Урок 5. Что такое текст?
Цели: повторить признаки текста; научить детей определять тему текста.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать пред¬ложение и группу предложений; аргументирован но отвечать, до¬казывать свое мнение; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Оборудование: рисунки с изображением птиц: сорока, ворона,воробей, синица.
Ход урока
I. Организационный момент
II Актуализация знаний. Орфографическая минутка
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Молчанка». (Учитель молча показывает рисунки с изображением птиц, дети записывают слова: воробей, сорока, ворона, синица.)
— Поставьте ударение, подчеркните букву, которую мы запоминали.
— А теперь новое задание. Соедините названия птиц и звуки,
которые эти птицы издают. (На доске запись.) Воробей свистит. Сорока каркает. Ворона стрекочет. Синица чирикает.
— Запишите полученные пары. Прочитайте, что у вас получилось.
(Воробей чирикает. Сорока стрекочет. Ворона каркает. Синица свистит.)
— Что вы записали? (Предложения.)
— Докажите. (Можно сказать, о ком говорится в предложении и что говорится о нем.)
Самоопределение к деятельности
— Расскажите о любой из этих птиц. (Отвечают 2—3 учащихся.)
— Что вы составили? (Рассказ.)
— Каким словом можно заменить слово рассказ, вы узнаете, если из цепочки мысленно уберете все буквы, обозначающие звонкие согласные буквы.
ЗВТРЕЛКМСЖТЗ
Итак, тема нашего урока — текст.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 15.
— Прочитайте, что мы должны вспомнить, узнать при изучении этой темы, чему научиться.
— Откройте учебник на с. 16 и прочитайте вопрос, на который
мы должны дать сегодня ответ. (Что такое текст ?} Упр. 12 (с. 16).
— Прочитайте.
— Под каким пунктом записаны слова? предложение? текст?
Обоснуйте свое мнение.
(7 — слова, так как записаны через запятую и не связаны между собой;
2 — предложения, так как слова в них связаны между собой по смыслу, можно сказать, о ком или о чем говорится, но предложения нельзя объединить общей темой;
3 — текст, так как записаны предложения, которые связаны общим смыслом.
— Прочитайте текст и назовите его тему. Как выглядят свиристели. Озаглавьте текст. («Свиристели». «Стайка на ветвях рябины»-}
— Прочитайте первое предложение текста. В каком слове буквы выделены? Какие буквы нужно запомнить в слове свиристели?
Откройте памятку на с. 132. Спишите первое предложение текста.
(Проверка — обмен тетрадями.)
«!» — молодец, внимательно и аккуратно списал.
«+» — нужно еще постараться, есть ошибка или работа небрежная.
«—» — у тебя не получилось списать без ошибок.
— Сделайте вывод: что такое текст? (Ответы детей.)
V. Физкультминутка
(При чтении стихотворения учащиеся показывают руками лево и право.)
Это — правая рука, Это — левая рука.
Справа — шумная дубрава,
Слева — быстрая река.
Справа — роща протянулась,
Слева — чей-то огород... А когда я обернулась, '' (Повернуться.)
Стало все наоборот.
Слепа стала вдруг дубрава,
Справа — быстрая река...
Неужели стала правой моя левая рука?
С. Долженко
VI. Закрепление изученного материала
— Прочитайте правило на с. 17 и скажите: все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос.)
— Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предложений, объединенных общей темой и связанных по смыслу.)
— Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив
упр. 13. Упр. 13 (с. 17).
— Прочитайте.
(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)
— Что прочитали? (Текст.)
— Докажите свое мнение.
Состоит из предложений, которые связаны по смыслу.
— О ком говорится в тексте? (О петушках.) Это тема текста.
— Объясните значение выделенных словосочетаний.
Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмись — появился неожиданно, внезапно.
— Придумайте заголовок к тексту. («Два петушка».)
— Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение.)
Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфографически, потом так же читают эту часть в тетради.
Аналогично читают вторую часть предложения.
— Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей.)
— Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18.
VII. Рефлексия
Упр. 14 (с. 18).
— Прочитайте задание. Скажите, как будете выполнять упражнение. (Прочитаем текст, выберем только те предложения, которые могут составлять текст.)
— Что такое текст? (Несколько предложений, связанных по смыслу и имеющих общую тему.)
— Поднимите руку те, кто сам может выполнить задание. Приступайте к выполнению задания.
Остальным детям учитель дает карточку-под сказку: «Тема текста — ласточки и стриж».
— Кто теперь сможет выполнить задание? Приступайте к выполнению задания.
— Кто не может выполнить задание? (Учитель помогает индивидуально.)
(Фронтальная проверка. Дети читают получившийся текст.)
(Дополнительное задание для учеников, которые составили текст раньше других: придумать заголовок к тексту.)
— Оцените свою работу.
«!» — молодец, выполнил все верно.
«+» — хорошо, ошибся совсем немного.
«—» — с заданием не справился.
VIII. Подведение итогов урока
— Чем отличается группа предложений от текста? (В тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.)
— Что такое тема текста? (То, о чем или о ком говорится в тексте.)
Домашнее задание
Необходимый уровень. Списать оставшиеся предложения из упр. 14 (с. 18).
Программный уровень. Списать первое предложение из упр. 14 (с. 18). Написать еще 2 предложения, чтобы получился текст.