Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 3 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр.79-83)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс: 3
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Что такое приставка?»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о приставках.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умении о приставках, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях; способствовать умению формулировать определение приставки, выделять в словах приставки, образовывать слова с помощью приставки.
Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания; развитию умения определять приставки в словах; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: умение распознавать приставки среди других морфем; находить приставки и применять их в образовании слова, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, парная, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 1, В.П. Канакина
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки. У вас замерзли носик и ушки. Потрите их. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока. Садитесь!
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У.: - Сейчас я прочитаю три цитаты древнего мыслителя и философа Китая – Конфуция. Угадайте какая подходит к сегодняшнему уроку больше всего.
1. Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
2. Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.
3. Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.
О.: - Первая цитата.
У.: - О чем она?
О.: - О том, что всегда нужно стремиться к получению новых знаний и никогда не останавливаться на достигнутом.
У.: - Правильно. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.
II. Актуализация умений и знаний.
1.Проверка домашнего задания (если это необходимо, если учитель сказал)
2.Минутка чистописания
У.: - Прочитайте слова и составьте предложение. Запишите его и пропишите слог, который больше всего повторялся в этом предложении. Сделайте фонетический разбор одного из слов.
побежал
солнечный зайчик
По потолку
прямо в
и попал
лапы кошки.
3. Словарно – орфографическая работа
У.: - Я предлагаю сыграть в игру «5 попыток узнать». Группа из четырех человек загадывает словарное слово и делают пять попыток узнать слово, называя его различные признаки. Например, растет в огороде, это любят есть кролики, она бывает зеленая и фиолетовая, состоит из нескольких слоёв, её добавляют в борщ. Какое это слово?
О.: - Капуста.
У.: - Правильно, запишите его в тетрадь и поставьте ударение. Начинает первые две парты первого ряда. Я даю 3 минуты на обсуждение. Слова можно взять из учебника или те, что вы помните. В конце игры обменяйтесь с соседом по парте тетрадями для проведения проверки.
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. Критерии оценки
«5» -без ошибок.
«4» - 1-2 ошибки.
«3» - 3-4 ошибки.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: - Давайте рассмотрим картинку и выделим в словах под картинками корень.
У.: - Итак, на картинке представлены однокоренные слова: переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит. Все они связаны по смыслу со словом «ходить». У них общая часть – корень – ход-. Но перед корнем есть часть слова, которая внесла новый смысл в исходное слово.
У.: - Чтобы угадать, как называется эта часть слова и с чем мы сегодня познакомимся, нужно решить кроссворд в паре.
Вопросы:
Как называется значимая часть слова, в которой заключается лексическое значение слова?
Как называется изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении?
Как называется одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий?
Как называется слово, противоположное по значению другому слову?
Как называются звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из лeгкиx cтpyя вoздyxa вcтpeчaeт paзличныe пpeгpaды.
Как называется краткое народное изречение с назидательным смыслом?
Как называется изображение или выражение, нуждающееся в разгадке?
Что такое графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков?
У.: - Какое слово у вас получилось?
О.: - Приставка.
У.: - Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.
IV. Открытие новых умений, знаний.
Работа с учебником
У: - На странице 84 найдите определение в рамочке и прочитайте его.
У.: - Что такое приставка?
О.: - Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
У.: - Как найти приставку в корне?
О.: - Найти корень, выделить часть слова перед корнем
У.: - Давайте внимательно прочитаем слова, которые даны ниже под определением, посмотрим, как выделяется приставка в слове. Запишите их в тетрадь.
Работа с учебником
У: - Откройте учебник на странице 85 и прочитайте упражнение 154.
Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку
Откройте учебник на странице 85, упражнение 154.
Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).
Как вы поняли задание?
Выполните задание устно.
Выполните задание в тетради письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).
Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).
Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.
У.: - Давайте прочитаем приставки в рамке из учебника и запомним их написание, они всегда пишутся одинаково.
У.: - Назовите приставки с буквами «а» и «е»
О.: - На «а»: на-; над. На «е»: пред-; -пере.
У.: - Прочитайте слова ниже и скажите, какой части речи они относятся?
О.: - Глагол.
У.: - Правильно. С помощью каких приставок можно образовать новые глаголы?
О.: - (Перечисляют приставки из таблицы)
У.: - Правильно, а теперь запишите эти глаголы с приставкой у себя в тетради и выделите приставку. По одному человеку выходят к доске и записывают слова с приставкой. Остальные в тетради.
«5» -без ошибок.
«4» - 1-2 ошибки.
«3» - 3-4 ошибки.
V. Физминутка
«Дождик»
Капля первая упала – кап! (смотрим вверх и опускаем взгляд вниз)
И вторая прибежала – кап! (смотрим вверх и опускаем взгляд вниз)
Мы на небо посмотрели (смотрим вверх)
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали. ("вытереть" лицо руками)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. (опускаем руки и вниз и смотрим вниз)
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем. (потрясти плечами)
От дождя убежим,
Под кусточком посидим. (присесть, поморгать глазами)
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
Работа с учебником
У.: - Давайте откроем учебник на странице 86 и прочитаем, как находить приставку в словах.
У.: - Теперь выполним упражнение 156. Прочитайте. Что нужно сделать?
О.: - Прочитать, подобрать к каждому слову однокоренное слово, противоположное по смыслу.
У.: - Да, например, разгибать – сгибать. Приставки «раз» и «с». Что еще нужно сделать?
О.: - Вставить пропущенные буквы и выделить приставку.
У.: - Правильно, выходит один и выполняет работу на доске.
«5» -без ошибок.
«4» - 1-2 ошибки.
«3» - 3-4 ошибки.
У.: - Сейчас я раздам маленькое задание, где нужно выбрать правильный вариант ответа.
Укажите наиболее полное определение приставки.
Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Приставка – это значимая часть слова.
Приставка – это часть слова, в которой скрывается смысл.
Укажите, как найти в слове приставку.
Найти корень.
Найти корень, выделить часть слова перед корнем.
Определить смысл слова.
Укажите слово с приставкой.
Подошёл
Шёл
Шествующий
Укажите антоним с приставкой к слову «разгибать».
Перегибать
Сгибать
Подгибать
Укажите слово с приставкой, которая имеет значение «повторить заново».
Предпраздничный
Перерисовать
Подпрыгнуть
VII. Итог урока.
У.: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомились, узнали, учились.
У.: - Заполните анкету:
сегодня я узнал... | |
было трудно… | |
я понял, что… | |
я научился… | |
было интересно узнать, что… | |
мне захотелось… | |
У.: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!
VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания
Страница 87 упражнение 160