Рефлексия- обращение назад. Служит для самопознания и осознания своих чувств, эмоций и состояний.
Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношения к себе и другим, своих задач и назначений и тд.
С помощью правил , логики, слова и осознания того, как я в действительности и воспринимаюсь и оцениваюсь другими.
Начинается с 7 -8 лет, а в подростковом возрасте становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного развития.
Рефлексия ставит человека в позицию исследователя и наблюдателя по отношению к себе, своим действиям и отношениям.
Опираясь на идеи Л.С. Выгодского Ю.Н. Кулиткин одним из первых рассмотрел вопрос о роли рефлексии в процессе саморегуляции и регуляции.
3 вида Рефлексии: «временной принцип»
Ситуативная рефлексия. На данной рефлексии обеспечивается самоконтроль поведения человека в актуальных ситуациях, осмысления ее элементов, анализ происходящего, способность соотносить свои действия с ситуацией и вносить корректировки в изменяющиеся условия
Ретроспективная рефлексия. Проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности или каких либо свершившихся событий. В данном виде предмет рефлексии это предпосылки, мотивы, причины произошедшего, содержание прошлого поведения, в которое включается результаты, допущенные ошибки. Выражается в том, как часто и долго субъект анализирует и оценивает прошлые события, а также способен ли он вообще к этому
Перспективная рефлексия. Заключается в анализе предстоящей деятельности, в поведении, планировании этой деятельности, прогнозировании результатов и исходов этой деятельности и тд. В данном виде рефлексия проявляется основные поведенческие характеристики : тщательное спланированное, частота обращения к будущей ситуации, ориентация на будущее.
Признаки развитой рефлексии:
Опознавание личностью своих особенностей
Независимость от прошлого, ориентация на настоящее и будущее
Способность самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий
Активно вмешиваться в то, что происходит
Личность владеющая рефлексией многократно проигрывает в голове различные варианты как своего поведения, так и партнёра.
Легко изменяет свой образ действий при необходимости.
Чем образованнее и воспитаннее человек, тем больше он склонен к рефлексии, тк стремится разобраться в последовательности или противоречивости своего поведения, осознать свои недостатки и исправить их.
В социальной психологии рефлексия выступает в форме осознания субъектом других индивидов или общностей.
Рефлексия – это не просто знание и понимание, но и выяснение того, как другие знают и понимают личностные особенности, эмоциональные реакции, когнитивные представления.
УРОВНИ РЕФЛЕКСИИ :
Рефлексивную оценку личностью или субъектом, актуальные ситуации, оценку своих мыслей и чувств в данном ситуации, а также оценку поведения другого человека.
Предполагает построение субъектом суждений относительно того, что чувствовал другой человек в этой же ситуации, а также что он думал о ситуации и другом субъекте
Заключается в представлении мыслей другого человека о том, как он воспринимается субъектом , а также как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе
Заключается в представлении о восприятии другим человеком мнения по поводу мыслей другого субъекта в той или иной ситуации.
Функции :
Познавательная
Регулятивная
Развития