СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое тьюторство

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что такое тьюторство»

Общая методика 25.05.20

1. Что такое тьюторство? Кто такой тьютор?

Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, координирует поиск информации обучающимися для самообразования, сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

Тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации, сопровождает разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы.

2. Какова история возникновения тьюторства?

Истоки первой тьюторской практики исследователи относят ко времени появления первых европейских университетов. Как пишет Н.В. Рыбалкина, если строить точную генеалогию, феномен тьюторства происходит из Великобритании и зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже…

К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется – всё большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор же ближайший советник студента и помощник при всех затруднениях…

В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую.

С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор.

3. Каковы задачи, реализуемые специалистом-тьютером?

Основными задачами тьюторского сопровождения являются:

  • Выявление и развития образовательных интересов и мотивов учащегося.

  • Нахождение актуальных и современных образовательных ресурсов, необходимых для разработки индивидуальной образовательной программы.

  • Работа с образовательным заказом, поступающим от семьи учащегося.

  • Формирование у учащегося учебной и образовательной рефлексии.

4. Чем отличаются педагогические позиции психолога, учителя, классного руководителя и тьютера? Ответ представьте в виде таблицы.

Пед. позиция

Психолог

Кл. руководитель

Учитель

Тьютор

Цель деятельности

повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.

создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

повышение качества образования за счет интенсификации, дифференциации, индивидуализации процесса обучения, воспитания и развития, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся по вопросам новых технологий. компетенция познавательный урок литература

персональное сопровождение каждого обучающегося в образовательном пространстве школы

Обязанности

Перечислим основные должностные обязанности психолога: Обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и социализации учащихся. Выявление причин возникновения проблемных ситуаций между учащимися. Оказание психологической помощи детям, которые в этом нуждаются. Участие в разработке развивающих и коррекционных программ. Контроль образовательного процесса. Консультирование педагогов и родителей по вопросам развития, социализации и адаптации детей. Анализ творческих и образовательных достижений детей, их успеваемости. Оценка эффективности работы педагогов.

Ведет классный журнал.

Ведет личные дела учащихся и следит за их состоянием.

Организует классный коллектив: организует коллективное творчество, работает по привлечению каждого учащегося к общественной работе.

Организует дежурство по классу, школе.

Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.

Заботится о внешнем виде воспитанников (наличие школьной формы)

Организует питание. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросам питания

Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместно с родителями, социальным педагогом контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины.

Создает обстановку, благоприятствующую учебе.

Координирует деятельность учителей, работающих в классе.

Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости школьников.

Следит за своевременным заполнением учителями-предметниками электронного дневника.(Дневник.ру)

Создает особые условия для развития наиболее одаренных детей, развития их познавательных интересов, расширяя их кругозор (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии и т.д.)

Создает благоприятный климат в классе, формирует благожелательные межличностные взаимоотношения, корректирует и регулирует их.

Организует творческие дела в классе.

Организует охрану и укрепление здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в спортивную работу.

Ищет интересные формы, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с классом, проводит еженедельно классный час.

Изучает личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения родителей и учителей, работающих в классе.

Работает с характеристиками учащихся.

Помогает учащимся в выборе профессии, проводит профориентационную работу в классе

Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей, если такие имеются в классе. Сотрудничает с социальным педагогом.

Выявляет, едет учет и работу с детьми социально незащищенных категорий.

Выявляет, ведет учет и работу с детьми из неблагополучных семей.

Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих на учете в ПДН.

Проводит родительские собрания один раз в триместр.

Изучает условия воспитания в семье.

Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровня образования (образовательных стандартов).

Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся;

Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Участвует в деятельности Педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи.

Участвует в установленном порядке в промежуточной аттестации обучающихся.

Заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению  директора школы или заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Дежурит по школе в соответствии с графиком дежурств.

Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя.

В случае выполнения обязанностей заведующего кабинетом.


Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.



5. Назовите основные принципы и технологии работы тьютора.

  • Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы. Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода в принципе возможна, она тогда строится как средство компенсации «помех» в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика.

  • Тьюторские технологии, которые сегодня выстраивают и стремятся воспроизводить участники большого педагогического сообщества, включенного в тьюторское движение, направлены именно на реализацию идеи индивидуализации, учитывая при этом, что любое обучение не может быть эффективным без учета индивидуальных особенностей учащихся.

  • Еще один принцип, на который, помимо индивидуализации, опирается наше понимание тьюторства, – это принцип открытости образования. Открытость образования – это такой взгляд и такой тип рассуждения, при котором не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) имеют образовательные функции.

6. Выявите особенности тьюторского сопровождения в системе дополнительного образования.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программами, и реальными возможностями ученика усвоить их. Учет особенностей учащихся осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действия и т.д., однако содержание образования здесь заранее предопределено.