СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что в имени моём?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что в имени моём?»

«Что в имени моём?»

Цели и задачи: развивать познавательный интерес к исто­рии своего имени, фамилии, рода.

Оборудование: листы бумаги, краски.

Предварительная работа: разучивание стихов, сбор информации о сво­ей семье, родословной. Каждый ученик рисует семейное дерево по образцу.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель. Вы, конечно, знаете свое имя, фами­лию, отчество. Назовите себя.

Фамилия указывает на ваш род, отчество — на вашего отца, а вот имя принадлежит вам.

Имя не дают случайно. Оно тщательно выби­рается вашими родителями.

Кто из вас знает, почему вас так назвали?

Учитель слушает ответы детей.

Имена имеют свой смысл. Давайте узнаем, что обозначают некоторые имена.

Александр — храбрый защитник,

Ксения— гостеприимная,

Иван — красивый, богатый.

А имена Вера, Надежда, Любовь говорят сам за себя.

Запишите домашнее задание: узнать, что зна­чит твое имя.

Иногда тебя называют именем бабушки или дедушки. Как ты думаешь, почему? (Ответы де­тей.)

Тренинг «Рисуем свое имя»

Учитель. Сейчас я хочу предложить вам не­обычное задание — нарисовать свое имя.

Постарайтесь передать определенные черты своего характера красками. Не обязательно рисо­вать свой портрет, можно нарисовать сказочное существо, на которое вы похожи.

Игра «Имена»

Учитель. У нас в классе четыре Даши,

Три Танюши и два Саши,

Три Илюшки, два Данилки

И еще Тарас, Маринка.

А у вас, ребята, в классе

Есть ли Кати, есть ли Насти?

Дети встают в круг, педагог говорит:

«Все Саши вышли в круг;

Все Маши вышли в круг...»

Названные дети встают в центре круга, они ис­полняют любое желание детей — поют, танцуют, читают стихотворение.

Ребенок. А у нашего Василия

Есть и имя и фамилия.

Сегодня первоклассников

Записывали в класс,

Не растерялся Васенька

И заявил тотчас:

— Есть у меня фамилия!

Я — Вася Чистяков.

— Вписали вмиг Василия

В число учеников.

Да, имя и фамилия

Не пара пустяков.

А. Барто

Составление своей родословной

Учитель. Каждый человек имеет свои корни, свой род. Сегодня мы «вырастим» именное дере­во своего рода. У каждого из вас есть мама и папа, бабушки и дедушки, тети и дяди. Попробуйте соз­дать свое дерево и рассказать о нем.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие имена встречаются в вашем роду?

  • Кого больше в роду: мужчин или жен­щин?

  • Известен ли основатель вашего рода?

  • Всех ли родственников вы знаете лично?

Учитель. Не имя прославляет человека, а человек имя.

Как вы понимаете эту пословицу? (Omвem детей.)

Как можно прославить свое имя?

Чтение и обсуждение рассказа Е. Пермяка «Личугин мост»

Учитель читает рассказ.

По пути в школу ребята любили разговари­вать о подвигах.

  • Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребенка спасти!

  • Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает другой. — Сразу про тебя узнают.

  • Лучше всего на Луну полететь, — говорит третий мальчик. — Тогда уж во всех странах бу­дут знать.

А Сема Пичугин ни о чем не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.

Как и все ребята, Сема любил ходить в шко­лу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в бережках, и пере­скакивать через нее было очень трудно.

В прошлом году мальчик не доскочил до дру­гого берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдешь, когда короткая есть?

Вот и задумал Сема Пичугин старую ветлу с этого берега на другой уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точенный. И стал он рубить им ветлу.

Нелегким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоем не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветки. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сема, ходить стало еще труд­нее. Держаться не за что. Того гляди, упадешь. Особенно, если снег.

Решил Сема приладить перильца из жердей.

Дед помог.

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали хо­дить из села в село короткой дорогой.

Чуть кто в обход пойдет, ему обязательно скажут:

— Да куда ты идешь за семь верст киселя хле­бать? Иди прямиком через Пичугин мост.

Так и стали называть Семиной фамилией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и хо­дить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших бревен. А на­звание мосту осталось прежнее — Пичугин.

Вопросы для обсуждения:

  • Чем Саша Пичугин отличается от своих сверстников?

  • Почему мост назвали его фамилией?

  • Обязательно ли совершать подвиг, чтобы твое имя осталось в памяти людей?

  • Что для этого нужно?

Подведение итогов

Учитель подводит детей к осознанию себя как части рода, семьи. Дети делают вывод, что по­ступки одного человека так или иначе отражают­ся на всей семье, и имена людей, совершивших достойные дела, их потомки будут помнить дол­гие годы.