Ф.И.О. Гришина Татьяна Сергеевна
Предмет: русский язык.
Класс: 3.
Тема урока: «Что такое словосочетание?».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Что такое словосочетание?».
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте готовность к уроку. У вас должны быть на парте: учебник, распечатки и пенал. - Посмотрите на слайд, прочитайте высказывание и скажите, как вы его понимаете? «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русскими словами» (Константин Георгиевич Паустовский). - К чему нам нужно стремиться на уроках русского языка? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Высказывают свое мнение о смысле высказывания. Осуществляют самоопределение к предстоящей учебной деятельности. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Практический (упражнение - словарная работа) Наглядный (демонстрация) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения как подведение к теме. - Открываем тетрадь, записываем число, классная работа. - Сейчас вам необходимо выполнить словарную работу. На экране будут словарные слова. Ваша задача - посмотреть на слайд, попробовать объяснить лексическое значение слов. Праздник-это день торжества в честь какого-либо важного события. Вместе-совместно, сообща; одновременно. Орех-это плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твёрдой скорлупе. Овёс-это однолетнее или многолетнее травянистое растение из семейства злаков. Восток- это сторона света, противоположная западу и соответствующая направлению на восход солнца; часть какой-нибудь территории, лежащая к востоку от остальных. -Записать словарные слова в тетрадь. В словарных словах вы указываете ударение и подчёркиваете орфограммы. Первое слово с большой буквы, а далее через запятую и после всей работы ставим точку. Проверьте свою работу при помощи слайда-эталона. -Что такое предложение? -А теперь составьте с любым словом предложение и подчеркните главные члены предложения. -Помимо главных членов предложения, есть второстепенные. Давайте к ним поставим вопросы. - Ребята, давайте вспомним, из чего состоят предложения? - Правильно! А что мы знаем о словах? - А могут ли слова дружить? - Как слова "дружат" в предложении? | Записывают число и классную работу. Выполняют словарную работу. Объясняют значения слов. Записывают слова в тетрадь. Праздник, вместе, орех, овёс, восток. Проверяют словарную работу по слайду-эталону. -Предложение — это слово или несколько слов, которые связаны между собой грамматически и по смыслу и выражают связную, законченную мысль. Составляют предложение и подчёркивают главные члены предложения. Ставят вопросы от главных членов предложения к второстепенным. -Из слов. - Слова называют предметы, действия, признаки, явления. -Да. -По смыслу. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. К: соблюдать правила ведения диалога. Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. - Я хочу попросить вас описать яблоко. Какие слова приходят вам на ум? - Замечательно! А теперь попробуйте составить письменно из этих слов пары, которые наиболее точно описывают яблоко. - Почему вы выбрали именно эти пары? - Как вы думаете, можно ли назвать эти пары слов одним словом? - Знаете ли вы, как называются вот такие пары слов, которые "дружат" друг с другом? - А теперь откроем учебник на странице 31 и посмотрим, как же называются такие пары слов и какой же будет тема нашего урока. - Сформулируйте цель, которую мы можем поставить перед собой. | Записывают в тетради слово «Яблоко». -Красное, спелое, сладкое. -Красное яблоко, спелое яблоко. - Они лучше описывают яблоко и связаны по смыслу. -Нет, потому что это не одно слово, а два. Выдвигают свои предположения. Открывают и читают название. Цель: познакомиться с понятием «словосочетание». | Объяснять, что такое «словосочетание». | К: соблюдать правила ведения диалога. К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования. П: с помощью педагога формулировать цель. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по составлению плана урока. -А сейчас посмотрите на слайд, и поставьте задачи в правильном порядке. 3. Определять связь главного и зависимого слова в словосочетании по вопросу. 1. Узнать, что такое «словосочетание». 2. Находить словосочетания в предложении. | Задачи: 1. Узнать, что такое «словосочетание». 2. Находить словосочетания в предложении. 3. Определять связь главного и зависимого слова в словосочетании по вопросу. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. -Посмотрите на памятку внизу страницы 31. Давайте прочитаем её (1 ученик читает вслух). -Возьмем для примера словосочетание, которое мы с вами уже записали. -Найдите главное слово, от которого мы можем поставить вопрос к другому слову (яблоко) -Поставьте крестик над этим словом. Поставьте вопрос и проведите стрелку к зависимому слову. - Выполним упражнение 49. Алгоритм выполнения упражнений: 1. Прочитайте все задание вслух (1 ученик). 