СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что у нас над головой? Что у нас под ногами?" (Урок-экскурсия)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение урока-экскурсии позволяет дать первоначальные представления о процессах изменения в природе, представление об объектах живой и неживой природы. Дети учатся: наблюдать за природой; фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков; следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии

Просмотр содержимого документа
«"Что у нас над головой? Что у нас под ногами?" (Урок-экскурсия)»

УРОК-ЭКСКУРСИЯ

Автор: Романовская Вера Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ «Русановская ООШ»

ТЕМА: ЧТО У НАС НАД ГОЛОВОЙ? ЧТО У НАС ПОД НОГАМИ?

Обобщение урока: изменения в природе происходят везде – над головой и под ногами.

Цель урока: дать представление о процессе изменения в природе, представление об объектах живой и неживой природы.

Материалы к уроку: схематичное изображение дерева «Дерево изменений»; конверт «Помощник ответа»

Материалы для проведения экскурсии: планшетки с листами для зарисовки изменений, рабочие перчатки, пакет для мусора.

Планируемый результат

Дети учатся:

  • Наблюдать за природой;

  • Фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков;

  • Следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии;

  • Проводить простейшие наблюдения необходимой информации и проверки гипотез об изменениях в природе.¹

Умения, характеризующие достижения результата:

  • Определять цель наблюдения, выстраивать план наблюдения и фиксировать результаты;

  • Выбирать из предложенного набора необходимое для проведения наблюдения оборудование (лупа, стакан, лопатка ит.п.);

  • Фиксировать результаты наблюдений и опыта в предложенной форме (словесное описание, рисунок);

  • Следовать инструкции (плану) проведения наблюдений;

  • Выдвигать гипотезы;

  • Собирать необходимую информацию и представлять её в виде схемы;

  • Делать обобщения.

ХОД УРОКА-ЭКСКУРСИИ

  1. Актуализация знаний. Мотивация

Учитель. На сегодняшнем уроке мы отправимся в настоящее путешествие на школьный двор. Давайте подумаем, что мы можем изучать на таком занятии.

(Учащиеся предполагают, что можно изучать на школьном дворе, ведь мы каждый день проходим по нему)

Учитель. Ребята, мы пойдем на школьный двор сегодня, затем через неделю, а потом через месяц. Как вы думаете, то, что мы увидим сегодня, будет отличаться от того, что мы увидим через неделю?

(Выслушать ответы детей, помочь им сформулировать тему изучения на уроке)

Учитель. Значит, что мы будем наблюдать?

Дети. Изменения в природе.

Учитель. А где мы будем наблюдать эти изменения? Что может измениться?

(выслушав ответы детей, учитель систематизирует их догадки в форме основного предположения: изменения в природе могут происходить везде - над головой и под ногами – на небе, на земле и т.д.)

Учитель. Не всякий человек нам поверит, например вот этот мальчик, которого зовут «Никому не верю». Как нам его убедить, что наше предположение об изменениях верно?

Дети. Пригласить мальчика пойти с нами на экскурсию и показать ему все изменения в природе.

Учитель. Да, мы пригласим мальчика пойти с нами и вместе понаблюдать. Так какая же цель нашей экскурсии?

(Выслушав детей, сформулировать цель: собрать такие факты, которые доказывают, что в природе происходят изменения)

Учитель. А что значит факты?

(Выслушав ответы детей, отметить, что факт – это конкретные сведения, информация о чем–то)

Учитель. Итак, сегодня мы будем собирать факты с помощью наблюдений.

Учитель проводит инструктаж, знакомит с правилами поведения на экскурсии.

Правила поведения на экскурсии

  • На занятиях будет полезна очень интересная вещь: её нельзя потрогать, её нельзя увидеть, её может услышать только внимательный человек. Что это? (Тишина)

  • Вы должны внимательно слушать инструкцию и выполнять задание как можно точнее.

  • Нужно работать в парах (или группах), не мешая друг другу, быстро распределять обязанности.

  • Быстро собираться по сигналу учителя, вставать в круг или строиться парами.

  • Высказывать своё мнение можно только по очереди, не перебивая других. Внимательно слушать одноклассников.

  1. Сбор фактов на экскурсии. Исследование

(Перед тем как учащиеся приступят к сбору фактов, необходимо провести вводную беседу. Для этого детей можно собрать в круг, напомнить им цель экскурсии)


  • Вводная беседа


Учитель. Кто помнит, какова цель нашей экскурсии?


