Тема: «Что значит быть настоящим человеком?» (по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»)
Эпиграф к уроку:
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
М. Исаковский
Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок, М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе.
Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.
Биография писателя.
Великий советский писатель М. А. Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин, когда-то Донецкой, а ныне Ростовской области. Рассматривая тему «Биография Шолохова, кратко о главном», непременно стоит отметить, что родился будущий писатель под фамилией Кузнецов, но потом в 1912 году он сменил ее на Шолохов, но об этом чуть позже. Свое начальное образование он получил в Москве, еще в Первую мировую, но потом продолжил свое обучение в гимназии города Богучар (Воронежской губ.). Затем в 1922 году опять вернулся в Москву, чтобы поступить в институт, но не поступив туда, чтобы прокормиться, начал подрабатывать разнорабочим. Свое свободное от работы время Шолохов тратил на самообразование.
Его отец - Шолохов Александр Михайлович - был родом из Рязанской губернии. Он занимался скупкой скота, сеял хлеб, был приказчиком на коммерческом предприятии, потом управляющим на мельнице. Дед писателя был купцом третьей гильдии. Матерью писателя была Черникова Анастасия Даниловна, дочь бывшего крепостного крестьянина и переселенца на Дон. Став сиротой, она была выдана замуж своей хозяйкой-помещицей Поповой за сына казачьего станичного атамана Кузнецова. Никакой пластики: 10 знаменитостей, решивших стареть естественным путем Актеры, чья жизнь изменилась после одной роли Нерегулярный сердечный ритм и другие изменения в работе сердца после 50 лет Но потом все же она ушла от своего супруга к Александру Шолохову. Их сын родился незаконнорожденным, и поэтому сначала носил фамилию Кузнецова. Уже после того, как ее официальный муж в 1912 году умер, она смогла обвенчаться с Шолоховым и переписать сына на его фамилию.
Рассказ «Судьба человека» появился в конце 1956 года. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую, где жил и работал писатель.
В этом рассказе с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годы испытаний. М. Шолохов показал, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом.
Есть свидетельства солдат, с которыми писатель встречался под Сталинградом. У одного из них был роман «Война и мир» Л. Толстого, где Шолохов оставил запись красным карандашом: «Друзья мои! Ни шагу назад! Пусть слава Бородина вдохновит нас на ратные подвиги. Верю, реять красному знамени над рейхстагом! До встречи в Берлине. Ваш Шолохов».
Всякий раз новому пополнению, по приказу комбата, зачитывались, эти слова Шолохова, они заучивались наизусть.
История названия рассказа «Судьба человека».
Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества - эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М. Лермонтов в стихотворении « Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Л. Толстой в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире». Все эти качества есть у А. Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека».
Словарная работа
Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение.)
Каково лексическое значение этого слова в толковом словаре С. Ожегова? («Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством».)
Именно в этом значении употребил данное слово М. Шолохов. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов.
Работа по тексту рассказа
1. Когда и при каких обстоятельствах происходит наше знакомство с героем рассказа?
Опишите его внешность.
2. Как называется эта часть композиции? (Экспозиция.)
3. Какова по настроению экспозиция рассказа? Какую роль здесь играет пейзаж?
(Экспозиция спокойна, нетороплива. Повествование от первого лица, взгляд, который подмечает множество подробностей весеннего дня (бездорожье, размокший снег, разлив реки, белые облака.)
4. Какова роль экспозиции?
(Она мотивирует рассказ Соколова, предваряя предельную искренность.)
5. Но только в этом ли ее значимость? Каков характер деталей, отобранных Шолоховым для описания внешности, мира и облика людей?
(Образ послевоенной весны; признаком уходящей зимы вторит напоминание об ушедшей войне; в облике людей: «солдатские ватные штаны», «новые солдатские ботинки», «ушанка»; вся картина мира как символ весеннего возрождения мира; глаза Соколова «словно присыпанные пеплом»); глаза Ванюши (светлые, как небушко)).
