СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Что такое приставка?» План конспект по русскому языку 3 классс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Что такое приставка?» План конспект по русскому языку 3 классс»

Конспект урока русского языка

УМК: «Школа России», 3 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр.79-83)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс: 3

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Что такое приставка?»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о приставках.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умении о приставках, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях; способствовать умению формулировать определение приставки, выделять в словах приставки, образовывать слова с помощью приставки.

Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания; развитию умения определять приставки в словах; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: умение распознавать приставки среди других морфем; находить приставки и применять их в образовании слова, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, парная, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 1, В.П. Канакина























Содержательный компонент урока:


I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки. У вас замерзли носик и ушки. Потрите их. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока. Садитесь!

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У.: - Сейчас я прочитаю три цитаты древнего мыслителя и философа Китая – Конфуция. Угадайте какая подходит к сегодняшнему уроку больше всего.

1. Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

2. Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.

3. Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.













О.: - Первая цитата.

У.: - О чем она?

О.: - О том, что всегда нужно стремиться к получению новых знаний и никогда не останавливаться на достигнутом.

У.: - Правильно. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.

II. Актуализация умений и знаний.

1.Проверка домашнего задания (если это необходимо, если учитель сказал)

2.Минутка чистописания

У.: - Прочитайте слова и составьте предложение. Запишите его и пропишите слог, который больше всего повторялся в этом предложении. Сделайте фонетический разбор одного из слов.

побежал

солнечный зайчик



По потолку

прямо в

и попал

лапы кошки.















3. Словарно – орфографическая работа

У.: - Я предлагаю сыграть в игру «5 попыток узнать». Группа из четырех человек загадывает словарное слово и делают пять попыток узнать слово, называя его различные признаки. Например, растет в огороде, это любят есть кролики, она бывает зеленая и фиолетовая, состоит из нескольких слоёв, её добавляют в борщ. Какое это слово?

О.: - Капуста.

У.: - Правильно, запишите его в тетрадь и поставьте ударение. Начинает первые две парты первого ряда. Я даю 3 минуты на обсуждение. Слова можно взять из учебника или те, что вы помните. В конце игры обменяйтесь с соседом по парте тетрадями для проведения проверки.

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. Критерии оценки

«5» -без ошибок.

«4» - 1-2 ошибки.

«3» - 3-4 ошибки.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: - Давайте рассмотрим картинку и выделим в словах под картинками корень.

У.: - Итак, на картинке представлены однокоренные слова: переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит. Все они связаны по смыслу со словом «ходить». У них общая часть – корень – ход-. Но перед корнем есть часть слова, которая внесла новый смысл в исходное слово.

У.: - Чтобы угадать, как называется эта часть слова и с чем мы сегодня познакомимся, нужно решить кроссворд в паре.








П











1








2




















3











4











5












6













7














8














Вопросы:

  1. Как называется значимая часть слова, в которой заключается лексическое значение слова?

  2. Как называется изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении?

  3. Как называется одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий?

  4. Как называется слово, противоположное по значению другому слову?

  5. Как называются звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из лeгкиx cтpyя вoздyxa вcтpeчaeт paзличныe пpeгpaды.

  6. Как называется краткое народное изречение с назидательным смыслом?

  7. Как называется изображение или выражение, нуждающееся в разгадке?

  8. Что такое графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков?

У.: - Какое слово у вас получилось?

О.: - Приставка.

У.: - Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.

IV. Открытие новых умений, знаний.

Работа с учебником

У: - На странице 84 найдите определение в рамочке и прочитайте его.

У.: - Что такое приставка?

О.: - Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

У.: - Как найти приставку в корне?

О.: - Найти корень, выделить часть слова перед корнем

У.: - Давайте внимательно прочитаем слова, которые даны ниже под определением, посмотрим, как выделяется приставка в слове. Запишите их в тетрадь.

Работа с учебником

У: - Откройте учебник на странице 85 и прочитайте упражнение 154.

Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку

  1. Откройте учебник на странице 85, упражнение 154.

  2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).

  3. Как вы поняли задание?

  4. Выполните задание устно.

  5. Выполните задание в тетради письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).

  6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).

  7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.

У.: - Давайте прочитаем приставки в рамке из учебника и запомним их написание, они всегда пишутся одинаково.

У.: - Назовите приставки с буквами «а» и «е»

О.: - На «а»: на-; над. На «е»: пред-; -пере.

У.: - Прочитайте слова ниже и скажите, какой части речи они относятся?

О.: - Глагол.

У.: - Правильно. С помощью каких приставок можно образовать новые глаголы?

О.: - (Перечисляют приставки из таблицы)

У.: - Правильно, а теперь запишите эти глаголы с приставкой у себя в тетради и выделите приставку. По одному человеку выходят к доске и записывают слова с приставкой. Остальные в тетради.

«5» -без ошибок.

«4» - 1-2 ошибки.

«3» - 3-4 ошибки.


V. Физминутка

 «Дождик»

Капля первая упала – кап! (смотрим вверх и опускаем взгляд вниз)
И вторая прибежала – кап! (смотрим вверх и опускаем взгляд вниз)
Мы на небо посмотрели (смотрим вверх)
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали. ("вытереть" лицо руками)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. (опускаем руки и вниз и смотрим вниз)
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем. (потрясти плечами)
От дождя убежим,
Под кусточком посидим. (присесть, поморгать глазами)

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Работа с учебником

У.: - Давайте откроем учебник на странице 86 и прочитаем, как находить приставку в словах.

У.: - Теперь выполним упражнение 156. Прочитайте. Что нужно сделать?

О.: - Прочитать, подобрать к каждому слову однокоренное слово, противоположное по смыслу.

У.: - Да, например, разгибать – сгибать. Приставки «раз» и «с». Что еще нужно сделать?

О.: - Вставить пропущенные буквы и выделить приставку.

У.: - Правильно, выходит один и выполняет работу на доске.

«5» -без ошибок.

«4» - 1-2 ошибки.

«3» - 3-4 ошибки.


У.: - Сейчас я раздам маленькое задание, где нужно выбрать правильный вариант ответа.

Укажите наиболее полное определение приставки.

  1. Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

  2. Приставка – это значимая часть слова.

  3. Приставка – это часть слова, в которой скрывается смысл.

Укажите, как найти в слове приставку.

  1. Найти корень.

  2. Найти корень, выделить часть слова перед корнем.

  3. Определить смысл слова.

Укажите слово с приставкой.

  1. Подошёл

  2. Шёл

  3. Шествующий

Укажите антоним с приставкой к слову «разгибать».

  1. Перегибать

  2. Сгибать

  3. Подгибать

Укажите слово с приставкой, которая имеет значение «повторить заново».

  1. Предпраздничный

  2. Перерисовать

  3. Подпрыгнуть


VII. Итог урока.

У.: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомились, узнали, учились.

У.: - Заполните анкету:

  1. сегодня я узнал...



  1. было трудно…



  1. я понял, что…


  1. я научился…



  1. было интересно узнать, что…



  1. мне захотелось…



У.: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!

VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания

Страница 87 упражнение 160