Этапы урока | Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания и упраж- нения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Проме- жуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Проверка домашнего задания | Работа над упражнением с целью выявления умения работать самостоятельно | – Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание (учитель берет несколько тетрадей на проверку). – Обменяйтесь тетрадями, проверьте выполненные задания. Учитель записывает предложения на доске или проектирует при помощи проектора на интерактивную доску. С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды | – Выполнить упр. 36 на с. 17 в рабочей тетради. Осуществляют взаимопро- верку | Фрон-тальная. Парная | Р – владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль | Правиль-но выполненные задания упраж- нения |
II. Постановка | Формулирование учеб- | – Откройте в учебнике с. 35. Прочитайте название темы. | – «Словосоче-тание. Что | Фрон-тальная. | П – извлекают необходимую | |
учебной задачи | ных задач урока на основе выдвижения предполо-жений по названию темы | – Сделайте предположение, какие вопросы рассмотрим в ходе урока. – На уроке сформируем первоначальное пред-ставление о словосочетании, будем учиться выделять в предложении основу, словосочетания, устанавливать связь слов в словосочетании при помощи вопросов, совершенствовать умения разбирать предложения по членам предло-жения, составлять предложения из деформированной записи | такое слово- сочетание? Из чего состоит словосоче-тание?». Делают пред-положение. Внимательно слушают | Индиви-дуальная | информацию из высказываний учителя, учащихся, сведений учебника. Р – осознают и принимают учебную задачу | |
III. Минутка чисто-писания | Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертаниями букв, соединений | – Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать? Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв. | – Заглавной и строчной букв К, к. Выполняют задания. | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. | Написание элементов букв, со-четания слов |
| | – Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных. – Прочитайте записанное ниже сочетание слов. – Когда так говорят? – Это крылатое выражение. Так говорят о чело-веке, который фальшиво сопереживает, в душе ухмыляясь и радуясь неудачам, выпавшим на долю другого человека. – Запишите сочетание слов в тетради. Учитель обращает внимание на правильное соединение букв в словах. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Запишите сочетание слов. – Посмотрите и отметьте буквы, которые полу-чились у вас лучше остальных | – Крокодиловы слезы. Высказывания учащихся. Внимательно слушают. Выполняют задания | | К – слушают друг друга, строят по-нятные для партнера по коммуникации речевые высказывания | |
IV. Изучение нового мате- риала. 1. Комментированный сло- варный диктант | Работа над словами с непрове-ряемым написанием | Учитель произносит словарное слово, названный им ученик вслух проговаривает правильное его написание, остальные учащиеся записывают слово по диктовку: «осина», «береза», «одуванчик», «ромашка», «овес». – Как одним словом можно объединить эти слова? – В какие группы можно объединить эти слова? | – Растения. – Названия деревьев, | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в учебнике; осуществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности. Р – контролируют учебные действия, замечают | Признаки сложного предло- жения. Знаки препинания в сложном пред-ложении |
| | | цветов, хлебных злаков | | допущенные ошибки, принимают и сохраняют задачи учебной деятельности. К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение | с союзами и, а, но. Запись и запоминание словарного слова |
2. Словарная работа | Работа над словом с непрове-ряемым написанием | – Прочитайте слово, помещенное в учебнике на с. 35, внизу. – Объясните значение слова. – Правильно. Пшеница – хлебный злак. – Подберите к слову однокоренное прилага- тельное. – Запишем словосочетания: «спелая пшеница», «пшеничный колосок». – Прочитайте слово про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее. – Слово «пшеница» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически. – Запишите его в тетради. Проверьте написанное. Выделите в слове корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Обратите внимание на чередование согласных в корне: пшениц- – пшенич-. – Дома заучите правильное написание слова наизусть. Физкультминутка (см. урок 6) | – Пшеница. Высказывания учащихся. – Пшеничный. Выполняют задание. Ответы уча-щихся. – «Безударная гласная в корне слова». Выполняют задания |
3. Введение термина «словосочетание» | Работа с опреде- лением | – Найдите в учебнике на с. 35 упр. 57. Прочи-тайте предложение. – Спишите. Найдите основу предложения. – Найдите и назовите второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Поставьте вопрос от подлежащего к зависимому слову. – Запишите. – Найдите и назовите второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Поставьте вопрос от сказуемого к зависимому слову. – Запишите. – Вы выписали два словосочетания. В каждом из них есть два связанных по смыслу слова. – Прочитайте определение на с. 35. Ответьте на вопросы: 1) Из чего состоит словосочетание? | – В поле созрела густая пшеница. – Созрела – сказуемое, пшеница – подлежащее. – Пшеница (какая?) густая. Выполняют задание. – Созрела (где?) в поле. Выполняют задание. Внимательно слушают. – Из главного и зависимого слова. | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации; используют речевые средства для решения познавательных задач, различные способы поиска информации; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Р – принимают и сохраняют учебные задачи. К – слушают собеседника, излагают и аргументируют свою точку зрения | Определение основы пред-ложения. Выделение словосочетаний в предло- жении |
| | 2) Как устанавливается связь слов в словосоче-тании? 3) Как правильно ставится вопрос между словами в словосочетании? 4) Как обозначается главное слово? 5) Как обозначается связь главного слова с зависимым? – Выполним графические обозначения в запи-санных словосочетаниях | – При помощи вопросов. – От главного слова к зави- симому. – Над главным словом ставится знак «×». – Обозначается знаком . Выполняют задание | | на обсуждаемую проблему. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | |
