СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое пост? Кулинарный мастер - класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие "Что такое пост? Кулинарный мастер - класс" (основы православной культуры)

Просмотр содержимого документа
«Что такое пост? Кулинарный мастер - класс.»







Внеклассное занятие в 3 классе по теме «Что такое пост? Кулинарный мастер-класс»


Пояснительная записка

ФИО (полностью)

Денисенко Евгения Сергеевна

Место работы

Истринский район, сЛучинское, МОУ «Лучинская СОШ»

Должность

Учитель начальных классов

Название материала

Внеклассное занятие по теме «Что такое пост? Кулинарный мастер-класс»


Класс

3 класс

Цели и задачи материала

-познакомить детей с понятием «пост»

-познакомить с историей возникновения поста

-вызвать у детей эмоциональный отклик на тему занятия с помощью различных видов искусства (музыки, литературы, живописи)

-познакомить с историей, культурой и традициями своего народа

-формировать уважение к традициям своего народа

Планируемые результаты

Предметные: познакомить детей с понятием «пост»,

познакомить с историей возникновения поста.

Метапредметные:

Познавательные: развитие речи, внимания, мышления, воображения, культуры слушателя. Умения рассуждать, доказывать свое мнение.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

Коммуникативные: формирование умения вступать в диалог и вести его, умение согласовывать свои действия с действиями других людей, понимать других, договариваться, сотрудничать друг с другом.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям. Развитие интереса к расширению новых знаний.


Технологии

Информационно-коммуникативные технологии, технологии развивающего обучения, традиционные технологии

Методы и приемы работы

  • коммуникативно-ориентированный;

  • учебная работа под руководством учителя;

  • наглядно-иллюстративный метод

  • словесный метод

  • методы стимулирования учения

  • логические методы (сравнение, анализ);

  • метод формирования познавательного интереса

Необходимое оборудование

1.Мультипроектор

2.Экспозиционный экран

3. Устройство для воспроизведения СD


Музыкальный художественный, литературный ряд

П.И.Чайковский «Времена года. Февраль», постный благовест

репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица»,

отрывок из произведения И.Шмелёва «Лето господне», Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь

Структура и ход занятия

1.Адаптационный этап

1) Рассматривание картины Б. Кустодиева «Масленица»

2)Слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Февраль»

2.Основной этап

1)Слушание отрывка из произведения И.Шмелёва «Лето господне»

2)Знакомство с понятием «пост», поиск слова в православном словаре.

3)Знакомство с историей возникновения постов. Сообщение учащегося.

4) Рассказ родителя из православной семьи и возможной демонстрацией фотографий.

3. Кулинарный мастер-класс

4.Рефлексия

Приложение

Список литературы



СТРУКТУРА И ХОД занятия

1.Адаптационный этап.

1) Рассматривание картины Б. Кустодиева «Масленица»

Приветствие учащихся.

-Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Б.Кустодиева.

Учитель на экране демонстрирует репродукцию картины Б.Кустодиева, но не озвучивает ее название.

-Что вы видите на картине? Какое время года изображено? А теперь давайте вслушаемся в картину, какие звуки мы можем услышать?

- Как вы думаете, это изображен будничный, рабочий день или какой-то другой?

-Какое настроение создает картина?

2)Слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Февраль»

-А если бы вы были композиторами, то какую музыку вы бы сочинили к этой картине?

-Сейчас я включу музыкальное произведение, которое написал П.И.Чайковский «Времена года. Февраль», а вы внимательно послушайте и скажите, подходит ли эта музыка к картине по своему настроению?

Ответы детей после прослушивания.

- Композитор создает перед нами целую картину шумного, многолюдного праздника, народного гуляния.

-Кто догадался, картину какого шумного и весёлого праздника создает композитор в музыкальном произведении и на мы рассмотрели на картине Б.Кустодиева?

- Кто из вас бывал на таком празднике? Поделитесь своими впечатлениями.

2.Основной этап

-Ребята, а кто из вас знает, как называется время, которое наступает после праздника Масленицы?

1)Слушание отрывка из произведения И.Шмелёва «Лето господне»

-Закройте глаза, представьте, что вы возвратились после веселого праздника Масленицы, очень устали и крепко уснули. Прошла ночь. Вы проснулись и увидели свою комнату какой-то другой, особенной. Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения И.Шмелева «Лето господне», главным героем которого является семилетний мальчик, проснувшийся как и вы сейчас после веселого праздника Масленицы.

