Что такое текст-рассуждение?
Цель: дать понятие о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять вид текста (описание, повествование или рассуждение); составлять текст-рассуждение; применять правила правописания.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний
1. Словарная работа
-
Закончите стихотворение.
Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня... (Поступает в первый класс).
Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу... (Потому что он хороший).
А. Барто
-
В стихотворении есть новое словарное слово потому что. В чем особенность этого слова? (Оно пишется раздельно, в два слова.)
Точно так же в два слова пишется так как.
-
Запишите эти слова, запомните их написание. 2. Орфографическая минутка
(На доске записаны слова.)
Футбол, хоккей, волейбол, городки, лапта, баскетбол, теннис.
-
Прочитайте названия спортивных игр.
-
Спишите названия в алфавитном порядке. Допишите название еще одной спортивной игры.
-
Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
Куница — зверек хищный. Гибкая, ловкая, быстрая, она хорошо лазает по деревьям, отлично бегает по земле.
-
Прочитайте текст.
-
Определите вид теста. (Текст-описание.)
-
Докажите. (Описан внешний вид, особенности поведения животного. В тексте много прилагательных.)
К этому тексту можно поставить вопрос какой предмет ?.
-
Прочитайте еще один текст.
Еще зимой в трескучие морозы у медведицы рождаются медвежата. Они маленькие, с рукавичку, и мать еще в берлоге кормит их молоком.
-
Определите вид теста. (Текст-повествование.)
-
Докажите. (Рассказывается о событиях и действиях.) К этому тексту можно поставить вопрос что произошло ?.
-
Прочитайте третий текст.
Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему?
Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звездочек. Атак как ломается их сразу очень много — вот мы и слышим треск.
К этому тексту можно поставить вопрос почему? Это текст- рассуждение. Рассуждение — это объяснение какого-либо явления.
-
Назовите тему урока.
Упр. 180 (с. 105).
(Устное выполнение с комментированием.)
-
Найдите в тексте-рассуждении три части:
-
Мысль, требующую доказательств. (Сова — уникальная птица.)
-
Объяснение, доказательство (Оба глаза «на лице», поворачивает голову, летает бесшумно, видит и днем, и ночью.)
-
Вывод. (Сова — птица-чудо.)
Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь, Ну а потом я вырасту, До лампы дотянусь.
Упр. 181 (с. 106).
(Устное выполнение с комментированием.)
Карточка
Текст-описание Что произошло?
Текст-повествование Какой?
Текстграссуждение Почему?
-
С каким текстом мы познакомились?
-
На какой вопрос отвечает текст-рассуждение?
-
Из каких частей состоит?
Домашнее задание
Выполнить упр. 182 (с. 106).