Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое аннотация и как её составить. Учимся составлять аннотации.
Цель урока: Продолжать работу по формированию умения работать с книгой, находить в книге аннотацию; дополнять аннотацию именами героев, названиями рассказов; пользоваться библиотекой.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Знать:
- понятия «форзац», «оборот титула», «титульный лист»;
-понятие «аннотация»; где располагается аннотация.
Уметь:
-находить в книге аннотацию; дополнять аннотацию именами героев, названиями рассказов;
-пользоваться библиотекой
-находить элементы книги; отвечать на вопросы;
-содействовать развитию письменной и устной связной речи учащихся;
-воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять учебную задачу;
-перерабатывать информацию, преобразовывать её;
-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
- определение степени успешности своей работы.
Познавательные УУД
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач;
- использовать знаково-символические средства, схемы;
- извлечение необходимой информации из учебника, из рассказа учителя;
- умение оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций;
Коммуникативные УУД
- выполнение различных ролей в группе,
-уважительное отношение к позиции другого при работе в паре, в группе,
- использовать речь для регуляции своего действия; формировать собственное
Личностные
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
- формирование мотивации к обучению и познанию
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
- формирование уважительного отношения к иному мнению
Оборудование: учебник « Русский язык» 2 часть. Академкнига 2014г., тетрадь
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2 мин | Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что на уроке вам будет интересно, и вы будете активно работать. | Учащиеся настраиваются на позитивное начало урока. | Личностные УУД - сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. |
2.Повторение изученного. Целеполагание. Этап предполагает создание мотивации к повторению изученного материала. Определение целей урока. 7 мин. | Откройте учебник на с. 71. Мы опять встречаемся с героями нашего учебника и их одноклассниками. (Учитель читает текст). Я предлагаю вам помочь Мише и найти ответы на вопросы, данные на с. 72-73. Для этого поработаем в парах. Нужные ответы коротко записывайте. В какой теме учебника можно освежить знания по этим вопросам? («Как устроена книга?»). Как её найти в учебнике? Вы должны ответить на вопросы: 1. Объясните понятия «форзац», «оборот титула», «титульный лист» или покажите. 2. Где в книге находится оглавление? 3. В какой части книги находится аннотация? 4. Какой цели мы сегодня будем достигать? | Учащиеся делятся на пары. Читают вопросы, обсуждают ответы. Учащиеся выбирают одного делегата и он отвечает на вопросы. Будем учиться составлять аннотацию. | Познавательные УУД. -уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - систематизировать понятия «форзац», «оборот титула», «титульный лист», «аннотация», где располагается аннотация Коммуникативные УУД -умение слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций |
3. Работа над темой урока. ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает усвоение детьми нового знания. Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий. 10 мин. | Прочитайте текст разъяснения, что такое «аннотация». Есть ли у вас вопросы? На эти вопросы мы сейчас и ответим, выполнив упражнения 27, 28. Упр. 27. Прочитать очень короткую аннотацию к книге В. Драгунского и устно дополнить её, пользуясь советами Летучей мыши. Упр. 28. Прочитать короткую и расширенную аннотации к книге С. Козлова и ответить на вопросы. | Один ученик читает текст. Учащиеся задают возникшие вопросы. Ответы учащихся. | Коммуникативные УУД -формулирование вопрсов в устной форме; - осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствуют формированию личностных УУД Познавательные УУД: -общеучебные: структурирование знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
4. Физминутка. 3 мин. | | | |
4. Закрепление. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). 15 мин. | Познакомьтесь ещё с несколькими аннотациями, знакомых нам книг. (Учитель знакомит детей с аннотациями)-приложение. Обращает внимание на их содержание, объём и место нахождения. Какие правила надо соблюдать при работе с любой книгой? Теперь нам предстоит работа в группах. Необходимо составить аннотацию к нескольким книгам, используя информацию, полученную на уроке. | Ученики участвуют в беседе. Отвечают на вопросы. - Книгу нужно содержать в чистоте. - Нельзя перегибать переплет. - Нельзя вырывать из книги страницы, писать в ней. Дети делятся на группы. Каждая группа получает книгу и составляет к ней аннотацию | Регулятивные УУД - планирование своей деятельности - прогнозирование поиска информации Коммуникативные УУД - умение выражать свои мысли -планирование учебного сотрудничества со сверстниками, -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; --управление поведением партнера. |
5. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. 3 мин. Домашнее задание: упр. 29 | Какую мы поставили цель? Мы её достигли. Где ещё можно потренироваться. Сформулируйте свои ответы на вопросы: - Я умею… - Я могу научить… - Я сомневаюсь… Все научные группы хорошо поработали. Справились со своей задачей без ошибок, сумели выделить главное, поэтому вашу работу оценю на отлично. - Какое настроение у вас после этого урока?. | Учащиеся отвечают на вопросы оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные УУД. -оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. - определение степени успешности своей работы. Личностные УУД -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |
Приложение
"Сказка о рыбаке и рыбке" - одно из самых известных и любимых детьми произведений А. С. Пушкина. "Жил старик со своею старухой у самого синего моря" - как заклинание звучит сквозь века, и мы попадаем в сказочный мир, созданный гениальным поэтом, а живописные иллюстрации знаменитого художника А. М. Лаптева пробуждают наше воображение.
Сказка "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" - это история о волшебстве, чудесных знакомствах и невероятных приключениях. Превращённый в крошечного человечка, Нильс встречает стаю гусей и вместе с ними совершает сказочное путешествие по родной стране. Какое заклинание должен произнести главный герой и через какие препятствия пройти, чтобы вернуться домой к родителям, вы узнаете, дочитав до конца это великолепную сказку. Иллюстрации народного художника Рос
Сказка-притча "Маленький принц" появилась в 1943 году, за несколько месяцев до последнего боевого вылета писателя.
Сент-Экзюпери любил повторять, что именно в детские годы формируются основные качества человека и что безмерно счастлив тот, кто на всю жизнь сумел сохранить удивление перед миром и благодарное отношение ко всему живому. "Все мы родом из детства", - напоминает писатель и знакомит нас с самым загадочным, трогательным и бесконечно хрупким существом по имени Маленький принц. При всей своей беззащитности, Маленький принц непримирим к жадности и честолюбию. Перед силой его доброты и простодушной мудрости отступает даже сама желтая змейка - смерть, пока Маленький принц не призывает ее к себе, чтобы такой ценой спасти любимое существо, которое он приручил. Каждый человек, будь то взрослый или ребенок, слушая сказку, задумается, или, как говорил Маленький принц, "увидит сердцем" это пронзительно-печальное поэтическое произведение, в котором Сент-Экзюпери выразил свои самые заветные мысли. Что необходимо ценить человека, его улыбку. Что нельзя жить без любви и дружбы. И что людям нужна красота поэзии и доброта так же, как чистая вода родника.