Во время прослушивания отрывка учитель включает постный благовест.

-Скажите, чем это утро было особенным? Что необычного увидел мальчик в это утро? Что он чувствовал?

-«Сумеречное небо, тающий липкий снег, призывающий благовест…Как это давно было! Тёплый, словно весенний ветерок…- я и теперь слышу его в сердце» - почему автор, через много -много лет вспоминает об этих детских впечатлениях и слышит их в своем сердце?

2)Знакомство с понятием «пост», поиск слова в православном словаре.

-Чувства, которые испытывал мальчик в это утро, были особенными, потому что начался Великий пост. А кто из вас знает, что такое «пост»?

-Давайте найдем это слово в православном словаре

(Слайд на экране)

Пост- ограничение на пищу вообще или на некоторые её виды и на развлечения с целью концентрации внимания на духовном.

-Пост- время, когда человек должен задуматься над своей жизнью, раскаяться в своих грехах, духовно обновиться.

- А что значит поститься?

-Для чего люди постятся?

-Цель поста - ощутить присутствие Бога. Чтобы достичь этого, необходимо ограничить потребности человеческого тела от некоторых видов пищи, от зрелищ, развлечений. Во время поста верующие люди регулярно посещают храм, молятся, размышляют о своей жизни и о своих поступках, отказываются от суеты, пустой болтовни, от лишней информации.

-Ребята, а кто знает, какие бывают посты?

-Посты занимают около двухсот дней в году. Они делятся на однодневные и многодневные. Многодневных постов 4. Название одного многодневного поста вы уже знаете. Как он называется?

-Великий пост, Петровский пост, Успенский пост, Рождественский пост.

Вот такие посты православной церкви в старину был обязан соблюдать каждый гражданин Российской империи. А нередко в бедных крестьянских семьях держать строгие посты заставляла суровая необходимость. Вечная жизнь впроголодь вынуждала крестьян едва ли ни с пеленок обходиться минимумом пищи, а стариков и старух отказываться от лучшего куска в пользу молодых работников.

3)Знакомство с историей возникновения постов. Сообщение учащегося.

-А вы знаете, сколько длится Великий пост? Почему именно 40 дней?

-Сейчас мы послушаем рассказ о Великом посте ..(имя ученика)

Великий пост- самый долгий из многодневных постов. Великий пост бывает всегда перед Пасхой. Продолжается он семь недель – от Прощеного воскресенья до Пасхи. К сорокадневному сроку великого поста добавляется ещё пост в Страстную неделю – в память о страданиях Спасителя. Сроки поста сформировались очень давно в четвёртом веке.

Почему же 40 дней? Эта дата соответствует библейским событиям: сорок дней и ночей лил дождь при Всемирном потопе, сорок лет блуждал по пустыни израильский народ, сорок дней постился в пустыни Иисус Христос, а также пророки Илия и Моисей.

Пост этот строгий: разрешается питаться только растительными продуктами – овощами, фруктами, ягодами, грибами, медом. Крупами. Не разрешается есть продукты животного происхождения: мясо. Молоко и молочные продукты, яйца, сыр.

4) Рассказ родителя из православной семьи и возможной демонстрацией фотографий.

Заранее подготовить родителя, который расскажет, как проводит его семья время поста. Возможно это вечернее чтение вслух, возможно читают 1 книгу по очереди всей семьей, возможно чтец меняется каждый вечер, прогулки, поездки в монастыри, церкви, совместное приготовление постных блюд. Рассказ родителя сопровождается показом фотографий. Цель – продемонстрировать детям, какой может быть отдых в семье во время поста, как можно провести время без компьютерных игр, телевизоров.

3. Кулинарный мастер-класс

Для проведения мастер- класса также необходима помощь родителей. Заранее с родителями обговаривается блюдо, которое они могут приготовить дома и принести на занятие. К подобной работе лучше привлечь родителей из православных семей. Достаточно трех- пяти блюд, соответственно 3-5 семей будут выступать с демонстрацией своих блюд. Также необходимо подготовить пластиковую посуду, салфетки.

-Сегодня на занятии у нас присутствует много родителей, родители пришли к нам с угощением, но блюда, которыми вас сегодня угостят не простые, а постные. Как вы понимаете, что такое постные блюда?

Родители совместно со своими детьми выходят к доске, демонстрируют блюдо, рассказывают, как его готовили, раздают детям распечатки с рецептом, а затем угощают. Особое внимание во время выступления уделяется роли ребенка в подготовки блюда.

