Тема: «Что такое погода?».
Цели урока: дать общее представление о погоде, из чего она складывается, развивать интерактивное взаимодействие учащихся с ТСО.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, образцы термометров, УМК А.А. Плешакова (учебник, рабочая тетрадь, тесты), книга «Какая завтра погода?» М Кривич, О. Ольгин, изд. «Малыш», М. 1986.
1. Организационный момент. Здравствуйте ребята. Дети садятся на свои места, проверяют готовность к уроку.
2. Повторение пройденного материала. Что такое термометр?
Какие термометры вы знаете? Покажите их.
Из чего состоит термометр? Для чего нужен этот прибор? (у каждого ребенка модель термометра)
Покажите на модели термометра температуру +15 градусов, 0 градусов, 5 градусов ниже нуля, 25 градусов тепла, -14 градусов, 30 градусов выше нуля, 40 градусов мороза.
Как изменяется температура от лета к осени?
Температура +10 градусов. В какое время года это может быть? Температура воздуха 20 градусов ниже нуля. Может ли это быть летом?
При какой температуре теплее: -7, 0, +2 градуса?
При какой температуре холоднее: 0, 4, 6 градусов?
А сейчас мы выполним тест по теме: «Как измеряют температуру?» Дети выполняют тест (Тесты А.А. Плешакова).
3. Сообщение темы урока. Когда мы слышим слова «температура воздуха», мы сразу понимаем, что речь идет о погоде. Что же такое погода? Об этом будет разговор сегодня на уроке.
4. Работа по теме урока. Как вы думаете, что такое погода? (выслушиваются ответы детей).
А теперь послушайте рассказ «Что такое погода» из книги М.Кривич и О.Ольгина «Какая завтра погода?»
Мы живем на планете Земля, которая вращается вокруг Солнца. Солнечные лучи несут нам тепло и свет, они дают жизнь растениям, животным, людям. Однако дело не только в солнечных лучах. В чем же еще? В воздухе. В том самом воздухе, которым все мы дышим. Наша Земля окружена воздушной оболочкой. Этот невидимый воздушный океан, в котором мы живем, называется атмосферой. Воздух очень легкий. Но не забывайте, что мы живем на самом дне воздушного океана. И весь воздух, который у нас над головой, на нас давит. Поэтому и говорят: атмосферное давление. Мы атмосферного давления не замечаем, потому что внутри каждой клетки нашего тела точно такое же давление, что и снаружи. Но измерить его можно, для этого есть приборы – барометры. Они показывают, что давление все время меняется. Это – причина, по которой возникают ветры. Физминутка Так что же такое погода? Давайте посмотрим на доску. Что такое облачность? Прочитаем в учебнике. Дети открывают учебники и читают. Облако – скопление крошечных капелек воды или кристалликов льда. Облака бывают разных форм и расцветок. Некоторые похожи на клочки ваты, другие покрывают все небо. Перистые облака плывут высоко в небе, а кучевые ползут низко над Землей. Когда небо чистое, солнечное, без облаков, то говорят – ясная погода. Когда небо частично закрыто облаками, то говорят – облачная погода. Когда небо все полностью затянуто облаками и нет просветов, то говорят – пасмурная погода. Какие осадки кроме дождя и снега вы знаете? Град очень похож на дождь, только вместо капель воды с неба падают твердые округлые кусочки льда – градины. Обычно они невелики по размеру, но изредка попадаются градины, которые больше теннисного мяча. Зафиксирован случай выпадения неимоверно крупного града. Это произошло в Москве 24 июня 1904 года. Вес градин, выпавших тогда, достигал 400 граммов и более. Они имели острые шипы. Град падал с такой силой, что стекла теплиц были словно прострелены ядрами. В почве градины выбивали углубления до 6 сантиметров.
Мы уже вспомнили о том, как образуется ветер. Он может превратить жаркий день в прохладный, а может рассеять дождевые облака, так что вновь будет светить солнце. Ветер может быть легким дуновением, а может вырывать с корнем деревья и разрушать дома.
Что это за ветры? Торнадо – так называют в Северной Америке смерч гигантской, разрушительной силы. Эти вихри крушат на своем пути все. Когда торнадо идет по земле, он напоминает огромный пылесос, который все, что встречается на пути, затягивает в воронку.
А бывают ли такие смерчи у нас в стране?
Работа в рабочих тетрадях. Теперь открываем рабочие тетради на стр. 12 и выполняем задания №1, 2 самостоятельно. Затем проверим.
Давайте посмотрим, как называют людей, которые «предсказывают» погоду?
Но раньше не было приборов, помогающих определить погоду. Люди ориентировались на народные приметы. Сейчас мы познакомимся с самыми известными из них.
Работа по учебнику (стр. 23).
Вот еще несколько примет: Кошка свернулась клубком и прикрыла нос лапой – к похолоданию. Красный закат – к ветру. Сильный снегопад – морозы ослабнут. Зацвела черемуха – жди похолодания.
А как вы думаете, людям каких профессий знать прогноз погоды просто необходимо?
5. Закрепление изученного материала. Давайте выполним задание Дети переходят по ссылке на сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9701b28e-eb56-419e-9633-679f98ed3568/ResFile.SWF
Выполняют работу с дневником наблюдений
А сейчас нам надо будет одеть человечка по погоде Дети переходят по ссылке на сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4b1236b7-976f-4a63-9608-3855bd681dd4/index_listing.html
6. Итог урока. Итак, что такое погода? Какие осадки вам известны? Какая может быть облачность? Как называется наука о погоде? Вам понравился урок?
Домашнее задание. Учебник стр. 20-23 Рабочая тетрадь стр. 12 №3
Урок окончен.Презентация "Что такое погода?" 1.01 Мб.