Этапы урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
1.Постановка учебной задачи. – Откройте учебник на с. 12–13. Прочитайте название раздела и темы урока. | – Название раздела – «Текст. Предложение. Словосочетание». |
– Что означают слова, составляющие название темы и раздела? – Проверим ваши предположения. Прочитайте в учебнике на с. 11, чему будем учиться в ходе изучения раздела и темы. – Итак, основные вопросы, которые рассмотрим на уроке (задачи урока записываются на доске или проецируются при помощи проектора на интерактивную доску): • Типы текстов. Умение их определять. • Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Умение определять цель высказывания и интонацию предложения. • Обращение. Умение находить в предложении обращения. • Простые и сложные предложения. Умение их различать. • Словосочетание. Умение выделять словосочетания в предложении. • Умение разбирать предложение по членам. | Тема урока – «Текст. Что такое текст? Какие бывают тексты?». Ответы уча-щихся. Выполняют задание. |
• Умение грамотно расставлять знаки препинания в предложении. – На какие вопросы вы можете дать ответы? Какие вопросы вызывают у вас затруднения? | Ответы уча-щихся |
2. Чистописание.– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать? Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв. – Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных | – Заглавной и строчной букв А, а. Выполняют задание |
3. Изучение нового материала.Организует выполнение задания: учитель произносит словарное слово, названный им ученик вслух проговаривает правильное его написание, остальные учащиеся записывают слово под диктовку: «здравствуй», «до свидания», «прощай», «спасибо». – В каких случаях человек использует в речи слово «здравствуй»? «до свидания»? «прощай»? «спасибо»? | Выполняют задание. Ответы учащихся. |
– Посмотрите на предметную картинку. Что на ней изображено? – Прочитайте про себя слово. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее. | – Орех. Ответы учащихся. – Безударная гласная в корне слова |
– Слово «орех» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически. – Запишите это слово в тетради. Проверьте написанное. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Составьте и запишите предложение или словосочетание с этим словом. – Дома повторите правильное написание слов | Выполняют задания |
– Откройте учебник на с. 12. Найдите упр. 11. – Прочитайте текст упражнения. – Определите, сколько в тексте предложений. – Связаны ли они между собой по смыслу? – О ком говорится в каждом из них? – Можно ли эти предложения назвать текстом? – Почему? – Прочитайте вывод в учебнике на с. 12. | Выполняют задания. – Два. – Да. – О соловье. – Да. Высказывания учащихся. Выполняют задания |
– Какова тема и главная мысль текста? Найдите предложение, в котором главная мысль выражена наиболее отчетливо. – Озаглавьте текст. Обратите внимание на описание соловья, на значение слова «незаметный». – Спишите предложения. Найдите и подчеркните главные члены предложения | и отвечают на вопросы |
– Найдите упр. 12. Прочитайте текст. Докажите, что это не отдельные предложения, а текст. – Почему выделены 3 части? – Какова тема каждой из них? – Какую из частей следует считать вводной, основной, заключительной? Почему? – Подберите заголовок ко всему тексту и к каждой его части. | – В нем несколько предложений, которые объединены общей темой и связаны по смыслу. Имеет свою тему и главную мысль. Его можно озаглавить. Ответы уча-щихся. – Заголовок ко всему тексту – «Случай с утенком». |
– Обратите внимание, что каждая часть написана с красной строки. – Спишите любую часть текста. Проверьте написанное. Подчеркните глаголы. Какую роль они играют в этой части текста? Физкультминутка | Заголовок к 1-й части – «Утка и утята тревожно закрякали». Заголовок ко 2-й части – «Утенок упал в ямку с водой». Заголовок к 3-й части – «Наташа спасла утенка». Выполняют задания. Выполняют движения |
– Рассмотрите таблицу в учебнике на стр. 13. Объясните, почему тексты так названы: повествование, описание, рассуждение. | Рассматривают таблицу, отвечают на вопросы. |
– Как определить тип текста? – К какому типу можно отнести текст упр. 11? – А текст упр. 12? – Определите тип текста по данным заголовкам: 1. Как мы ходили в лес за грибами. 2. Почему нельзя собирать мухоморы? 3. Красив гриб-боровик! – Объясните свое решение | – Текст-описание. – Текст-повествование. – Текст-повествование. – Текст-рассуждение. – Текст-описание. Высказывания учащихся |
– Дома вы будете писать сочинение на основе личных впечатлений о летних каникулах. Для того чтобы у вас получился содержательный и интересный рассказ, необходимо выполнить подготовительную работу. Определите | Выполняют задания |
тему сочинения. Она должна отражать то событие, которое побудило вас написать о нем в сочинении. Какую тему выбрал каждый из вас? – Определим структуру повествовательного текста: в вводной части вы расскажете, где и когда происходило действие, в основной – как все происходило, в заключительной части необходимо подвести итог, выразить свое отношение к событию. Учитель обращает внимание на связь между частями текста и выбор языковых средств для передачи содержания высказывания | (Заслушиваются и обсуждаются некоторые из тем, выбранных учащимися для сочинения.) Далее заслушиваются сообщения учащихся о том, в какой последовательности они будут раскрывать тему сочинения. |
4. Рефлексия. – Над какой темой работали на уроке? – Что выполняли? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Что нового узнали? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: с. 14, упр. 16 | Отвечают на вопросы, обосновывают свое мнение |