СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое тема и главная мысль текста

Категория: Русский язык
Тема: Текст

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с темой и мыслью текста. Разбор. Целью данной разработки является научить отличить и понимать данные термины.

Просмотр содержимого документа
«Что такое тема и главная мысль текста»

МБОУ «Нововасильевская ООШ»











Конспект урока

на тему

«Что такое тема и главная мысль текста»

УМК «Школа России»

Русский язык 2 класс









Подготовила

учитель начальных классов

Ширшицкая Ольга Владимировна













2018/2019 учебный год



Цель: научить определять тему и главную мысль текста.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему, главную мысль текста; озаглавливать текст; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I . Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Кот, у, Тишка, жил, Миши. Душистая, лугу, на, трава. Груши, малыши, сочные, ели.

— Из слов каждой строки составьте предложение.

— Можно сказать, что у вас получился текст? (Нет, предложения не связаны по смыслу.)

— Подчеркните орфограммы в словах. (Дети подчеркивают сочетания ЖИ, ШИ, ЧН, имена собственные.) — Найдите слово, в котором гласных букв больше, чем согласных. (Ели.)

— В каких словах все согласные глухие? (Кот-, Тишка.}

III. Самоопределение к деятельности

(Текст на карточках)

Слоны - умные животные. Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду таскают. Они даже гулять с детьми ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел.

(По Б. Житкову)

— Перед вами лежат карточки. Прочитайте и скажите, можно ли утверждать, что здесь написан текст? (Это текст. Он состоит из трех предложений. Они связаны по смыслу. Тема текста — слоны)

— Для чего Б. Житков написал этот текст? Что хотел сказать автор этим текстом? (Ответы детей)

— Озаглавьте текст («Умные животные», «Умные слоны»)

— В каждом тексте есть главная мысль. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)

IV. Работа по теме урока Упр. 15 (с. 13).

— Прочитайте текст

— Найдите предложение, в котором говорится самое главное, что хотел сказать автор («Хорошее знакомство — в прибыль нам»)

— Как понимаете эти слова? (Человек много получает от хорошего знакомства)

— Докажите, что заголовок отражает главную мысль. (Поведешься с хорошим человеком, сам хорошему научишься)

— Спишите предложение, в котором выражена основная мысль. (Дети списывают последнее предложение)

— Прочитайте, что такое главная мысль текста. (Это то главное, о чем хотел сказать автор.)

V. Физкультминутка

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись, вверх поднимись.

А теперь чуть-чуть попрыгай,

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 16 (с. 19).

(Дети читают текст самостоятельно)

— Определите тему текста. (Муравей попал под дождь.)

Назовите главную мысль текста. (Благодаря своей находчивости муравей спасся от дождя и попал домой)

— В каком предложении говорится о том, как муравей укрылся от дождя? («Залез муравей...»)

— Спишите это предложение

(Проверка. Самопроверка, сверка с текстом учебника)

Упр. 17 (с. 19).

— Прочитайте задание

— Какое задание вы будете выполнять письменно? (Списать предложение)

— Спишите и проверьте написанное.

— На написание каких орфограмм нужно обратить особое внимание? Проверьте, правильно ли вы их написали.

— Прочитайте задания для устной работы.

— Почему говорят, что сентябрь без плодов не бывает? (В сентябре созревают овощи и фрукты)

— Докажите, что это не текст, а предложение. (Текст состоит из нескольких предложений, а здесь только одно предложение)

— Составьте устно текст, включив в него данное предложение. (Отвечают 2— 3 учащихся. Дети определяют основную мысль текста)

2. Словарная работа

— Написание какого слова мы должны запомнить? (Сентябрь)

— Спишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

— Дайте определение: что такое сентябрь? (Это первый осенний месяц)

VII. Рефлексия

— Перед вами на листочках текст. Прочитайте его и спишите предложение, в котором заключена главная мысль текста.

От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа - как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на полу, крыльями взбивают ее, привёртывают... Брызги над лужей — фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них — удовольствие.

(Дети списывают последнее предложение)

VIII. Подведение итогов урока

— Что узнали о тексте? (В каждом тексте есть главная мысль)

— Что такое главная мысль? (Это то главное, о чем хотел сказать автор)



— Может ли быть текст без главной мысли? (Нет. Получится бессмыслица)

Домашнее задание

Нарисовать рисунок на тему «Сентябрь». Программный уровень. Написать текст из трех-четырех предложений по теме «Сентябрь».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!