Внеклассное занятие в 3 классе по теме «Что такое пост? Кулинарный мастер-класс»
Пояснительная записка
| ФИО (полностью) | Денисенко Евгения Сергеевна |
| Место работы | Истринский район, сЛучинское, МОУ «Лучинская СОШ» |
| Должность | Учитель начальных классов |
| Название материала | Внеклассное занятие по теме «Что такое пост? Кулинарный мастер-класс» |
| Класс | 3 класс |
| Цели и задачи материала | -познакомить детей с понятием «пост» -познакомить с историей возникновения поста -вызвать у детей эмоциональный отклик на тему занятия с помощью различных видов искусства (музыки, литературы, живописи) -познакомить с историей, культурой и традициями своего народа -формировать уважение к традициям своего народа |
| Планируемые результаты | Предметные: познакомить детей с понятием «пост», познакомить с историей возникновения поста. Метапредметные: Познавательные: развитие речи, внимания, мышления, воображения, культуры слушателя. Умения рассуждать, доказывать свое мнение. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. Коммуникативные: формирование умения вступать в диалог и вести его, умение согласовывать свои действия с действиями других людей, понимать других, договариваться, сотрудничать друг с другом. Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям. Развитие интереса к расширению новых знаний. |
| Технологии | Информационно-коммуникативные технологии, технологии развивающего обучения, традиционные технологии |
| Методы и приемы работы | коммуникативно-ориентированный; учебная работа под руководством учителя; наглядно-иллюстративный метод словесный метод методы стимулирования учения логические методы (сравнение, анализ); метод формирования познавательного интереса |
| Необходимое оборудование | 1.Мультипроектор 2.Экспозиционный экран 3. Устройство для воспроизведения СD |
| Музыкальный художественный, литературный ряд | П.И.Чайковский «Времена года. Февраль», постный благовест репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», отрывок из произведения И.Шмелёва «Лето господне», Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь |
| Структура и ход занятия | 1.Адаптационный этап 1) Рассматривание картины Б. Кустодиева «Масленица» 2)Слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Февраль» 2.Основной этап 1)Слушание отрывка из произведения И.Шмелёва «Лето господне» 2)Знакомство с понятием «пост», поиск слова в православном словаре. 3)Знакомство с историей возникновения постов. Сообщение учащегося. 4) Рассказ родителя из православной семьи и возможной демонстрацией фотографий. 3. Кулинарный мастер-класс 4.Рефлексия Приложение Список литературы |
СТРУКТУРА И ХОД занятия
1.Адаптационный этап.
1) Рассматривание картины Б. Кустодиева «Масленица»
Приветствие учащихся.
-Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Б.Кустодиева.
Учитель на экране демонстрирует репродукцию картины Б.Кустодиева, но не озвучивает ее название.
-Что вы видите на картине? Какое время года изображено? А теперь давайте вслушаемся в картину, какие звуки мы можем услышать?
- Как вы думаете, это изображен будничный, рабочий день или какой-то другой?
-Какое настроение создает картина?
2)Слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Февраль»
-А если бы вы были композиторами, то какую музыку вы бы сочинили к этой картине?
-Сейчас я включу музыкальное произведение, которое написал П.И.Чайковский «Времена года. Февраль», а вы внимательно послушайте и скажите, подходит ли эта музыка к картине по своему настроению?
Ответы детей после прослушивания.
- Композитор создает перед нами целую картину шумного, многолюдного праздника, народного гуляния.
-Кто догадался, картину какого шумного и весёлого праздника создает композитор в музыкальном произведении и на мы рассмотрели на картине Б.Кустодиева?
- Кто из вас бывал на таком празднике? Поделитесь своими впечатлениями.
2.Основной этап
-Ребята, а кто из вас знает, как называется время, которое наступает после праздника Масленицы?
1)Слушание отрывка из произведения И.Шмелёва «Лето господне»
-Закройте глаза, представьте, что вы возвратились после веселого праздника Масленицы, очень устали и крепко уснули. Прошла ночь. Вы проснулись и увидели свою комнату какой-то другой, особенной. Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения И.Шмелева «Лето господне», главным героем которого является семилетний мальчик, проснувшийся как и вы сейчас после веселого праздника Масленицы.
Во время прослушивания отрывка учитель включает постный благовест.
-Скажите, чем это утро было особенным? Что необычного увидел мальчик в это утро? Что он чувствовал?