2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении по шагам (2 ученик). 3.Спишите предложение. 4.Подчеркните основу предложения. 5.Выпишите из предложения подлежащее с второстепенным членом, который его поясняет. 6.Поставьте вопрос от подлежащего к зависимому слову. 7.Выпишите из предложения сказуемое с второстепенным членом, который его поясняет. 8.Поставьте вопрос от сказуемого к зависимому слову. 9. Проверка выполнения (проговаривание). 10. Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения? Организует проведение физминутки. - Выполним упражнение 50 устно. Алгоритм выполнения упражнений: 1. Прочитайте все задание вслух (1 ученик). 2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении по шагам (2 ученик). 3.Выполняем упражнение устно. 4. Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения? | Читают памятку. Работают с примером словосочетания. Читают упражнение про себя. Выполняют упражнение по алгоритму. Выполняют физминутку. Читают упражнение про себя. Выполняют упражнение устно по алгоритму. | Объяснять, что такое «словосочетание». Находить словосочетания в предложении. Определять связь главного и зависимого слова в словосочетании по вопросу. | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. - Выполним упражнение 52. Алгоритм выполнения упражнений: 1. Прочитайте все задание вслух (1 ученик). 2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении по шагам (2 ученик). 3.Спишите предложение. 4.Подчеркните главные члены предложения. 5.Выпишите из предложения словосочетания. 6. Проверка выполнения (проговаривание). 7. Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения? Организует работу в парах. -Сейчас я предлагаю вам выполнить работу в парах на карточках. Для этого повернитесь к своему соседу по парте. (Приложение 1) -Давайте проверим по слайду-эталону. | Читают упражнение про себя. Выполняют упражнение по алгоритму. Подснежники (какие?) голубые. Расцветут (где?) на проталинках. Расцветут (когда?) весной. На проталинках (каких?) лесных. Весной (какой?) ранней. Выполняют работу по карточкам в парах. Осуществляют проверку через слайд. | Объяснять, что такое «словосочетание». Находить словосочетания в предложении. Определять связь главного и зависимого слова в словосочетании по вопросу. | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. К: воспринимать суждения. П: делать выводы. К: работать в парах. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной работы. - Сейчас вы выполните самостоятельную работу, которую позже вы проверите со слайда. (Приложение 2). -Давайте проверим со слайда. Возьмите зеленую ручку/карандаш и исправьте ошибки, если они есть. Надеюсь, у всех получилось выполнить данное упражнение хорошо, если вы допустили много ошибок, то не расстраивайтесь, ведь на ошибках учатся. | Выполняют задания самостоятельной работы, опираясь на инструкцию учителя. Выполняют проверку. | Объяснять, что такое «словосочетание». Находить словосочетания в предложении. Определять связь главного и зависимого слова в словосочетании по вопросу. | П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Способствовать формированию познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. -Посмотрите на слайд. Даны слова (Кот, машина, яркий, солнце, блин, клубника.) Вам нужно устно составить словосочетания. А также найти главное и зависимое слово. -Ребята, а напомните мне тему нашего урока. -Что нового вы сегодня узнали? -Где нам могут пригодиться эти знания? | Устно составляют словосочетания. Находят главное и зависимое слово. Отвечают на обобщающие вопросы. –«Что такое словосочетание?». – О словосочетаниях, как их находить в предложениях и определять связь главного и зависимого слова в словосочетании по вопросу, отличать от нераспространенного предложения. – На уроках русского языка и литературы, в речи. | | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. П: делать выводы. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) | Организует рефлексию учебной деятельности. -Давайте посмотрим на нашу цель, мы достигли её? -Давайте вернёмся к плану. -Все ли задачи мы с вами решили? -Ребята, я предлагаю оценить свою работу на уроке. Для этого отметьте любым цветом на мишени то, как вы себя оцениваете на этом уроке. Чем ближе к центру, тем лучше. Домашнее задание упр. 53 Отметки за урок сегодня получают… -Урок окончен. До свидания! | Оценивают свою деятельность. - Да. - Да. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |