Дата:
Занятие прикладного курса по русскому языку в 10 классе - 1 час
Тема: Что такое журналистика? Язык и история народа
Цели урока: учащиеся будут иметь представление о журналистике, о происхождении, распространении и развитии русского языка, отрабатывая навыки правописания; научатся составлять тезисный план; воспитывая культуру оформления работы.
Ход урока
I. Оргмомент
1. Орфографическая разминка.
— Определите вид орфограммы, встречающейся в каждом слове, устно подберите проверочные слова:
Поразительный, рождающееся, развитой, образумить, показать, впечатляющий, бесконечно, органическое, увядающий, граница, благословение, гениальность, вольнолюбивый, живописный, заверять, измерять.
2. Р\Р: Прочитать упр. 3 – поговорим о развитии языка.
3. Комментированное письмо
Утренние шепотки:
Вставайте с правой ноги по утрам. Коснувшись пола ногой, произнесите шепоток:
«Встаю навстречу своему счастью!» Уходя из дома, обязательно посмотритесь в зеркало и скажите: «Мое отражение — удачи притяжение», и улыбнитесь.
Если утром вы пьете чай или кофе и хотите взбодриться и набраться сил, то скажите своей кружке: «Пью силу, пью здоровье, пью энергию этого дня» .
Вечерние шепотки:
Умываясь или принимая душ, скажите: «Смываю негатив, стираю обиды, вымываю тоску».
Это поможет вам снять с себя напряжение и стресс, полученный в течение дня, и приведет ваше эмоциональное состояние в порядок.
4. Работа по учебнику – упр.5
Пунктуационный разбор (каждый знак учащиеся комментируют).
4. Фронтальный опрос по теме предыдущего урока.
— Расскажите о взаимосвязи языка с обществом, культурой, историей народа.
II. Работа по теме урока
1. Что такое журналистика?
2. Слово учителя:
Каждый из нас, я думаю, знает своё «родословное дерево». К этому особый интерес проявляется в подростковом возрасте, каждому хочется узнать: кто мы есть такие, откуда вышли родом. Так и языки могут быть «родственниками» друг другу. Так, русский, украинский, белорусский — «дети» древнерусского. Он в свою очередь — «сын» того языка, на котором говорили все славяне, когда они были ещё единым народом, жившим на небольшой территории. Правда, спорят о том, где эта территория находилась. Её ищут и в нынешней Польше, и у подножия Карпатских гор, и в степях Южной Украины. Этот общий язык древних славян так и назывался — общеславянский.
В VI—VII в.в. славяне занимали земли от Адриатики на Юго-западе до верховьев Днепра и озера Ильмень на Северо-востоке. Но в это время этноязыковое единство распалось. Образовались три близкородственные группы: восточная (древнерусская народность), западная (на базе которой сложились поляки, чехи, словаки, поморские славяне, лужичане) и южная (её представители болгары, сербохорваты, словенцы, македонцы). Восточнославянский (древнерусский) язык просуществовал с VII по ХIV век. Феодальная раздробленность, войны привели к распаду древнерусские народности. Постепенно распалось и единство древнего русского языка. Образовались три центра новых этноязыковых объединений, боровшихся за свою славянскую самобытность: северо-восточный (великорусы), южный (украинцы) и западный (белорусы). В ХIV—ХV в.в. на базе этих объединений складываются близкородственные, но самостоятельные восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский.
Подведём итоги.
Дата:
Занятие прикладного курса по русскому языку в 10 классе - 1 час
Тема:
2. Работа по учебнику (упр. 267).
— Сегодня мы с вами поработаем над упр. 267. Из упражнения вы получите общие сведения о языке.
— Внимательно прочитайте и составьте тезисный план текста. Учащиеся работают самостоятельно.
Примерный план:
План | Тезисы |
О принадлежности русского языка к восточнославянской группе и функции языка в мире. | Русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейских языков. Русский язык — язык русской нации, средство межнационального общения, один из официальных рабочих языков международных организаций. |
Численность людей, говорящих на русском языке. | В конце ХХ в. в мире владеют русским языком свыше 250 миллионов человек. В России — 143,7 млн., в других государствах — 88,8 млн. человек. |
Функционирование русского языка как государственного. | Как государственный язык РФ русский язык активно функционирует во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость. |
О преподавании русского языка. | Русский язык преподается во всех школах РФ и в некоторых учебных заведениях СНГ и других стран. |
Формы существования русского языка. | Современный национальный русский язык существует в нескольких формах — литературный язык с одной стороны, территориальные и социальные диалекты, а также просторечия — с другой. |
Три периода в истории русского языка. | Первый период (VI—VII—ХIV вв.) восточных славян из общеславянского единства. В ХIV в. начинается деление на три языка: русский, украинский, белорусский.Второй период — распад единого восточнославянского языка и выделение языка великорусской народности. Третий период — начиная с ХVII в. начало формирования языка. |
Расширение лексики русского языка. | Расширение международных связей нашло отражение в активизации заимствования из западноевропейских языков. |
Формирование норм русского национального языка, | В процессе синтеза различных элементов (народно-разговорная речь, черты делового языка, западноевропейские заимствования, славянизмы) в ХVIII в. вырабатываются нормы русского национального языка. Оказывает влияние развитие литературы (от А. Д. Кантемира до А. С. Пушкина). |
Роль писателей в развитии современного русского языка, влияние языка науки и публицистики. | Со второй половины ХIХ в. на развитие русского литературного языка оказывает большое влияние языковая практика крупнейших художников слова, язык науки и публицистики. |
Пути пополнения русской лексики | Словообразовательно мотивированные слова (95 %) лексики |
III. Итоги урока
— Что вы узнали о происхождении, распространении и развитии языка? (Учащиеся приводят примеры цитат из тезисного плана и рассказа учителя.)
Домашнее задание
1. Подготовить связный рассказ по пунктам тезисного плана, используя дополнительный материал из других источников.
2. Выполнить задания 1, 2, 3 к упр. 267 (стр. 133).
3. Выучить три периода истории русского языка.
4. Повторить орфограмму «гласные в чередующихся корнях».