Вывод: экспозиция подготовила превращение рассказа о судьбе шофера А. Соколова в повествовании о судьбе человека.
6. Кратко вспомните историю жизни Соколова?
Соколов - Ирина (два одиночества).
7. Как складывается судьба Соколова на фронте?
- Как попал в плен?
- Эпизод в церкви, случай с предателем.
- У коменданта лагеря Мюллера.
- «Наука ненависти» (в плену).
8. Играет ли эта деталь (выпил водку) в жизни героя? (Подчеркивает его моральную стойкость.)
9. Можно ли считать пребывание наших солдат в плену подвигом?
10. Как вы понимаете слово « подвиг»?
Побег из плена- это подвиг?
(Подвиг – русск., героический , самоотверженный поступок.)
Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии № 270 от 16 августа 1941 года гласит, что все части красноармейцев обязаны драться до последней возможности, а если примут решение сдаться в плен, то их уничтожат свои же. Семьи сдавшихся в плен лишались помощи и пособий. Сталин говорил, что у нас нет пленных, у нас есть только предатели.
В рассказе об этом Шолохов ничего не сказал.
11. Как складывается судьба Соколова после войны?
12. В чем Соколов увидел смысл своей жизни? (Ребенок – продолжение жизни. Рита Осянина - сын (мужское начало), «А зори здесь тихие…».)
13. Какой эпизод (эпизоды) рассказа можно назвать кульминацией? (У коменданта Мюллера. Усыновление Вани.)
14. В чем видит Шолохов истоки мужества своего героя? (Твердость, моральная стойкость , качества, воспитанные советской эпохой.)
15. В каких произведениях русских писателей встречалась проблема русского национального характера? («Слово о полку Игореве», А. Толстой « Русский характер», Б. Васильев «А зори здесь тихие…», Лесков «Левша», Н. Чернышевский «Что делать?», Л. Толстой «Война и мир».)
16. Как вы считаете, какая черта из всех перечисленных самая важная? (Патриотизм, любовь к Родине).
17. Обращение к эпиграфу.
Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.
Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Но там он встречает чудесного мальчишку Ванюшку и сердце его оживает.
Просмотр отрывка из кинофильма Сегрея Бондарчука « Судьба человека».
Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?
- После встречи с мальчишкой, у которого « глазёнки- как звёздочка после дождя», у Соколова « сердце отходит, становится мягче», « на душе стало легко и как-то светло. Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.
- Итак, Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?
- Как вы думаете, что ждёт впереди наших героев?
- Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы - человек несгибаемой воли)
- Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой?(Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).
- Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.
Смысл названия рассказа
- Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (Жизнь человека. Судьба. Родина. В образе простого русского человека, каких миллионы, солдата Андрея Соколова, Шолохов раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. В этом обобщённость, собирательность образа Соколова. Перед нами предстаёт не просто история жизни солдата, а судьба человека , воплотившего в себе типические черты национального русского характера; в самой биографии героя совместились черты, свойственные «не одному какому – либо социальному слою, но – народу. Поэтому и рассказ называется не «Судьба солдата», а «Судьба человека».)
-Судьба А. Соколова – это судьба обыкновенного русского человека, на чью долю выпала Вов. Таких судеб миллионы.
Итоги урока
Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?
(Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)
- Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...
- «Словно присыпанные пеплом» - то есть какие, какого цвета? (серые, цвета пепла)
- А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?
(Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)
- Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя.
-Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?
(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)
Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает ужасы войны, самые трагические ее стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы. «Символический русский Иван – это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные годы войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасал его от неминучей гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины.
Хорошее имя Иван».
Шолохов воспитывает в людях гуманизм. Мы не знаем произведения, в котором с такой же эмоциональной силой прозвучала бы эта тема, как в рассказе «Судьба человека». Он напоминает о долге любого из нас – замечать страдания людей, стремиться помочь им.
Домашнее задание: Посмотрите фильм «Судьба человека», напишите в тетрадь аргументированный ответ на следующий вопрос с опорой на рассказ Шолохова «Судьба человека»: «Что значит быть настоящим человеком?».