СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что у нас под ногами?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что у нас под ногами?»

Урок 6. Что у нас под ногами?

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с тем, какими бывают камни; научатся сортировать их по форме, размеру, цвету; познакомятся с некоторыми свойствами гранита, кремня, известняка.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: атлас-определитель, схемы созвездий, модели Солнца; лупы, камешки, коллекции «Гранит» и «Известняк», репродукция «Москва белокаменная».

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Мудрая Черепаха принесла нам на урок несколько разных моделей. Найдите среди них модель Солнца.

Дети выбирают шарик жёлтого цвета.

— Объясните, почему именно эту модель вы выбрали. Заслушиваются ответы детей.

— Отгадайте загадку.

Из какого ковша не пьют, не едят,

А только на него глядят?

(Созвездие Большая Медведица.)

— Что вы запомнили об этом созвездии?

Учитель прикрепляет на доску схемы созвездий.

— Найдите среди этих созвездий Большую Медведицу. Какие модели этого созвездия вы сделали?

Дети рассматривают модели.

— Что ещё можно увидеть над головой?

 2. Мотивация учебной деятельности

— На прошлом уроке вместе с Муравьём и Черепахой мы узнали о том, что у нас над головой. Муравей Вопросик задаёт нам следующий вопрос. Прочитайте его на стр. 20 учебника. (Что у нас под ногами?)

  • На этот вопрос мы сегодня будем отвечать. Прочитайте, чему мы научимся и что узнаем на уроке. (Узнаем, какие бывают камни. Научимся сортировать камешки по форме, размеру, цвету.)

 3. Работа по теме урока

— Во время прогулки мы с вами собрали много всяких камешков. Разложите их на партах, рассмотрите внимательно. Одинаковые у вас камешки или они чем-то отличаются друг от друга?

  • Автор учебника предлагает разложить камешки группами, разделив их по форме, размеру и цвету. Посмотрите на первую группу нарисованных камней. Какой они формы? (Круглые, прямоугольные, четырёхугольные.)

  • Выберите из ваших камешков образцы, похожие по форме и положите их сверху на рисунки учебника. На какие размеры разделены камни? (Маленькие, средние, большие.)

  • Распределите ваши камешки на группы в соответствии с их размерами.

  • Какого цвета собранные вами камни? Если у вас есть камешки таких цветов, какие изображены в учебнике, положите их сверху рисунков в третьей полоске.

Выполнение всех действий учащихся учитель контролирует,

проходя по рядам.

— Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют, камни. Уже первобытные люди использовали их. Из камня делали орудия труда, оружие, украшения.

  • Присматриваясь к тому, что их окружает, люди заметили, что некоторые камни очень прочные и из них можно строить. Другие, расплавляясь, меняют форму и из них можно что-то сделать. Со временем был найден камень, с помощью которого можно было разводить огонь.

  • С некоторыми камнями мы сегодня познакомимся.

  • Рассмотрите рисунок 1 на стр. 21. Кого вы видите? Что люди делают? С помощью чего мужчина пытается развести огонь?

  • В руках у мужчины два камня. Ударяя один о другой, он высекал искры. На стр. 20 даны фотографии трёх камней. Прочитайте их названия. Может быть, кто-то из вас слышал, какой из этих камней помогал древним людям разводить огонь?

  • Речь идёт о кремне. Что это за камень? Прочитаем о нём в атласе-определителе.

Дети открывают атласы на стр. 8-9,

рассматривают иллюстрации. Учитель читает текст о кремне.

 

Практическая работа

— Чтобы познакомиться со следующими горными породами, вам надо разделиться на группы.

Дети рассаживаются. Учитель в это время раздаёт

лупы и коллекции «Гранит» и «Известняк».

— Возьмите в руки коробки с надписью «Известняк». Рассмотрите образцы. Какого они цвета? (Белого, серого, жёлтого.)

  • Известняк часто встречается в природе. Из него могут быть сложены целые горы, или он может залегать глубоко в земле мощными толстыми слоями.

  • С давних пор люди получали из известняка известь, известковые растворы, строительные камни. Дома и стены часто делали из этого камня. Существует выражение «Москва белокаменная». Многие здания в старой Москве были построены из известняка.

Учитель демонстрирует репродукцию картины «Москва белокаменная».

— Сейчас из особых сортов известняка делают цемент, бетон, железобетон, которые используются в современном строительстве.

  • В обычном известняке остатки организмов, из которых он состоит, не видны. Но у вас в коробках есть образец под названием известняк- ракушечник. Рассмотрите его. Найдите раковинки, из которых он состоит. Благодаря этим ракушкам известняк-ракушечник не спутаешь с его другими «родственниками». Найдите этих «родственников» в коробках. Прочитайте названия. (Мел, мрамор.)

  • Мел — это разновидность известняка. Мрамор — видоизменённый известняк. Он бывает белым, серым, розовым. Мрамором отделывают стены вокзалов, метро, ступени лестниц.

  • Мы с вами познакомились с разновидностями известняка. Какой камень у нас остался?

  • Положите перед собой коробки с надписью «Гранит».

  • Гранит известен людям очень давно — это крепкий и красивый камень. Залегает он в глубине земли и на её поверхности. Из него могут быть целые горы.

  • «Гранит» — название нерусское и переводится как «зернистый». Чтобы понять, почему этот камень так назвали, рассмотрим его. Возьмите лупы, поднесите их к камням. Что вы видите?

  • В состав гранита входят маленькие зёрнышки. Чёрные — это слюда; мелкие зёрна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета — кварц; розовая или серая часть — полевой шпат. Шпат придаёт граниту цвет и соответственно гранит бывает серый или красный. Слюда, кварц и шпат — составные части гранита.

Дети рассматривают образцы этих минералов.

— Из этого камня делают памятники, стены в метро, ступени на лестницах. Ещё гранит используют при строительстве мостов, зданий, дорог. Это очень прочный камень, поэтому люди часто делают из него вещи, которые должны быть прочными и долговечными.

По ходу работы первоклассники выполняют задания

1-2 в рабочей тетради на странице 10-11. Творческое задание 3 предлагается для выполнения дома с родителями.

— Рассмотрите камешки, которые вы принесли на урок. Есть ли среди них гранит? Если есть, то положите их на иллюстрацию гранита в учебнике.

 4. Рефлексия учебной деятельности

— Как мы можем ответить на вопрос Муравья о том, что у нас под ногами? С какими горными породами вы познакомились на уроке? Что о них запомнили? Какие цели мы ставили вначале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

— Рассмотрите рисунки и фотографии на стр. 21. Что изображено с их помощью?

Дети могут проверить себя на стр. 88.

Дети читают вывод на стр. 21.