Дети. Найти факты, позволяющие доказать мальчику, что изменения происходят везде – над головой и под ногами.


Во время беседы учащиеся отмечают, какая сегодня погода, какого цвета небо: день солнечный, ярко светит солнце, на улице тепло.


  • Наблюдения за небом


Учитель. Поднимите голову вверх. Что вы видите? Какие изменения могут происходить на небе?


Дети. На небе происходит: движение облаков, летят птицы, солнце прячется за облака и т.д.


Учитель. Сделайте рисунок, как выглядит небо над нашей головой сейчас, в данный момент. В конце занятия мы зарисуем небо еще раз и сравним полученные рисунки.


  • Наблюдение за объектами природы под ногами


Учитель. А что интересного и необычного можно увидеть на земле осенью? Я предлагаю отгадать несколько загадок.

Она под осень умирает Что не сеяно родится?

И вновь весною оживает. (Трава)

Иглой зеленой выйдет к свету, Высока и зелена

Растет, цветет всё лето. Будет скошена она.

Коровам без неё - беда: Овцы, козы и коровы

Она их главная еда! Есть её всегда готовы.

(Трава) (Трава)


Учитель. Можем ли мы наблюдать за тем, как изменяется трава? Понаблюдайте за травой на одной поляне. Она везде одинаковая?


(Учащиеся высказывают предположения о размере, высоте, цвете травы. Зарисовывают траву)


Учитель. А что ещё мы можем увидеть под ногами? Посмотрите, внимательно, под ноги. Соберите несколько предметов, которые увидели. Все предметы должны быть разные.


(Дети собирают предметы на определенной территории, по сигналу учителя прекращают работу и собираются в круг)


  1. Обмен информацией


Учитель. Выложите перед собой ваши находки. (Дети кладут растения, семена, веточки, мусор) Рассмотрите их. На какие группы можно разделить ваши находки?


Дети. Объекты природного и искусственного происхождения (что создала природа, и что сделал человек)


Учитель. В любое время года можно наблюдать эти предметы у себя под ногами? Что необходимо сделать с мусором? Мы сложим мусор в пакет и унесем его со школьного двора. Что будет, если после каждого занятия мы будем выбрасывать один пакет с мусором? Что ещё мы можем сделать, чтобы школьный двор и все село были чистыми?


Учитель. Зарисуйте снова небо над нашими головами. Есть ли изменения? Постарайтесь отразить их на рисунке.


4. Организация анализа и сравнения информации (Этап организуется в классе. Фиксирование результатов происходит с помощью условных обозначений на «Дереве изменений»)


Учитель. Какова была цель экскурсии? Какие факты нам удалось найти? С чего мы начали своё наблюдение?


Дети. Наблюдали за погодой.


Учитель. Опишите, какая была погода.


(Дети дают характеристику увиденного на экскурсии и располагают на левой половине дерева «БЫЛО» значки – ясно ☺, тепло ☼ и др.)


Учитель. Мы вели наблюдение за небом. Удалось ли нам увидеть его изменение?


Дети. Небо изменилось (или нет)


(Идет работа с «деревом изменений» на правой половине «СТАЛО», используются значки – пасмурно ☻, снег *, ветер. К рисунку дерева прикрепляются все работы ребят. Происходит анализ и сравнение того, что увидели в начале и в конце экскурсии)







  1. Подведение итогов


Учитель. Удалось ли нам доказать, что изменения могут происходить везде – над головой и под ногами?


Дети. Да (Не совсем). Мы полностью (не полностью) заполнили «Дерево изменений».


Учитель. Что нам необходимо сделать?


Дети. Пойти через неделю на экскурсию, убедится в правильности своих наблюдений (Собрать новые факты и сравнить с тем, что наблюдали сегодня).


(Аналогично проводится вторая экскурсия, по тем же этапам. Дети ищут факты изменений по уже знакомой схеме, заполняя вторую часть «Дерева изменений» и делают заключение: изменения в природе происходят везде – над головой и под ногами.

С детьми обсуждается: смогут ли собранные на экскурсии факты убедить мальчика «Никому не верю» в том, что изменения в природе происходят везде)


Учитель. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Каким способом вы получили новые знания?


Дети. С помощью собственных наблюдений во время экскурсии и работы с «Деревом изменений».


  1. Домашнее задание


Учитель. Продолжайте сегодня наблюдать за небом. Зарисуйте небо вечером, выглянув из окна. Успехов всем и удачи.

5