МБОУ «Нововасильевская ООШ»
Конспект урока
на тему
«Что такое тема и главная мысль текста»
УМК «Школа России»
Русский язык 2 класс
Подготовила
учитель начальных классов
Ширшицкая Ольга Владимировна
2018/2019 учебный год
Цель: научить определять тему и главную мысль текста.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему, главную мысль текста; озаглавливать текст; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
I . Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Кот, у, Тишка, жил, Миши. Душистая, лугу, на, трава. Груши, малыши, сочные, ели.
— Из слов каждой строки составьте предложение.
— Можно сказать, что у вас получился текст? (Нет, предложения не связаны по смыслу.)
— Подчеркните орфограммы в словах. (Дети подчеркивают сочетания ЖИ, ШИ, ЧН, имена собственные.) — Найдите слово, в котором гласных букв больше, чем согласных. (Ели.)
— В каких словах все согласные глухие? (Кот-, Тишка.}
III. Самоопределение к деятельности
(Текст на карточках)
Слоны - умные животные. Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду таскают. Они даже гулять с детьми ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел.
(По Б. Житкову)
— Перед вами лежат карточки. Прочитайте и скажите, можно ли утверждать, что здесь написан текст? (Это текст. Он состоит из трех предложений. Они связаны по смыслу. Тема текста — слоны)
— Для чего Б. Житков написал этот текст? Что хотел сказать автор этим текстом? (Ответы детей)
— Озаглавьте текст («Умные животные», «Умные слоны»)
— В каждом тексте есть главная мысль. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)
IV. Работа по теме урока Упр. 15 (с. 13).
— Прочитайте текст
— Найдите предложение, в котором говорится самое главное, что хотел сказать автор («Хорошее знакомство — в прибыль нам»)
— Как понимаете эти слова? (Человек много получает от хорошего знакомства)
— Докажите, что заголовок отражает главную мысль. (Поведешься с хорошим человеком, сам хорошему научишься)
— Спишите предложение, в котором выражена основная мысль. (Дети списывают последнее предложение)
— Прочитайте, что такое главная мысль текста. (Это то главное, о чем хотел сказать автор.)
V. Физкультминутка
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись, вверх поднимись.
А теперь чуть-чуть попрыгай,
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 16 (с. 19).
(Дети читают текст самостоятельно)
— Определите тему текста. (Муравей попал под дождь.)
Назовите главную мысль текста. (Благодаря своей находчивости муравей спасся от дождя и попал домой)
— В каком предложении говорится о том, как муравей укрылся от дождя? («Залез муравей...»)
— Спишите это предложение
(Проверка. Самопроверка, сверка с текстом учебника)
Упр. 17 (с. 19).
— Прочитайте задание
— Какое задание вы будете выполнять письменно? (Списать предложение)
— Спишите и проверьте написанное.
— На написание каких орфограмм нужно обратить особое внимание? Проверьте, правильно ли вы их написали.
— Прочитайте задания для устной работы.
— Почему говорят, что сентябрь без плодов не бывает? (В сентябре созревают овощи и фрукты)
— Докажите, что это не текст, а предложение. (Текст состоит из нескольких предложений, а здесь только одно предложение)
— Составьте устно текст, включив в него данное предложение. (Отвечают 2— 3 учащихся. Дети определяют основную мысль текста)
2. Словарная работа
— Написание какого слова мы должны запомнить? (Сентябрь)
— Спишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
— Дайте определение: что такое сентябрь? (Это первый осенний месяц)
VII. Рефлексия
— Перед вами на листочках текст. Прочитайте его и спишите предложение, в котором заключена главная мысль текста.
От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа - как озеро.
Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на полу, крыльями взбивают ее, привёртывают... Брызги над лужей — фонтаном.
Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них — удовольствие.
(Дети списывают последнее предложение)
VIII. Подведение итогов урока
— Что узнали о тексте? (В каждом тексте есть главная мысль)
— Что такое главная мысль? (Это то главное, о чем хотел сказать автор)
— Может ли быть текст без главной мысли? (Нет. Получится бессмыслица)
Домашнее задание
Нарисовать рисунок на тему «Сентябрь». Программный уровень. Написать текст из трех-четырех предложений по теме «Сентябрь».