4. Работа по учебни-ку, с. 36, упр. 58–59 | Упражнения в нахо-ждении основы предложения и выделении словосочетаний в предложении, в установлении связи слов в словосочета- | – Откройте с. 36, найдите упр. 58. Прочитайте предложение. Спишите. – Подчеркните основу предложения. – Назовите словосочетания. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово. | Выполняют задания. – Первое сло-восочетание: желтые листья (главное сло-во – листья), зависимое – листья (какие?) желтые); закружились в воздухе | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации, речевые средства для решения познавательных задач, различные способы поиска информации; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими опе- | Определение основы пред-ложения. Выделение словосочетаний в предло- жении |
| нии при помощи вопросов | – Обратите внимание: подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. Это нераспространенные предложения. – Найдите упр. 59. Прочитайте предложение. – Спишите. Подчеркните основу предложения. – Назовите словосочетания. – Запишите. – Назовите главное слово в словосочетании. – Обозначьте его графически. – Назовите зависимое слово. – Обозначьте его графически | (главное сло-во – закружились, зависимое – закружились (где?) в воздухе). Внимательно слушают. Выполняют задание. Подчеркива-ют: стрекочут кузнечики. – Кузнечики (какие?) длинноусые. – Кузнечики. Выполняют задание. – Длинноусые. Выполняют задание | | рациями анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Р – принимают и сохраняют учебные задачи. К – слушают собеседника, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | |
5. Работа по учебнику, с. 37, | Упражнение в разборе предло- | – На с. 37 найдите упр. 61. Прочитайте стихи А. Громовой. | Выполняют задание. | Фрон-тальная. | П – используют знаково-символи-ческие средства | Разбор предло- жения |
упр. 61 | жения по членам предло- жения | – Какое настроение вызывают эти стихи? – Спишите первое предложение. – Что обозначает цифра 4, которая стоит рядом с последним словом в предложении? – Обратите внимание: теперь вы можете выполнить полный разбор предложения по членам предложения – выделить словосочетания в предложении. – Выполните полный разбор предложения по членам предложения. Учитель проводит проверку выполненного задания | Высказывания учащихся. Списывают: «Усталое солнце по небу гуляет». – Надо выполнить разбор предложения по членам. Внимательно слушают. Выполняют задание | Индиви-дуальная | представления информации, речевые средства для решения познавательных задач, различные способы поиска информации, владеют навыками смыслового чтения текста, логическими действиями анализа, синтеза. Р – принимают и сохраняют учебные задачи, пла-нируют, контролируют учебные действия | по членам пред-ложения |
6. Работа по учебнику, с. 37, упр. 62 | Упражнение в на-хождении пар слов, составляющих основу предложения, и пар | – Найдите упр. 62. Прочитайте. Назовите пары слов, которые составляют основу предложения и не являются словосочетаниями. – Назовите пары слов, которые являются словосочетаниями. Назовите главное и зависимое слова. Поставьте вопрос к зависимому слову. | – Солнце скрылось; дятел уселся; он долбил. Выполняют задания. | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – используют знаково-символи-ческие средства для решения познавательных задач, владеют логическими действиями анализа, | Выделение пар слов, являющихся словосочетаниями, и пар слов, |
| слов, составляющих словосо- четания | – Составьте предложения из данных пар слов. – Запишите одно из предложений (по выбору) | – Вечернее солнце скрылось за деревьями. Черный дятел уселся на ствол сосны. Он звонко долбил сухое дерево. Выполняют задание | | синтеза. Р – принимают и сохраняют учебные задачи, пла-нируют, контролируют учебные действия. К – излагают и доказывают свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | которые не явля-ются сло-восочетаниями. Составление предложений |
7. Работа со схемами предло- жений | Упражнение в со-ставлении предложений по заданным схемам | Учитель помещает на доску или проецирует на интерактивную доску схемы предложений: 1) подлежащее → сказуемое какие? ↓ ↓ где? по чему? второстепенный член второстепенный член 2) подлежащее → сказуемое ↓ как? второстепенный член | | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации, речевые средства для решения познавательных задач; владеют логи- ческими дейст- | Составление предложений по заданным схемам |
| | – Рассмотрите схемы. Составьте предложения по заданным схемам. Запишите два предложения (по выбору) | – 1-я схема: «Тяжелые об-лака плывут по небу». 2-я схема: «Люди работают дружно» | | виями анализа, синтеза. Р – принимают и сохраняют учебные задачи, планируют, контролируют учебные действия | |
8. Проверочная работа | Запись предложений под диктовку | 1) Осенние листья шуршали под ногами. 2) На пеньке сидела рыжая белочка. Задание: Подчеркнуть основу одного предложения (по выбору) и выписать словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому. Учитель организует взаимопроверку, затем выносит предложения и выполнение задания на доску (интерактивную доску) | Выполняют задания. Осуществляют взаимопро- верку | Индиви-дуальная. Парная | П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации; владеют логичес-кими действиями анализа, синтеза. Р – принимают и сохраняют учебные задачи, планируют, контролируют, оценивают учебные действия | Запись предложений под диктовку. Выделение в предло- жении основы и слово-сочетаний |
V. Итог урока. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. | – Над какой темой работали на уроке? – При помощи чего устанавливается связь слов в предложении и в словосочетании? Как найти основу предложения? Как найти в предложении словосочетания? Что надо знать, чтобы | Отвечают на вопросы | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. | |
| Заключительная беседа | правильно разобрать предложение по членам предложения? – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 19, упр. 41 | | | Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | |