтобы сохранить плодородие, почву рыхлят, пополняют запасы солей путем удобрения. Их производят на заводах. Но есть и природные удобрения – это торф и навоз. Их наносят на почву осенью. Чем почва богаче перегноем, тем она плодороднее.

9. Наука- почвоведение. Слайд 16.

Докучаев Василий Васильевич

  • Создал науку о почвах – почвоведение

  • Называл почву кормилицей человека, считал, что она дороже нефти, угля и золота

  • Написал книгу «Русский чернозем»

10. Вывод. Слайд 17.

11. Итоги. Слайд 18.

12. Рефлексия.

13. Домашнее задание. Слайд 19


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!