-«Сумеречное небо, тающий липкий снег, призывающий благовест…Как это давно было! Тёплый, словно весенний ветерок…- я и теперь слышу его в сердце» - почему автор, через много -много лет вспоминает об этих детских впечатлениях и слышит их в своем сердце?
2)Знакомство с понятием «пост», поиск слова в православном словаре.
-Чувства, которые испытывал мальчик в это утро, были особенными, потому что начался Великий пост. А кто из вас знает, что такое «пост»?
-Давайте найдем это слово в православном словаре
(Слайд на экране)
Пост- ограничение на пищу вообще или на некоторые её виды и на развлечения с целью концентрации внимания на духовном.
-Пост- время, когда человек должен задуматься над своей жизнью, раскаяться в своих грехах, духовно обновиться.
- А что значит поститься?
-Для чего люди постятся?
-Цель поста - ощутить присутствие Бога. Чтобы достичь этого, необходимо ограничить потребности человеческого тела от некоторых видов пищи, от зрелищ, развлечений. Во время поста верующие люди регулярно посещают храм, молятся, размышляют о своей жизни и о своих поступках, отказываются от суеты, пустой болтовни, от лишней информации.
-Ребята, а кто знает, какие бывают посты?
-Посты занимают около двухсот дней в году. Они делятся на однодневные и многодневные. Многодневных постов 4. Название одного многодневного поста вы уже знаете. Как он называется?
-Великий пост, Петровский пост, Успенский пост, Рождественский пост.
Вот такие посты православной церкви в старину был обязан соблюдать каждый гражданин Российской империи. А нередко в бедных крестьянских семьях держать строгие посты заставляла суровая необходимость. Вечная жизнь впроголодь вынуждала крестьян едва ли ни с пеленок обходиться минимумом пищи, а стариков и старух отказываться от лучшего куска в пользу молодых работников.
3)Знакомство с историей возникновения постов. Сообщение учащегося.
-А вы знаете, сколько длится Великий пост? Почему именно 40 дней?
-Сейчас мы послушаем рассказ о Великом посте ..(имя ученика)
Великий пост- самый долгий из многодневных постов. Великий пост бывает всегда перед Пасхой. Продолжается он семь недель – от Прощеного воскресенья до Пасхи. К сорокадневному сроку великого поста добавляется ещё пост в Страстную неделю – в память о страданиях Спасителя. Сроки поста сформировались очень давно в четвёртом веке.
Почему же 40 дней? Эта дата соответствует библейским событиям: сорок дней и ночей лил дождь при Всемирном потопе, сорок лет блуждал по пустыни израильский народ, сорок дней постился в пустыни Иисус Христос, а также пророки Илия и Моисей.
Пост этот строгий: разрешается питаться только растительными продуктами – овощами, фруктами, ягодами, грибами, медом. Крупами. Не разрешается есть продукты животного происхождения: мясо. Молоко и молочные продукты, яйца, сыр.
4) Рассказ родителя из православной семьи и возможной демонстрацией фотографий.
Заранее подготовить родителя, который расскажет, как проводит его семья время поста. Возможно это вечернее чтение вслух, возможно читают 1 книгу по очереди всей семьей, возможно чтец меняется каждый вечер, прогулки, поездки в монастыри, церкви, совместное приготовление постных блюд. Рассказ родителя сопровождается показом фотографий. Цель – продемонстрировать детям, какой может быть отдых в семье во время поста, как можно провести время без компьютерных игр, телевизоров.
3. Кулинарный мастер-класс
Для проведения мастер- класса также необходима помощь родителей. Заранее с родителями обговаривается блюдо, которое они могут приготовить дома и принести на занятие. К подобной работе лучше привлечь родителей из православных семей. Достаточно трех- пяти блюд, соответственно 3-5 семей будут выступать с демонстрацией своих блюд. Также необходимо подготовить пластиковую посуду, салфетки.
-Сегодня на занятии у нас присутствует много родителей, родители пришли к нам с угощением, но блюда, которыми вас сегодня угостят не простые, а постные. Как вы понимаете, что такое постные блюда?
Родители совместно со своими детьми выходят к доске, демонстрируют блюдо, рассказывают, как его готовили, раздают детям распечатки с рецептом, а затем угощают. Особое внимание во время выступления уделяется роли ребенка в подготовки блюда.