Примерные блюда:

Капустные котлеты с картофелем

700 г картофеля

600 г свежей капусты

0,5 стакана муки

2 луковицы

3 ст. ложки панировочных сухарей

6 ст. ложек растительного масла

Капусту нашинковать и обжарить до готовности, лук нарезать и пассеровать. Отваренный в кожуре картофель очистить и пропустить через мясорубку с капустой и луком. В полученную массу добавить муку, соль, обвалять в сухарях и обжарить.

Салат овощной

4 перца

4 свежих помидора

4 огурца

1 небольшая луковица

немного чеснока

растительное масло, соль, сахар

Оладьи с яблоками

25 г дрожжей

2 ст. ложки сахара

1 стакан теплой воды

1,5 стакана муки

Соль

Растительное масло

Яблоки 2 шт.

Дрожжи растереть с сахаром и солью, добавить теплую воду. Добавить муку, хорошо перемешать. Поставить тесто в теплое место. Два яблока нарезать мелкими кусочками и замешать в готовое тесто. Обжарить с двух сторон на раскаленной сковороде с маслом. Готовые оладьи посыпать сахарной пудрой.

4.Рефлексия

-Скажите, ребята, что на занятии вам понравилось больше всего?

-А что вы узнали нового. Было ли что-то такое, о чем вы раньше не знали, а теперь будете знать?

-Кто запомнил, что такое пост? Для чего люди постятся?

-У вас на столе лежат листочки и карандаши, если вам занятие понравилось, вам было интересно, вы узнали что-то новое- нарисуйте солнышко. Если было что-то непонятно, сложно нарисуйте тучку.

-Покажите мне, что получилось. Давайте возьмем магнитики, повесим на доску и посмотрим, чего получилось больше солнышек или тучек.

-Через неделю и мы с вами будем прощаться с Масленицей. А на следующий день после веселого праздника наступит Великий пост. Также как и этот мальчик из произведения И.Шмелева, вы проснетесь утром, постарайтесь прислушаться к себе, почувствовать какие-то изменения, найти отклик в своей душе. А потом кто захочет, обязательно поделиться своими ощущениями со мной или со всеми ребятами








Приложение

1)Отрывок из произведения И.Шмелёва «Лето господне» ( в сокращении)

Великий пост

Чистый понедельник

Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как плачет. Старый наш плотник — «филёнщик» Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет — заплачет. Вот и заплакала — кап… кап… кап… Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, назолоченый пряник «масленицы» — игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, — пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться.

Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, — священный. Я и теперь его слышу, из дали лет. Священный… — так называет Горкин. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет.

— Вставай, милок, не нежься… — ласково говорит он мне, всовывая таз под полог. — Где она у тебя тут, масленица-жирнуха… мы ее выгоним. Пришел Пост — отгрызу у волка хвост. На постный рынок с тобой поедем, Васильевские певчие петь будут — «душе моя, душе моя» — заслушаешься.

Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем особенный, — тоже священный будто. Он еще до свету сходил в баню, попарился, надел все чистое, — чистый сегодня понедельник!

И я принимаюсь читать про себя недавно выученную постную молитву.
В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, которая ходила по старой вере, зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи.

Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо готовиться к той жизни, которая будет… где? Где-то, на небесах. Надо очистить душу от всех: грехов, и потому все кругом — другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное.

В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест — по-мни… по-мни… Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется — постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатами, и мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно, Великий Пост: раскатишься — и сломаешь ногу. От «масленицы» нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают:

— Пост, не смей! Погоди, вот сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, Сын Божий! А Бог-то как же… как же Он допустил?..

Чувствуется мне в этом великая тайна — Бог.
Сумеречное небо, тающий липкий снег, призывающий благовест… Как это давно было! Теплый, словно весенний, ветерок… — я и теперь его слышу в сердце.





2) Репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица»


3) П.И.Чайковский «Времена года. Февраль»

4) Постный благовест







Список литературы

1.Азбука христианства. Словарь-справочник. Составитель А.Удовенко. МАИК «Наука», 1997.

2. Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005.

3.Громова И.А. Православные и народные праздники.- М.: Дрофа- Плюс, 2005.

4.Цветков В.А., Резников М.А. Посты: правда и вымыслы.- М.: Политиздат, 1990.

5.Чертков А.Б. Пасха. Изд.2-е. – М.:Политиздат, 1975.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!