Примерные блюда:
Капустные котлеты с картофелем
700 г картофеля
600 г свежей капусты
0,5 стакана муки
2 луковицы
3 ст. ложки панировочных сухарей
6 ст. ложек растительного масла
Капусту нашинковать и обжарить до готовности, лук нарезать и пассеровать. Отваренный в кожуре картофель очистить и пропустить через мясорубку с капустой и луком. В полученную массу добавить муку, соль, обвалять в сухарях и обжарить.
Салат овощной
4 перца
4 свежих помидора
4 огурца
1 небольшая луковица
немного чеснока
растительное масло, соль, сахар
Оладьи с яблоками
25 г дрожжей
2 ст. ложки сахара
1 стакан теплой воды
1,5 стакана муки
Соль
Растительное масло
Яблоки 2 шт.
Дрожжи растереть с сахаром и солью, добавить теплую воду. Добавить муку, хорошо перемешать. Поставить тесто в теплое место. Два яблока нарезать мелкими кусочками и замешать в готовое тесто. Обжарить с двух сторон на раскаленной сковороде с маслом. Готовые оладьи посыпать сахарной пудрой.
4.Рефлексия
-Скажите, ребята, что на занятии вам понравилось больше всего?
-А что вы узнали нового. Было ли что-то такое, о чем вы раньше не знали, а теперь будете знать?
-Кто запомнил, что такое пост? Для чего люди постятся?
-У вас на столе лежат листочки и карандаши, если вам занятие понравилось, вам было интересно, вы узнали что-то новое- нарисуйте солнышко. Если было что-то непонятно, сложно нарисуйте тучку.
-Покажите мне, что получилось. Давайте возьмем магнитики, повесим на доску и посмотрим, чего получилось больше солнышек или тучек.
-Через неделю и мы с вами будем прощаться с Масленицей. А на следующий день после веселого праздника наступит Великий пост. Также как и этот мальчик из произведения И.Шмелева, вы проснетесь утром, постарайтесь прислушаться к себе, почувствовать какие-то изменения, найти отклик в своей душе. А потом кто захочет, обязательно поделиться своими ощущениями со мной или со всеми ребятами
Приложение
1)Отрывок из произведения И.Шмелёва «Лето господне» ( в сокращении)
Великий пост
Чистый понедельник
Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как плачет. Старый наш плотник — «филёнщик» Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет — заплачет. Вот и заплакала — кап… кап… кап… Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, назолоченый пряник «масленицы» — игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, — пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться.
Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, — священный. Я и теперь его слышу, из дали лет. Священный… — так называет Горкин. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет.
— Вставай, милок, не нежься… — ласково говорит он мне, всовывая таз под полог. — Где она у тебя тут, масленица-жирнуха… мы ее выгоним. Пришел Пост — отгрызу у волка хвост. На постный рынок с тобой поедем, Васильевские певчие петь будут — «душе моя, душе моя» — заслушаешься.
Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем особенный, — тоже священный будто. Он еще до свету сходил в баню, попарился, надел все чистое, — чистый сегодня понедельник!
И я принимаюсь читать про себя недавно выученную постную молитву.
В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, которая ходила по старой вере, зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи.
Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо готовиться к той жизни, которая будет… где? Где-то, на небесах. Надо очистить душу от всех: грехов, и потому все кругом — другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное.
В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест — по-мни… по-мни… Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется — постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи.
Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатами, и мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно, Великий Пост: раскатишься — и сломаешь ногу. От «масленицы» нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают:
— Пост, не смей! Погоди, вот сломаешь ногу.
Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, Сын Божий! А Бог-то как же… как же Он допустил?..
Чувствуется мне в этом великая тайна — Бог.
Сумеречное небо, тающий липкий снег, призывающий благовест… Как это давно было! Теплый, словно весенний, ветерок… — я и теперь его слышу в сердце.
2) Репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица»
3) П.И.Чайковский «Времена года. Февраль»
4) Постный благовест
Список литературы
1.Азбука христианства. Словарь-справочник. Составитель А.Удовенко. МАИК «Наука», 1997.
2. Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005.
3.Громова И.А. Православные и народные праздники.- М.: Дрофа- Плюс, 2005.
4.Цветков В.А., Резников М.А. Посты: правда и вымыслы.- М.: Политиздат, 1990.
5.Чертков А.Б. Пасха. Изд.2-е. – М.:Политиздат, 1975.